Конспект урока чтения в 3 классе на тему «В мире рассказов Е. Пермяка»

1
0
Материал опубликован 15 March 2023

Тема: « В мире рассказов Е.Пермяка»

Цель занятия: понимание и объяснение нравственно-этических правил поведения героев произведения и обогащение нравственного опыта.

Будут сформированы УУД :

предметные – умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение участвовать в обсуждении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Оборудование: презентация, выставка книг Е.Пермяка, карточки, карточки с пословицами.

I. Организационный момент. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

1. Определить, чей портрет. Назвать писателя.

В. Осеева, Н. Носов, В. Сутеев, В. Драгунский, Е. Пермяк. Что объединяет этих людей? ( Все они пишут про детей)

Какой портрет вам незнаком

Имя этого человека мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Разгадывание кроссворда.

Его фамилия стала названием моста.

Мальчик, сделавший чужую калитку своей.

Его рыбка придала вкус всей ухе.

Он стал дедовыми очками.

Имя мальчика, ставшее названием пшеницы.

Что получилось в выделенной части?

Какие рассказы Евгения Пермяка вы читали к уроку?

(«Самое страшное», «Как Маша хотела стать большой», « Торопливый ножик», «Смородинка», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Славка», «Пичугин мост», «Волшебные краски», «Две пословицы», «Первая рыбка», «Для чего руки нужны?»)

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

Чему будем учиться на занятии?

Составление паутины ассоциаций.

Запишите ассоциации, связанные с именем Евгений Пермяк.

( Писатель, сказочник, рассказы, сказки, дружба, труд, трудолюбие, мастерство)

Построение паутины ассоциаций на доске. ( Обсудили в группах, один ученик из группы зачитывает)

Е. Пермяк рассказывает читателям о поступках людей. И делает это для того, чтобы дети поняли, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая образы в произведениях, Евгений Андреевич выражает свое отношение и чувства к героям и учит не повторять их ошибки.

2. Рассказы учащихся о Е.А.Пермяке.

Проработать статью и ответить на вопросы.

Как проходило детство Е.А.Пермяка?

Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) — Виссов. Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми на Урале. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года. Нелегко было матери воспитывать сына. Детство провел в Воткинске в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами.

Что полюбил он с детства?

Как началась писательская деятельность Евгения Пермяка?

Первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки — всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

О чем писал Пермяк?

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах и он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него». И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления — самоделки, облегчающие хозяйство.

На какие вопросы находят ответы в сказках Пермяка?

Что воспевает писатель в своих сказках?

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего — для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей. Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора.

Кто повлиял на писательскую деятельность Пермяка?

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. Бажов помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговский мастер». По совету Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей. Первая книга «Кем быть?», знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Первый же сборник авторских сказок Пермяка – «Счастливый гвоздь» появился в 1956 году. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. С этого времени Евгений Андреевич считается одним из основоположников современной отечественной сказки. Третьим стал сборник сказок «Замок без ключа», опубликованный в 1962 году.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьезными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Вызов: приём «Мозговой штурм». Какие ассоциации вызывает слово «Труд»

ТРУД- работа, занятие, учебный предмет, деятельность человека.

Слово труд довольно часто встречается в нашей жизни.

Найдем в словаре значение этого слова.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда(трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.

Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучная этим словам. Соберите ее.

( На доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд) Землю красит солнце, а человека — труд.

6.Работа над рассказом «Смородинка» 1. Расположить рисунки в хронологическом порядке.

Как автор относился к девочке?

Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? ( Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку. )

3. Работа с пословицами. Какие пословицы могли бы заменить заголовок рассказа?

Когда человек преодолевает все трудности и доводит начатое дело до конца, результат обязательно принесёт чувство радости, уверенности в своих силах. Хорошему результату рады и окружающие.

7. Рассказ «Волшебные краски». Расшифруем название:








На берегу большого сибирского озера Чаны есть старинное село Юдино. Там я частенько живал в доме старика рыбака Андрея Петровича. Старик, овдовев, и в большой семье был одинок до тех пор, пока на свет не появился внук. Тоже Андрей, и тоже Петрович.

Все стариковские чувства, вся его любовь стали принадлежать теперь мальчику, который как бы начинал вторую жизнь Андрея Петровича. Во внуке дед узнавал свои черты, свой характер. Он так и называл его — «дедушкин характер».

Воспитывал внука сам Андрей Петрович. Помню, он говорил ему:

— Не можешь — не берись. А если уж взялся — сделай. Умри, но сделай!

Внуку тогда было шесть лет.

Стояла морозная зима. Как-то я с маленьким Андреем отправился на субботний базар. Народищу — черным-черно. Понавезли на базар и мяса, и пшеницы, и дров, и всего, чем богаты эти края.

Мальчику бросилась в глаза большущая замороженная щука. Она была воткнута хвостом в снег. Не знаю, сколько весила эта щука, только ее длина была в добрых полтора роста Андрюши.

— Как только ловят таких щук? — осторожно спросил меня Андрей.

И я рассказал, что для ловли больших щук берут крепкий шнур, делают поводок из мягкой крученой проволоки. Сказал также, что для надсадки крупного живца и крючок должен быть побольше, покрепче, чтобы сильная рыба не сломала, не погнула его.

Об этом разговоре я забыл и вспомнил только после того, как произошло нечто удивившее меня.

Мы сидели и сумерничали с Андреем Петровичем в горнице. Старик то и дело поглядывал в окно. Поджидал внука.

Маленький Андрей, как и многие другие одногодки, часто рыбачил на озере. Мальчики продалбливали во льду лунки и опускали в них свою нехитрую рыболовную снасть. Без удачи ребята домой не возвращались. Озеро Чаны очень богато рыбой. Для удильщиков здесь сущее раздолье.

— Не приключилось ли что с ним? — забеспокоился старик, — Не побежать ли мне на озеро?

Я вызвался пойти туда вместе с Андреем Петровичем. Оделись, вышли на лед. Озеро в ста шагах. Мороз под двадцать — двадцать пять градусов. Тишина да снег. Никого.

Вдруг я заметил черную точку:

— Не он ли?

— Не иначе, как он, — сказал старик, и мы направились к черной точке, которая вскоре оказалась внуком Андрея Петровича.

Мы увидели мальчика в обледеневших слезах. Руки его были до крови изрезаны рыболовным шнуром. Он явно поморозил нос и щеки.

Старик подбежал к нему и начал оттирать снегом лицо мальчика.

Я взял из его рук шнур. Для меня стало сразу все понятно — малыш поймал щуку, которую не мог вытащить.

— Побежим, внучонок, домой, — торопил его дед.

— А щука-то? Как же щука? — взмолился мальчик.

Тем временем я вытащил щуку. Утомленная рыба не сопротивлялась. Это была одна из тех щук, которых привозят на базар не столько для барыша, сколько для погляда. Их мясо невкусно и жестко.

Щука недолго билась на морозе. Дед с гордостью посмотрел на громадную рыбу, потом на внука и сказал:


— Не по плечу дерево… Ну, да ведь ты не знал, что разбойница тяжелее тебя попадет… Давно ли попалась-то она?

И мальчик ответил:

— В обед.

Андрей Петрович улыбнулся в бороду:

— Значит, ты с ней часа четыре валандался?

— Долго! — ответил, повеселев, Андрюша. — А привязать было не к чему.

Старик, оттерев лицо и руки мальчика, повязал его, как платком, своим шарфом, и мы отправились к дому. Уснувшую щуку я тянул за собой по снегу на шнуре.

Дома Андрюшу раздели, разули, натерли снадобьями, перебинтовали его изрезанные руки. Он вскоре уснул. Спал тревожно. У него был легкий жар. Он бредил во сне:

— Не уйдешь, зубастая, не уйдешь!.. У меня дедушкин характер…

Андрей Петрович, сидя на дальней лавке горницы, незаметно вытирал слезы.

К полуночи мальчик успокоился. Жар спадал. Наступил ровный, спокойный детский сон.

Старик в эту ночь не сомкнул глаз. А утром, когда Андрюша проснулся, старик сказал ему:

— А все-таки ты, Андрей Петрович, худо дедов наказ помнишь! Не по своей силе рыбину задумал поймать. Крюк-то, гляди, какой привязал — как якорь… Значит, именно ты метил срубить дерево не по плечу. Худо это, худо…

Мальчик, потупившись, молчал. А дед продолжал внушать:

— Ну, да первая оплошка в счет не идет. Она как бы за науку считается. Впредь только таких щук не лови, которых другим за тебя надо вытаскивать. Стыдно это. Народ просмеивает тех, что не по спине мешок на себя взваливают, что не по кулаку замахиваются… А то, что ты не отступился от нее, — это правильно.

Тут два Андрея Петровича обменялись улыбками, потом обнялись.

Щука лежала в сугробе, припорошенная снегом. Когда же пришла суббота, Андрей Петрович вынес ее на базар и воткнул хвостом в снег. Он просил за нее слишком дорого, потому что ему вовсе не хотелось продавать эту чудо-рыбину… Ему нужно было рассказать людям, каков характер у его внука Андрея Петровича Шишкина шести лет от роду, который знает уже одиннадцать букв и может считать до двадцати без осечки.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.