Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
Тема. Автоматизация звука[Р] в словах и предложениях.
Образовательные задачи:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, предложениях;
- упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа существительных
- формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, середине или конце);
коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику
воспитательные задачи:
- формировать положительный интерес к коррекционным занятиям.
- развивать стремления говорить красиво и правильно.
Оборудование: зеркало, профиль звука[Р], картинки Буратино грустный и веселый, картинки цветик-семицветик, картинки лепестки с заданиями, игровое поле игры «Буратино», камушки марблс, фишки, звуковые домики, звуковые и слоговые дорожки, раскраска, карандаш.
Деятельность педагога | Ответы детей |
Педагог: Доброе утро. Агния, посмотри за окошко. Какая наступила пора года? Давай назовем признаки зимы. Правильно. на улице холодно и морозно. К нам кто-то пришел в гости. Посмотри внимательно, какой Буратино? Что случилось, почему Буратино грустный? Ветерок пробрался в кабинет и раздул все лепестки на его цветочке. Давай поможем буратино собрать его цветик-семицветик. Необходимо выполнить все задания, которые будут на лепестках, и тогда ветерок отдаст все лепестки. Ну что вперед! (Ребенок находит лепесток и выполняет задание) | Наступила зима. На улице холодно. Падает снег. Дует холодный ветер. Буратино. Он грустный. Хорошо. |
1 лепесток Артикуляционная гимнастика. Педагог: Вот и первый лепесток. Посмотри, что нарисовано. Для того чтоб правильно и хорошо произнести звук [Р] необходимо выполнить зарядку для язычка. Подготовить его к работе. Вспоминаем как мы сидим. Сидим ровно, спинка прямая, ручки расслаблены, глазки следят за язычком, чтоб правильно выполнял упражнение. 1. «Улыбка – Трубочка 2. «Маляр» 3. «Качели» 4. «Чистим зубки 2» 5. «Индюк» 6. «Лошадка 7. «Грибок» 8. «Гармошка» Педагог: Молодец! У тебя все получилось. Вот твой язычок и готов к работе. | Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом |
2 лепесток «Дорожки» Педагог: Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. - Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? - А где находится кончик языка? - Какая воздушная струя? - Правильно. Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу». А теперь посмотри какие сложные дорожки нам приготовил ветерок. Ставим указательный пальчик правой руки на начало дорожки, набираем воздух и стараемся долго произнести звук [Р]. С первой дорожкой ты справился. Теперь еще сложнее. Я буду называть слоги, а ты повторять за мной. Старайся. (Слоги можно закрывать камушками марблс). Молодец! | (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты). (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами). (сильная, тёплая) (р-р-р-р-р-р-р) (ра-ро-ру-ры-ра-ро) |
3 лепесток «Игра Буратино» Педагог: Этот лепесток непростой. Надо сильно постараться. Карабас Барабас хочет забрать золотой ключик у Буратино. Давай поможем Буратино убежать от злодея. Чтоб Карабас не догнала Буратино правильно произноси картинки. Закрывай их синими камушками марблс, если правильно произнесешь, а если не получилось, то зелеными камушками марблс. Потом попробуем еще раз их произнести. | (пожарный, рыба, жираф, сыр, крапива, ворона, тигр, ромашка, трамвай, зубр, горох, морковь, радуга, крот, помидор, рубашка, груша, кровать, кукуруза, комар, арбуз, светофор) |
4 лепесток «Динамическая пауза» Ра-ра-ра- марширует детвора Ру-ру-ру- встанем рано по утру Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро Ры-ры-ры- надуваем мы шары Ор-ор-ор- подметаем двор Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. | (ребенок марширует) (тянется на носочках вверх) (выполнять наклоны вниз) (делать большой круг руками) (Имитировать подметание) (Ребенок широко разводит руками) |
5 лепесток Игра «Кого, чего нет у Буратино» Педагог: Ты правильно все назвала. Молодец. А теперь поиграем в игру «Кого, чего нет у Буратино». Я буду закрывать картинки на игровом поле, а ты говорить, чего или кого нет. Молодец! У тебя все получилось! | (У Буратино нет пожарного. У Буратино нет рыбы. У Буратино нет жирафа. У Буратино нет сыра. У Буратино нет крапивы. У Буратино нет вороны. У Буратино нет радуги. У Буратино нет помидора…) |
6 лепесток «Раскраска» Педагог: Ветерок оставил нам очень интересную раскраску. Там очень много картинок. Но ветерок хочет, чтоб ты нашла только картинки, в названиях которых есть звук [р]. Обведи в кружок картинки в названиях которых есть звук [р]. | |
7 лепесток Игра «Где мой домик» Педагог: Давай выполним еще одно задания от нашего ветерка. Эта игра очень интересная «Где мой домик?». У звука [р] есть три домика: Домик, когда он в начале слова; домик, когда звук [р] стоит в середине слова, и домик, когда он стоит в конце слова. Помоги звуку [р] найти свой домик. Педагог произносит слова с игрового поля в разнобой, голосом выделяя положение звука [р] в слове. Ребенок кладет фишки в домик который он считает нужно. | (пожарный, рыба, жираф, сыр, крапива, ворона, тигр, ромашка, трамвай, зубр, горох, морковь, радуга, крот, помидор, рубашка, груша, кровать, кукуруза, комар, арбуз, светофор) В слове пожарный звук [р] находится в середине слова. |
Итог Ты молодец! Выполнила все задания ветерка. Посмотри какой красивый цветик-семицветик у нас получился. Посмотри на Буратино. Какой он стал? Он очень рад. Какой звук ты сегодня училась произносить? А какое задание было для тебя самым трудным, а какой занятие тебе понравилось? Ты – молодец, ты хорошо сегодня поработала на занятие. | Веселый. Звук [р]. |
Источники:
https://24smi.org/person/gallery/479-buratino/