12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хонанова Надия Исламовна73
МКОУ Аул-Бергульская СОШ
Россия, Новосибирская обл., НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУЙБЫШЕВСКИЙ РАЙОН, АУЛ-БЕРГУЛЬ

6 класс

Тема: «Степени сравнения наречий».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: изучение степеней сравнения наречий

Задачи:

Образовательные:

формировать понятие о степенях сравнения наречий: сравнительная и превосходная;

учить определять и образовывать степени сравнения наречий, выделять суффиксы;

находить и отличать наречия в сравнительной степени от имен прилагательных в сравнительной степени.

Развивающие:

формулировать тему, задачи урока;

соотносить цели и результаты деятельности, определять степень успешности работы;

формировать познавательный интерес, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;

планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения,

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание.

Воспитательные:

формировать навыки самостоятельной работы;

развивать культуру речи и положительные эмоции;

воспитывать чувство товарищества, ответственности и дисциплинированности.

Планируемый результат:

Предметные:

иметь представление о сравнительной и превосходной степени сравнения наречий, о синтаксической роли наречий в сравнительной степени;

уметь различать сравнительную степень прилагательного и наречия;

уметь образовывать степени сравнения наречий;

уметь правильно произносить слова и строить связное монологическое высказывание на заданную тему;

уметь делать выводы в процессе работы над лингвистическим материалом.

Личностные: 

воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Метапредметные:
Познавательныеструктурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивныеосознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативныеорганизовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Методы обучения: проблемный метод, деятельностно-практический метод, частично-поисковый; наглядно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник русского языка под редакцией Г.К.Лидман-Орловой.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Я рада приветствовать вас в этом классе:

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть будет сегодня в нашем классе

Светло, уютно и легко.

Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу.

Я желаю, чтобы возникающие проблемы вы решали вместе.

Чтобы вы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке.

И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у нас на уроке.

Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

-Запишем число.

Актуализация знаний.

-Ребята, на экране зашифровано слово. Угадайте, что это за слово?

А Р И Е Ч Е Н (наречие)

Правильно. Сегодня мы продолжаем говорить про наречие.

Вначале давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи

Итак, если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши.

Наречие - самостоятельная часть речи. (+)

Наречие связано только с глаголом (-)

Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Как? (+)

Наречие имеет окончание. (-)

В наречии после шипящих в суффиксах под ударением - о, без ударения - е. (+)

В предложении чаще всего вопрос к наречию ставится от глагола. (+)

У всех наречий на конце после шипящих пишется ь (-)

В предложении наречие является обстоятельством. (+)

Наречие - изменяемая часть речи (-)

Наречие образуется от прилагательных.(+)

-Молодцы, вы все справились с этим заданием. Давайте кто-нибудь попробует сформулировать правило:

Что же такое наречие?

Замечательно!

- Ребята, вы обратили внимание, что прозвучала такая формулировка: наречия образуются от прилагательных.

- От всех ли прилагательных можно образовать наречия? ( Только от качественных).

- А чем отличаются качественные прилагательные от относительных и притяжательных прилагательных? ( Имеют степень сравнения)

- Наречия, образованные от качественных прилагательных имеют степень сравнения? (ДА)

-Значит, как можно сформулировать тему нашего урока?

(Степени сравнения наречий).

- Давайте запишем в тетрадях тему нашего урока.

На доске (Степени сравнения наречий).

-Давайте теперь попробуем определить ЦЕЛЬ урока: что мы должны узнать и чему научиться?

(Узнать о том, какие формы степени сравнения имеет наречие, научиться образовывать их, отличать от форм степеней сравнения прилагательных).

-А теперь, ребята, внимание на экран.

Кто догадался, что мы должны сделать?

Да, подставить пропущенные наречия. У вас на парте лежит текст с пропущенными словами. Вы должны подставить в нужных местах наречия, которые подходят по смыслу.

Приступаем к работе.

Был полдень, ____________ палило солнце. На горизонте появилась туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул сильный ветер. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула яркая молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться,_______заметались птицы.

Проверяем. ( Текст на слайде)

Самопроверка.

Был полдень, беспощадно палило солнце. На горизонте появилась туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул сильный ветер. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула яркая молния, глухо раздался удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.

- А что у вас получилось? Прочитай, пожалуйста, …

Вы заметили, что все наречия заканчиваются на –о(-е).

Что мы знаем о таких наречиях?

(Эти наречия образованы от качественных прилагательных, и также как прилагательные имеют степени сравнения).

Вспомните, какие степени сравнения имеют прилагательные? (простую и составную сравнительную степень, простую и составную превосходную степень).

Откройте теорию , посмотрите, какие степени сравнения имеют наречия?

( Ответы детей) На экране слайд с таблицей

Перед вами таблица степеней сравнения прилагательных и наречий, заполните таблицу двумя примерами из текста. Выделите суффиксы.

Слайд

Сильный

Медленно
















Проверьте себя. Все сделали правильно?

Давайте посмотрим, совпали ли наши таблицы. Слайд 6.


слайд

Сильный

Медленно


сильнее


медленнее

Более сильные


более медленно

сильнейшие


-

Самые сильные, сильнее всех


Медленнее всех



– Какие степени сравнения имеют наречия?
– Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие?
– Как они образуются?
– Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?

Давайте посмотрим, у всех ли получилась таблица.

-Для чего же в русском языке сравнительная степень наречий? (Чтобы показать, что признак одного действия больше или меньше, чем признак другого действия).

-Ребята, вы заметили, что у наречий и прилагательных совпадает в произношении и написании одна форма. Какая?

(Форма простой сравнительной степени).

-Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени? Посмотрите на экран, где записано четыре предложения, прочитайте их про себя.

Сосновый бор реже.

Баскетболист реже забрасывал мячи в корзину.

Метель всё выше наметала сугробы.

Мой друг выше остальных.

- Какие слова повторяются? ( реже – реже, выше – выше)

- Ребята, подумайте и скажите, являются ли эти слова одной и той же частью речи? (нет)

- А что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово.

Мы должны:

а) посмотреть, от какого слова зависят;

б) поставить к словам вопросы;

в) определить, какими членами предложения они являются;

Следовательно, у нас возникает цель. Какая? (Различать степени сравнения прилагательных и наречий). Попробуем это доказать. Устно.

Запишите самостоятельно алгоритм определения наречия и прилагательного как части речи. (Через 2 минуты).

(Алгоритм на слайде все сверяются со своей работой).

АЛГОРИТМ

Наречие


прилагательное



зависит от



глагола



существительного


вопрос




как?




каков (а,о,ы)?



член предложения



обстоятельство


сказуемое

Вы согласны, что с помощью такого алгоритма можно научиться отличать похожие формы прилагательных и наречий?

Физкультминутка

Руки выше мы поднимем

и опустим не спеша,

глазки плотно закрываем

до пяти мы сосчитаем,

Открываем широко

И подышем глубоко,

Сильнее пальчики сожмём

И быстрее разожмём

Назовите наречия в сравнительной степени (выше, сильнее, быстрее).

Слова «Быстрее, выше, сильнее», принадлежат французскому священнику Анри Дидону, именно эти слова стали олимпийским девизом.

Теперь закрепим знания, полученные при составлении алгоритма.

Закрепление

Укажите номера предложений:

I вариант – с прилагательными в сравнительной степени (1,4,5,8).

II вариант – с наречиями в сравнительной степени (2,3,6,7).

Вписываете только номера предложений!!!

Левый берег реки ниже правого.

Над морем самолет опустился ниже.

При объяснении точнее формулируйте мысли.

Ваш ответ точнее моего.

Новое здание театра красивее старого.

Вы пишите красивее меня.

В присутствии больного всегда говорили тише.

Сегодня море тише, чем вчера.

(Проверка)

Синтаксический разбор второго предложения.

Лексическая пятиминутка (устно).

-Подберите к глаголу «говорить» различные наречия. Образуйте от них сравнительную степень.

Говорить - быстро (быстрее),

весело (веселее),

неторопливо (неторопливее),

насмешливо (насмешливее),

плавно (плавнее),

образно (образнее),

гнусаво (гнусавее),

ласково (ласковее),

уверенно (увереннее),

протяжно (протяжнее),

грамотно (грамотнее),

красиво (красивее),

громко (громче) и т. д.

-Сколько словосочетаний с наречиями может дать этот глагол?

-О чём это свидетельствует?

( Об огромных возможностях наречий для уточнения значений глагола, показывают роль наречий в передаче точности и выразительности речи.)

Работа по учебнику: Упр. 550

Вывод: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

- Ребята, что нового на уроке вы сегодня узнали? Всё ли вам понятно?

- Как найти в тексте наречие в форме простой сравнительной степени?

- Почему эту форму наречия легко спутать с формой простой сравнительной степени прилагательного (одинаковые суффиксы).

Рефлексия.

-Оцените результаты своей деятельности: прикрепите на цветок бабочку красного цвета (мне всё понравилось, всё было понятно),

белого цвета (у меня есть вопросы, не всё понятно).

Определяют степень успешности работы.

Дом.з. Найти в художественном тексте 5 предложений с наречиями сравнительной степени.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.