Тема занятия «Автоматизация звука "С" в словах. Мебель»
Тема занятия «Автоматизация звука «С» в словах (в начале, середине и конце). Мебель».
Индивидуальное занятие (5-6 лет) для детей с общим недоразвитием речи
3 уровня речевого развития, дизартрия.
Задачи:
уточнить и закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах (в начале, в середине и конце слова), учить определять место звука в слове (начало, конец, середина);
активировать словарь существительных прилагательных и глаголов по теме «Мебель»;
формировать умение образовывать относительные прилагательные;
упражнять в согласовании числительных с существительными;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.
Оборудование: Кукла Незнайка, картинки по теме посуда, картинки к заданию «Веселый счет», дидактическая игра «Веселый домик», детали ЛЕГО конструктора.
Ход занятия
- Здравствуй, Матвей! Посмотри, к нам на занятие пришли гости. Давай, мы с ними поздороваемся. (Здравствуйте)
-У тебя хорошее настроение? (Да)
-Желаю, что бы твое настроение оставалось таким же хорошим целый день.
- Присаживайся. (Садится)
- Чтобы начать наше занятие мы должны сделать гимнастику для наших щек, губ и язычка.
- Приступим?
Развитие речевого дыхания и голоса.
(Показ картинки – шкаф)
- Давай приколотим дверцу шкафа.
- Произносим на одном выдохе:
«б-б-б-б-б-б-б-б»
«д-д-д-д-д-д-д-д-д-д»
«ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба»
«ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды»
- Умничка, у тебя хорошо получилось.
Самомассаж лица
- А сейчас, сделаем себе массаж.
У стола хватает дел. Гладим лоб кончиками пальцев к вискам.
Вот какой-то гость подсел. Массаж точек за ушами.
Вот скатеркой накрывают Массаж уголков губ по направлению к ушам
И посуду расставляют.
Всех гостей он приютил. Круговые движения массирующие За собою усадил. кончиками пальцев щеки
Хлебосольно угощает. Трем ладони и прикладываем к щекам
В чашки чаю подливает.
За столом хватает места.
Никому не тесно.
Упражнения для языка .
- «Сидение стула»
* улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы.
- «Высокий стул»
* высунуть язык вниз и стараться им дотянуться к бороде, удерживая такое положение до 10 секунд.
Стук в дверь, появляется кукла Незнайка.
- Здравствуй, Незнайка. Ты почему такой расстроенный?
- Я ничего не знаю о мебели и не умею выговаривать звук «С».
- А. мы как раз сегодня продолжаем, учимся говорить звук «С» в словах и будем разговаривать о мебели.
- Поэтому, проходи, присаживайся и слушай нас внимательно и учись. (Проходит и садится).
1. Игра «Отгадай загадку» (Задание на активизацию словаря по теме «Мебель» и развитие психических процессов, мышления, памяти)
После отгадывания загадки выкладывается картинка на стол перед ребенком
- Матвей, отгадай мои загадки.
С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
(Кресло)
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)
Я хозяйкам очень нужен,
Ведь с посудой очень дружен,
И посуде всякой рад,
Называюсь я…
(Сервант)
С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
(Стул)
- Скажи, а как эти предметы назовем одним словом? (Мебель)
- А какой звук в словах СТОЛ, СТУЛ, КРЕСЛО, СЕРВАНТ слышится чаще? (Звук «С»)
- Вот наш «Веселый домик», давай, мы разложим картинки мебели и узнаем, где спрятался звук «С» (в начале, середине или в конце) слова.
- Скажи, а какую мебель ты еще знаешь? (Называет, если забыл какой-то предмет можно показать картинку)
- А из какого материала делают мебель? (Из кожи, дерева, пластмассы и т.д.)
- Если стул из пластмассы он – пластмассовый; кровать из метала – металлическая; кресло из кожи – кожаное; стул из дерева – деревянный и т.д.
- Ты выполнил наше первое задание и за это ты получишь вот такой подарочек от меня (Получает первую часть ЛЕГО конструктора)
2. Игра «Веселые рифмовки» (Задание на уточнение и закрепление правильного произношение звука «С» в слогах и словах)
- Приступим к следующему заданию?
- Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый Говорит ребенок
У стены стоит коса Са-са-са, са-са-са.
Стоп, сломалось колесо Со-со-со, со-со-со.
Зеленеют все леса Са-са-са, са-са-са.
Страшно вечером в лесу Су-су-су, су-су-су.
На столе стоят весы Сы-сы-сы, сы-сы-сы.
- Молодец, вот ты и выполнил еще одно задание. (Вторая часть ЛЕГО конструктора)
- Ну, что Незнайка, ты внимательно нас слушаешь.
- А сейчас, давайте отдохнём. Вставайте! (Берем, куклу Незнайки в руки, начинаем физкультминутку вместе)
Физкультминутка «Мебель»
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (Шагаем на месте.)
Много мебели квартире. (Хлопаем в ладоши.)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, (Топаем ногами.)
Посидим чуть-чуть на стуле. (Присесть)
А когда мы крепко спали, (Присесть, руки сложены возле уха)
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом (Наклоны туловища влево-вправо.)
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (Ритмично попеременно хлопаем
Много мебели в квартире. в ладоши и стучим кулачками)
- Отдохнули, а сейчас приступим к следующему заданию.
- Присаживайтесь!
3. Игра «Четвертый лишний» (Задание на автоматизацию звука «С» в словах в разной позиции).
- Тебе нужно зачеркнуть лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
* Стакан-миска-сапоги-груша (Зачеркиваем - гущу, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)
* Сова-весы-шкаф-собака (Зачеркиваем - шкаф, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)
* Стул-сковорода-кресло- стол (Зачеркиваем – сковороду, так как стул, кресло и стол - мебель, а сковорода – посуда)
* Апельсин –банан – ананас – абрикос (Зачеркиваем - банан, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)
- Молодец, ты хорошо выполнил это задание и получаешь вот эти части ЛЕГО конструктора.
4. Игра «Веселый счет» (Задание на согласование числительных с существительным и прилагательных с существительными.)
- Матвей, давай, поможем Незнайке, научится считать мебель. (Картинки)
* письменные столы – до 6; (один письменный стол, два письменных стола, три письменных стола, четыре письменных стола, пять письменных столов, шесть письменных столов)
* красивое кресло – до 6; (одно красивое кресло, два красивых кресла, три красивых кресла, четыре красивых кресла, пять красивых кресел, шесть красивых кресел)
* деревянный стул – до 5; (один деревянный стул, два деревянных стула, три деревянных стула, четыре деревянных стула, пять деревянных стульев)
- Супер, ты справился и с этим заданием и получаешь эту часть ЛЕГО конструктора
5 Игра «Сделай подарок Незнайке» (Задание на развитие мелкой моторики пальцев рук и развитие психических процессов: внимания и памяти)
- Незнайка, тебе понравилось у нас на занятии? (Да)
- И нам, нравится, когда ты приходишь в гости.
- Поэтому, мы с Матвеем, решили сделать тебе подарок о нашем сегодняшнем занятии. А, делать подарок будем из частей ЛЕГО конструктора, которые есть у Матвея.
- Матвей, отгадай загадку и узнаешь, что мы сделаем из этих деталей ЛЕГО конструктора Незнайке на память. (Загадывается загадка)
На диван оно похоже
И на стул немного тоже.
Нам вдвоем сидеть в нём тесно.
Догадались? Это... (кресло)
Показ картинки «кресло из ЛЕГО конструктора»
- Ну, что приступим.
(Ребенок складывает кресло из ЛЕГО конструктора. Учитель – дефектолог контролирует и помогает, если у ребенка есть трудности в выполнении данного задания. Когда кресло сложено из ЛЕГО конструктора, ребенок дарит кресло кукле Незнайке. Незнайка, в свою очередь, маленький подарочек ребенку.)
- Незнайка, ну что, мы помогли тебе узнать больше о мебели? (Да, спасибо вам за помощь)
- Мы рады, что помогли тебе. Приходи к нам в гости еще. До свидания. (Незнайка уходит)
Подведение итогов. Рефлексия.
- Матвей, кто приходил к нам в гости? Что мы ему помогали делать? Какой мы звук продолжали учиться говорить? Какую мебель ты помнишь? А из чего делают мебель?
- Молодец! Ты сегодня очень хорошо поработал! Я тобой горжусь!





DOCX / 3.09 Мб
Источники, используемые для занятия:
zagodki-pro.ru
m.inpearls.ru
картинки с интернет ресурсов
Шабанова Алёна
Зеневич Елена Владимировна