Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему: «В гостях у его величества Глагола»
Тема урока: «В гостях у его величества Глагола».
(Обобщение по теме «Глагол»)
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).
Цели как деятельность учеников.
М/к:
- договариваться о совместных действиях;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль;
- выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.
6/4ЛР:
- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
- продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
- воспитывать у пятиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.
Оргмомент. |
Ход урока Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Учащимся предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Д.И. Поленов «Ранний снег» Д.И. Поленов «Золотая осень» |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание приёмы организации ситуации успеха на уроке. |
1.Фонетическая зарядка. |
Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи. 1 группа учеников (хором): «Мимоза» С мохнатой мимозой зима обнималась, Мимоза смутилась, сморщилась, смялась. Махая мантильей морозец смеялся, И маленький кустик мимозы сломался. (В. Брюсов.) 2 группа учеников (хором): «Песенка синичья» Солнце садится, струится водица, Птица-синица в воду глядится. Чистой водицы синица напьётся, Славно сегодня звенится, поётся. (М. Бородицкая.) 3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная» Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать нам пора Для укрепления пера» ( М. Бородицкая.) |
Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства. |
2.Языковая разминка. |
Прочитайте предложение (на доске): Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный). 1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания. 2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы. 3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи. 4. Разберите по составу глаголы зеленеют, поют. |
Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. ТОУУ |
3. Формулирование темы урока. Мотивация к деятельности. |
Интересная часть речи Работать и мечтать. Ребята формулируют тему урока: Обобщение по теме «Глагол») (Запись в рубрике «мудрые мысли») |
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
4. Защита «портрета» глагола. |
Учащиеся отвечают, приводя примеры (по плану) 1. Как доказать, что слово «зеленеют» является глаголом? |
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
5. Мини-исследование. |
Сравните тексты. Чем они отличаются? Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится? (Сделайте вывод о роли глагола в тексте). |
|
6.Орфографическая работа. |
Спишите, вставляя подходящие по смыслу и форме глаголы. |
|
7.Составление акротекста. |
Акротекст (глагол) Грачи прилетают ранней весной, они делают природу шумной. Лужицы на улицах сверкают зеркалами и радуют детей. Арки домов и крыши скоро будут опасны для прохожих. Горы снега начали таять и образовали шумные потоки воды. Они доставляют много хлопот нашему дворнику дяде Мише. Люди нашего города рады приходу весны. |
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. |
8.Групповая работа творческого характера а) синквейн б) синонимический ряд в) определение лексического значения слова г) игра «Составь слово». |
а). (1 группа) Глагол Сложный, удивительный Обогащает, развивает, увлекает Ученье –свет, неученье – тьма. Действие б). (2 группа) Составить синонимический ряд к глаголу по словарю С.И. Ожегова: «Восхищаться» -таять от восторга, быть в восхищении, засматриваться, приходить в восхищение, обвораживаться, быть без души, быть без памяти, ахать от восхищения, быть в восторге, заглядываться, очаровываться, наглядеться немог, приходить в восторг, обмирать от восторга, быть в упоении, быть без ума, сходить с ума, приходить вупоение, любоваться, упиваться, восторгаться, глядеть не нагядеться, падать, покоряться, прельщаться, ахать, угорать, не сводить глаз, налюбоваться не мог, глаз оторвать не мог, пленяться,нравиться. в) ( 3 группа) определение лексического значения слова «учиться по словарю С.И. Ожегова: УЧИ́ТЬСЯ, учусь, учишься; несов. 1.чему и с неопред. Усваивать какие-н. знания, навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать). У. стойкости (быть стойким). У. у мастера. 2. Получать образование, специальность. У. в школе. У. на маляра. Учащаяся молодёжь. | сов. вы~, учусь, учишься (к 1 знач.), на~, учусь, учишься (к 1знач.) и об~, учусь, учишься. | сущ. учение, -я, ср. г). Игра «Составь слово». От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться – второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.) |
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме |
9. Рефлексия.
|
Стихотворение Б.Пастернака (читает подготовленный ученик) Во всем мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась? - Думайте! - Чувствуйте! - Любите! - Фантазируйте! - Анализируйте! - Исследуйте! - Философствуйте! - Живите!
- Произведите самооценку. - По каким критериям будете давать оценку? |
Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
11.Дифференцированное домашнее задание. |
1 вариант: Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал из раздела «Глагол?» 2 вариант: Игра: «Где мы были, мы не скажем.
|
Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. |
Сидорова Зоя Григорьевна
Степаненко Валентина Ивановна
Федяева Татьяна Геннадьевна