Тема урока: Построение графиков функций у=f(x)+b и у=f(x+a).
Тема урока: Построение графиков функций у=f(x)+b и у=f(x+a).
Цель урока: 1. Создать условия для осмысления и нахождения учащимися способов построения графиков функций у=f(x)+b и у=f(x+a), если известен график функции у=f(x), способствовать развитию логического мышления и наблюдательности учащихся.
Задачи урока: 1. Экспериментальным путём вывести алгоритм построения графиков функций у=f(x)+b и у=f(x+a).
2. Развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать и обобщать изучаемые факты.
Ход урока
Подготовка к ОГЭ: задача №11(распечатка с подборкой задач):
Установить соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают: №16, №18, №20 (номера функций из распечатки).
Работа с листом самооценки (оценить свою работу на данном этапе и зафиксировать в листе самооценки).
Проверка домашней работы, ответы на вопросы учащихся по заданиям, которые вызвали трудности: № 289, 290, графики функций.
На доске записаны функции: y = 2x+3, y =(x – 3)2, y = 2,
y =, y =
, y = 4, y =
y =
x2, y =
-4, y = -5x2, y =
+ 5, y = x2+2,
Распределите данные функции на две группы: в первой группе функции, графики которых мы изучали и умеем строить, во второй группе функции, графики которых мы не умеем строить.
На предыдущем уроке мы строили графики функций вида у= kf(x) с помощью графика функции у=f(x).
Назовите для функций второй группы вспомогательную функцию.
В чём отличие формул, которыми задаются функции? (в первых трёх функциях вместо х стоит выражение: х + число). Назовите аргумент данных функций. Как записать данные функции в общем виде? (у=f(x+a)). А в следующих трёх функциях что меняется? Как записать эти функции в общем виде? (у=f(x)+b).
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какой будет тема урока (учащиеся называют тему и задачи урока, учитель по необходимости корректирует).
Слайд 1 Задание: построит по точкам в одной системе координат графики функций:
y = x2, y = x2 + 3, y = x2 – 3.
Слайд 2 Проверка. Что вы заметили? Сделайте выводы (учащиеся пытаются сформулировать алгоритм построения графиков функций вида у=f(x)+b, учитель по необходимости корректирует выводы учащихся).
Слайд 3 Построить графики функций:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
| | |
| | |
| | |
Проверка: слайды: 4, 5, 6. Сделайте выводы.
Работа с листом самооценки (оценить свою работу на данном этапе урока).
Слайд 7. Задание: построит по точкам в одной системе координат графики функций: y = x2, y = (x + 3)2, y = (x – 4)2.
Слайд 8: Проверка построения графиков. Что вы заметили? Сделайте выводы (учащиеся пытаются сформулировать алгоритм построения графиков функций вида у=f(x+a), учитель по необходимости корректирует выводы учащихся)..
Слайд 9: Построить графики функций:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
| у=|х| | у= |
| у=|х+3| | у= |
| у=|х-2| | |
Проверка построения графиков: слайды 10, 11, 12.
Работа с листом самооценки (оценить свою работу на данном этапе урока).
Подготовка к следующему уроку: слайд 13.
Итог урока: сегодня на уроке мы сформулировали алгоритмы построения графиков функций вида у=f(x)+b и у=f(x+a) с помощью графика функции у=f(x).
Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки (листы самооценки сдаются учителю в конце урока).
Рефлексия: 1. Сегодня на уроке мне было трудно;
2. Я понял(а), как строить графики функции вида у=f(x+a);
3. Я не понял(а), как строить графики функции вида у=f(x+a);
4. Я понял(а), как строить график и функции вида у=f(x)+b;
5. Я не понял(а), как строить графики функции вида у=f(x)+b;
6. Могу построить самостоятельно график данного вида;
Лист самооценки:
Фамилия, Имя ______________ класс _____________
Этап урока | Максимальное количество баллов | Количество баллов |
Подготовка к ОГЭ: Задача №11 | Каждое задание 1 балл | |
Построение графиков функции y=f(x + a) | Каждый график 2 балла | |
Построение графиков функции y=f(x)+b | Каждый график 2 балла | |
Оценка работы на уроке | 14-15 баллов – «5» | |
13-11 баллов – «4» | | |
10-8 баллов – «3» | | |
менее 8 баллов – «2» | |
Предметными результаты: - овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; - умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений.