Тема урока: Монголо-татарское нашествие на Русь
Дата: 28.11.2024год 6класс
Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь (1урок)
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с завоеваниями Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси;
2. Совершенствовать умения работать с историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
3. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
Оборудование: учебник, тексты документов, маршрутные листы, листы А-2, маркеры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Хронометраж |
Оргмомент Мотивация (самоопределение К учебной деятельности) | Здравствуте, Ребята! Я очень рада, войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда вниманье Ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок, скрестите шпаги Ваших мнений – Мы вместе сотворим урок! -Ребята, вы видите, что у нас парты расставлены по другому, это означает будем работать в группах, назначаю руководителей групп, 1 группа – Степан, 2 группа – Айдар, 3 группа- Оксана. Работаем с маршрутными листами, они у вас на столах. Запишем число сегодняшнее и ФИ. | Приветствуют учителя. | 1мин |
Актуализация знаний | Первая группа: Задание 1.Вам надо решить кроссворд и отгадать ключевое слово, Ребята, в группе вы можете совещаться, но старайтесь работать самостоятельно. На это задание отводится 3 минуты. Вторая группа: Задание 1. Третья группа: Задание1. Хорошо, справились. А теперь давайте оценим себя. На доске у меня прописаны критерии, Кто правильно самостоятельно отгадал, ставьте «5». Кто обращался за помощью или не отгадал 1 или 2 слова –ставьте «4». Кто не отгадал 3 и более – ставьте оценку «3». | Выполняют задание №1, и получают ключевое слово «Монголо». Выполняют задание 1 и получают слово «Татарское». Выполняют задание 1 и получают слово «Нашествие». Оценивают себя | 3мин |
Изучение новой темы | -О чем же, ребята, мы сегодня будем говорить на уроке? _Итак, тема нашего урока «Монголо-татарское нашествие», записываем в маршрутный лист тему. -А, какие цели поставим сегодня на уроке? Учитель пишет на доске цели | Узнать о монголо-татарах, Познакомиться с захватнической политикой монголо-татар, о Чингизхане. Учащиеся проговаривают: Изучить Анализировать Делать выводы Работать с текстом Работать с учебником. | 25мин |
Рефлексия | Возвращаемся к маршрутным листам, Задание 2 -Ребята, а что вы знаете о монголо-татарах? Хорошо. А теперь выполняем задание 2, табличка там, и первая графа «Я знаю», очень коротко напишите, что вы знаете о монголо-татарах, вам времени 2 минуты. А теперь , ребята озвучим, но только, не повторяться. -А сейчас, ребята поработаем с историческим документом, (Плано Карпини) внимательно прочтем и составим кластер вот на этих больших листах и затем его представим всем, 3 минуты вам времени. -Ребята, здесь вы видите имя Чингизхан. И вот о нем, расскажет нам Даша Антонова. Вывод: -Ребята, , как вы думаете, какими чертами характера должен обладать Чингизхан, захватив обширную территорию и покорив столько народов и племен. -Устали,отдохнем, немного Физминутка: Я буду читать утверждения и если оно верное- встаньте, если нет хлопните в ладоши, хорошо? - Итак, монголо-татары захватили Китай?верно -Шарухан –половецкий хан?верно -Боголюбского звали Василий? Не верно -Размялись намного! - Итак, Чингизхан, решил пойти на Русь. А что случилось дальше, нам расскажет Степан .спасибо Степан, садись. -Ребята, обращаемся к нашим маршрутным листам, выполним задание 3, 2 минуты вам времени. -Ребята, в скором времени умирает Великий хан и он завещает своему внуку Бату – пойти на Русь, она богата и много там пастбищ. И вот Батый, так его называли на Руси, пошел на запад, первой жертвой стала Волжская Булгария. Дорога на Русь была открыта! - Ребята, переходим к заданию 5, открываем учебники на стр 124. У каждой группы свое задание. 7 минут вам времени. -Итак, какие города Руси были завоеваны. Третья группа ваш ответ? Показываю на слайде завоеванные города. -Ваш ответ вторая группа? Показываю на слайде завоеванные города. -третья группа ваш ответ Показываю на слайде завоеванные города. - а теперь, ребята, самое время вернуться к заданию 2 ко второй графе «Узнал» и коротко запишем, что вы узнали на уроке. 2 минуты времени. -1 группа что вы написали? -2 группа Что у вас? -3 группа Что вы узнали? Хорошо, молодцы! - Ильвина, прочти как называется 3 графа нашей таблицы? -Ребята, а что вы хотели бы узнать по этой теме? -Запишем в 3 графу, Ребята проверив ваши маршрутные листы, я учту ваши желания и на следующем уроке рассмотрим эти вопросы. - Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, вернемся к целям урока. Что на уроке сделали? -Записываем домашнее задание: Выучить даты, параграф 18, и будет дополнительное очень интересное задание по желанию,. -Ребята, монголо-татарское нашествие волновала не только историков, но и известных художников, писателей, музыкантов. Так вот поработайте в сети Интернет, может вы там найдете картину, посвященную этой теме или музыкальные произведения. Сегодня поставлю оценки за активную работу на уроке .- -Маршрутные листы, ребята, сдайте, я их проверю и на следующий урок поставлю оценки. | ответы учеников: смелый, целеустремленный, хороший организатор. Изучают документ, (Плано Карпини) составляют кластер. Каждая группа представляет свой кластер. Изучают документ, составляют кластер. Каждая группа представляет свой кластер. Даша делает сообщение о Чингизхане. (2-3мин). Смелый, жестокий, целеустремленный. Делают физминутку. Степан делает сообщение «Битва на Калке», учащиеся слушают. Выполняют задание 3. Слушают. Выполняют задание 5 Были завоеваны Рязань Были завоеваны Были завоеваны Выполняют задание 2, графа «Узнал». Битва на Калке, захватили русские города. Ответ: Хочу узнать Ответ: Как жила Русь после нашествия монголо-татар? -заполняют 3 графу. Познакомились с завоеванием Руси монголо-татарами; Анализировали , Делали выводы, Работали с учебником, Записывают домашнее задание в дневниках. | 1мин |