12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зеневич Елена Владимировна40
учитель-дефектолог
Беларусь, Гродненская область, г. Ошмяны
3

Тема занятия «Автоматизация звука «С» в словах (в начале, середине и конце). Мебель».


Тема занятия «Автоматизация звука «С» в словах (в начале, середине и конце). Мебель».


Индивидуальное занятие (5-6 лет) для детей с общим недоразвитием речи

3 уровня речевого развития, дизартрия.


Задачи:

уточнить и  закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах (в начале, в середине и конце слова), учить определять место звука в слове (начало, конец, середина);

активировать словарь существительных прилагательных и глаголов по теме «Мебель»;

формировать умение образовывать относительные прилагательные;

упражнять в согласовании числительных с существительными;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.


Оборудование: Кукла Незнайка, картинки по теме посуда, картинки к заданию «Веселый счет», дидактическая игра «Веселый домик», детали ЛЕГО конструктора.


Ход занятия

- Здравствуй, Матвей! Посмотри, к нам на занятие пришли гости. Давай, мы с ними поздороваемся. (Здравствуйте)

-У тебя хорошее настроение? (Да)

-Желаю, что бы твое настроение оставалось таким же хорошим целый день.

- Присаживайся. (Садится)

- Чтобы начать наше занятие мы должны сделать гимнастику для наших щек, губ и язычка.

- Приступим?

Развитие речевого дыхания и голоса.

(Показ картинки – шкаф)

- Давай приколотим дверцу шкафа.

- Произносим на одном выдохе:

«б-б-б-б-б-б-б-б»

«д-д-д-д-д-д-д-д-д-д»

«ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба»

«ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды»

- Умничка, у тебя хорошо получилось.

Самомассаж лица

- А сейчас, сделаем себе массаж.

У стола хватает дел. Гладим лоб кончиками пальцев к вискам.
Вот какой-то гость подсел.
Массаж точек за ушами.

Вот скатеркой накрывают Массаж уголков губ по направлению к ушам
И посуду расставляют.

Всех гостей он приютил. Круговые движения массирующие За собою усадил. кончиками пальцев щеки

Хлебосольно угощает. Трем ладони и прикладываем к щекам
В чашки чаю подливает.
За столом хватает места.

Никому не тесно.

Упражнения для языка .

- «Сидение стула»

* улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы.

- «Высокий стул»

* высунуть язык вниз и стараться им дотянуться к бороде, удерживая такое положение до 10 секунд.

Стук в дверь, появляется кукла Незнайка.

- Здравствуй, Незнайка. Ты почему такой расстроенный?

- Я ничего не знаю о мебели и не умею выговаривать звук «С».

- А. мы как раз сегодня продолжаем, учимся говорить звук «С» в словах и будем разговаривать о мебели.

- Поэтому, проходи, присаживайся и слушай нас внимательно и учись. (Проходит и садится).

1. Игра «Отгадай загадку» (Задание на активизацию словаря по теме «Мебель» и развитие психических процессов, мышления, памяти)

После отгадывания загадки выкладывается картинка на стол перед ребенком

- Матвей, отгадай мои загадки.

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
(Кресло)

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)

Я хозяйкам очень нужен,
Ведь с посудой очень дружен,
И посуде всякой рад,
Называюсь я…
(Сервант)

С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
(Стул)

- Скажи, а как эти предметы назовем одним словом? (Мебель)

- А какой звук в словах СТОЛ, СТУЛ, КРЕСЛО, СЕРВАНТ слышится чаще? (Звук «С»)

- Вот наш «Веселый домик», давай, мы разложим картинки мебели и узнаем, где спрятался звук «С» (в начале, середине или в конце) слова.

- Скажи, а какую мебель ты еще знаешь? (Называет, если забыл какой-то предмет можно показать картинку)

- А из какого материала делают мебель? (Из кожи, дерева, пластмассы и т.д.)

- Если стул из пластмассы он – пластмассовый; кровать из метала – металлическая; кресло из кожи – кожаное; стул из дерева – деревянный и т.д.

- Ты выполнил наше первое задание и за это ты получишь вот такой подарочек от меня (Получает первую часть ЛЕГО конструктора)

2. Игра «Веселые рифмовки» (Задание на уточнение и закрепление правильного произношение звука «С» в слогах и словах)

- Приступим к следующему заданию?

- Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

У стены стоит коса Са-са-са, са-са-са.

Стоп, сломалось колесо Со-со-со, со-со-со.

Зеленеют все леса Са-са-са, са-са-са.

Страшно вечером в лесу Су-су-су, су-су-су.

На столе стоят весы Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

- Молодец, вот ты и выполнил еще одно задание. (Вторая часть ЛЕГО конструктора)

- Ну, что Незнайка, ты внимательно нас слушаешь.

- А сейчас, давайте отдохнём. Вставайте! (Берем, куклу Незнайки в руки, начинаем физкультминутку вместе)


Физкультминутка «Мебель»


Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, (Шагаем на месте.)

Много мебели  квартире.               (Хлопаем в ладоши.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, (Топаем ногами.)

Посидим чуть-чуть на стуле.       (Присесть)

А когда мы крепко спали, (Присесть, руки сложены возле уха)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом (Наклоны туловища влево-вправо.)

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили (Ритмично попеременно хлопаем

Много мебели в квартире.        в ладоши и стучим    кулачками)

- Отдохнули, а сейчас приступим к следующему заданию.

- Присаживайтесь!

3. Игра «Четвертый лишний» (Задание на автоматизацию звука «С» в словах в разной позиции).

- Тебе нужно зачеркнуть лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

* Стакан-миска-сапоги-груша (Зачеркиваем - гущу, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)

* Сова-весы-шкаф-собака (Зачеркиваем - шкаф, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)

* Стул-сковорода-кресло- стол (Зачеркиваем – сковороду, так как стул, кресло и стол - мебель, а сковорода – посуда)

* Апельсин –банан – ананас – абрикос (Зачеркиваем - банан, так как здесь нет звука «С», а во всех остальных словах есть)

- Молодец, ты хорошо выполнил это задание и получаешь вот эти части ЛЕГО конструктора.

4. Игра «Веселый счет» (Задание на согласование числительных с существительным и прилагательных с существительными.)

- Матвей, давай, поможем Незнайке, научится считать мебель. (Картинки)

* письменные столы – до 6; (один письменный стол, два письменных стола, три письменных стола, четыре письменных стола, пять письменных столов, шесть письменных столов)

* красивое кресло – до 6; (одно красивое кресло, два красивых кресла, три красивых кресла, четыре красивых кресла, пять красивых кресел, шесть красивых кресел)

* деревянный стул – до 5; (один деревянный стул, два деревянных стула, три деревянных стула, четыре деревянных стула, пять деревянных стульев)

- Супер, ты справился и с этим заданием и получаешь эту часть ЛЕГО конструктора

5 Игра «Сделай подарок Незнайке» (Задание на развитие мелкой моторики пальцев рук и развитие психических процессов: внимания и памяти)

- Незнайка, тебе понравилось у нас на занятии? (Да)

- И нам, нравится, когда ты приходишь в гости.

- Поэтому, мы с Матвеем, решили сделать тебе подарок о нашем сегодняшнем занятии. А, делать подарок будем из частей ЛЕГО конструктора, которые есть у Матвея.

- Матвей, отгадай загадку и узнаешь, что мы сделаем из этих деталей ЛЕГО конструктора Незнайке на память. (Загадывается загадка)

На диван оно похоже

И на стул немного тоже.

Нам вдвоем сидеть в нём тесно.

Догадались? Это... (кресло)

Показ картинки «кресло из ЛЕГО конструктора»

- Ну, что приступим.

(Ребенок складывает кресло из ЛЕГО конструктора. Учитель – дефектолог контролирует и помогает, если у ребенка есть трудности в выполнении данного задания. Когда кресло сложено из ЛЕГО конструктора, ребенок дарит кресло кукле Незнайке. Незнайка, в свою очередь, маленький подарочек ребенку.)

- Незнайка, ну что, мы помогли тебе узнать больше о мебели? (Да, спасибо вам за помощь)

- Мы рады, что помогли тебе. Приходи к нам в гости еще. До свидания. (Незнайка уходит)

Подведение итогов. Рефлексия.

- Матвей, кто приходил к нам в гости? Что мы ему помогали делать? Какой мы звук продолжали учиться говорить? Какую мебель ты помнишь? А из чего делают мебель?

- Молодец! Ты сегодня очень хорошо поработал! Я тобой горжусь!


​​​​​​​

a1571293686.jpg
k1571293651.jpg
p1571293613.jpg
w1571293571.jpg
t1571293507.jpg
Приложение
DOCX / 3.09 Мб














Источники, используемые для занятия:

zagodki- pro.ru

m.inpearls.ru

картинки с интернет ресурсов



Опубликовано


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 17.10.19 в 10:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за конспект
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.