Урок русского языка в 6 классе «Правописание не с именами прилагательными»
Тема урока: «Правописание не с именами прилагательными»
Цели урока:
Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.
Ход урока.
1.Орг. момент
- Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал:
«Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»
- Давайте , ребята, откроем тетрадки, запишем число сегодняшнее и кто-то уже получает задание у доски
2. Актуализация знаний
- Индивидуальные задания: 1. На обычной доске записано предложение нужно одному человеку выполнить морфологический разбор существительного, а другому – прилагательное. У обоих проблемный вопрос: «Чем морфологический разбор существительного отличается от разбора прилагательного?» Солнце скрылось за чёрной3 тучей3
2. На интерактивной доске: восстановить схему разрядов прилагательных и примеры распределить по разрядам.
- Работа с классом.
1. Повторение сведений о прилагательном:
Что такое прилагательное?
Как изменяется прилагательное?
Что вы знаете о степенях сравнения прилагательных?
Чем краткие прилагательные отличаются от полных?
Синтаксическая роль прилагательных?
2. Теперь обратите внимание на следующую запись на слайде.
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
(Не) быть гордым и грубым.
(Не) произносить грубых и пустых слов.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 г.)
(Читает ученик)
-Ломоносов нам здесь советует беречь время учёбы, так как оно не вернётся, его не наверстаешь. Согласны вы с его высказыванием?
-Какое правило вспоминаем, глядя на эти скобки?
-Как пишутся не с глаголами?
-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?
(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)
3. проверка выполнения заданий у доски.
3. Изучение нового материала.
1. Работа с презентацией.
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье;
(не)друг, а враг;
(не)друг;
(не)годование;
(не)решительность;
(не)брежный;
(не)веселый
2. Вспомним орфограмму Не с существительными.
Работа с таблицей на интерактивной доске
Не с существительными | |
Слитно | Раздельно |
Не употребляется без не- | Союз А |
= синониму без не- | |
Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока
“Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетради.
3.Работа с таблицей на интерактивной доске
Не с прилагательными | |
Слитно | Раздельно |
Неряшливый | Не широкая, а узкая дорога |
Без не не употребляется | Союз А |
Неблизко = далеко | 2.Далеко не веселый |
= синониму без не | Слова: далеко не Вовсе не Ничуть не Нисколько не Никогда не Отнюдь не |
| |
Таблица раскрывается постепенно (сначала объясняют написание прилагательных, потом формулируют правило)
4. Обобщающие вопросы.
1. Что общего и чем отличаются орфограммы «не с прилагательным» от орфограммы «не с существительным»?
2. Знакомство с теоретическим материалом Т 106
3. О чём новом для себя вы узнали из правила? ( не с краткими прил. пишется так же, как и с полными; не с относительными и притяжательными прилагательными пишется раздельно)
Закрепление.
Поиграем: я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ.
(Глупый пёс) - неумный ,(злой взгляд) - добрый, (узкая речка) - неширокая, (твёрдый хлеб) - немягкий , (близкий город) - недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.
-- Как пишутся такие прилагательные? (гиперссылка)
Физминутка. Немного отдохнём.
Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.
нечаянная встреча не мягкий, а твёрдый хлеб нестрогий человек далеко не удачный ответ | ДОПОЛНИТЕЛЬНО: неожиданное известие не скучная, а интересная книга неглубокий овраг, небрежный почерк |
Работа с текстом
Один из неизвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей.
Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. Непривычное слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя — Беринг.
В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к неведомым берегам Камчатки. Не отказался капитан. Целый год готовились, потому что поход был неблизок. Так был открыт пролив, который назвали Беринговым.
- Тема текста
- Основная мысль
- Тип речи
- О каком царе Петре идёт речь? Что вы знаете о нём?(Гиперссылка)
- Кто же такой Беринг? (Гиперссылка)
- Где находится Берингов пролив? (Гиперссылка)
- Выписать слова с не в 2 столбика, раскрыть скобки и объяснить написание.
5.Обобщение
1. Перечислить 2 случая слитного написания не с прилагательным.
2. Перечислить 3 случая написания не с прилагательным раздельно. Примеры.
6. Игра «Змейка» ( по рядам). Каждый на ряду по очереди называет слово на орфограмму. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит задание, тот выигрывает.
1 ряд – не с существительными
2 ряд – не с прилагательными
. Итог урока.
Герой сказки «Маленький принц», которую мы будем читать, сказал:
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.»
А.де Сент-Экзюпери
Оцените свою работу с помощью фразеологизмов.
7.Оценки
8. Задание на дом
Т § 106 , выучить правило
На выбор Упр. 431 или выписать из рассказов Платонова примеры написания не с изученными частями речи.
7