Тема: Путешествие в страну словесных игр по лексической теме «Домашние животные» в старшей группе детского сада
Словарик темы.
Существительные: животные, корова, теленок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, овца, ягненок, крольчиха, крольчонок, шерсть, рога, копыта, морда, хвост, лапы, коровник, конюшня, свинарник.
Глаголы: бегает, бодается, блеет, кусается, ест, ходит, ласкается, лает, хрюкает, мычит.
Прилагательные: красивая, пушистая, кудрявая, злая, бодливая, рогатая, белая, рыжая, домашний, розовая, пятнистая.
Цель: уточнение, расширение, активизация, обобщение словарного запаса детей.
Задачи:
- уточнять, расширять активный и пассивный словарный запас;
- совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове;
- упражнять в подборе определений;
- формировать умения разгадывать загадки;
- знакомить с разными способами образования слов (коровник, конюшня, свинарник);
- закрепить обобщающие понятия;
- учить образовывать притяжательные прилагательные, множественного числа существительных, названий детенышей домашних животных;
- учить образовывать существительные при помощи суффиксов: -ик, -ищ, -енок, -онок.
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1460644491.jpg (960x720)
1. Организационный момент.
Перед детьми выставлена картинка.
Как вы думаете, кто сегодня нас посетил? Кто заглянул к нам в гости? Правильно, это животные, живут рядом с человеком, приносят ему пользу, поэтому они называются домашними.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460644351.jpg (629x413)
2. Эти животные живут около человека. Он заботится о них, ухаживает. Многие живут прямо у него в доме. Это домашние животные. Каких еще домашних животных мы не назвали?
Уточняем, что общего есть у всех домашних животных (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост). Животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличительные особенности.
3. Задание «Угадай-ка!»
Я загадываю загадку, вы отгадываете, находите среди картинок отгадку.
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю, хрю!»
(свинья)
Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки
(овца)
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)
Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
(козёл)
Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)
И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)
Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)
Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)
Кто это? Как назовем одним словом?
4. Кто самый внимательный?
Мы сравним корову и лошадь. Что есть у коровы и чего нет у лошади? (рога, вымя). Что есть у лошади и нет у коровы? (гривы).
У каких животных есть рога? Копыта? Когти? Усы?
Угадайте, какое животное я загадала. У него есть ноги, копыта, грива, хвост. Это конь. Конь ржет. Он ищет...
У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога. Это...
Как корова зовет своего детеныша?
У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога, шерсть. Это...
5. «У кого кто?»
Ребята, послушайте внимательно, вы слышите? Кто-то очень жалобно плачет! Посмотрите, да это же теленок, он потерял маму и горько плачет. Поможем найти маму для теленка?
Дети подходят к столу и берут картинку с изображением малыша, находят маму и кладут их вместе. Например: «Кот - кошка - котенок, котята; пес – собака – щенок, щенята» и т. д.
Теперь семья не потеряется, спасибо вам, вы помогли соединить семью снова!
Поправьте меня, если я скажу неверно у овцы ягнята, а у коровы коровята (телята). У лошади-лошаденки, у козы - козочка, у свиньи - свинята. (Дети исправляют ошибки).
6. Физкультминутка «Теленок»
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Я рогатый, (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Я хвостатый, (сделать «хвостик» из руки за спиной),
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Я ушастый, (сделать «ушки» из ладошек)
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Очень страшный (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Испугаю (топают ногами)
Бу – бу – бу (три прыжка на месте)
Забодаю («бодаются»).
7. «Самый вкусный корм».
Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте угостим животных тем, что они любят. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали.
Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим?
Дети дают корм животным и рассказывают. Например: «Корову накормим сеном, травой.
Лошадь овсом, сеном. Кошку – молоком и рыбой».
8. «Чей? Чья? Чье? Чьи?».
С опорой на картинку.
Детям задается вопрос: чья это лапа? Это кошачья лапа.
Чьи это уши? (кошачьи уши). Чье ухо? (собачье ухо)
9. Игра «Отгадай-ка животное».
На столе разложены картинки с изображением домашних животных. Ребятам предлагается найти картинку с изображением животного по заданию. Например: Первый звук [с], последний — [а] (собака).
10. Пальчиковая гимнастика.
11. «Два брата Ик и Ищ».
Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ИК, значит предмет маленький, а если в слове слышится ИЩ, то значит предмет большой.)
12. Развитие связной речи.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1460644921.jpg (947x1060)
Сказка о кошке, которая меняла свой хвост.
«Надоел кошке свой хвост. Решила она с собакой поменяться. Пришла к собачьей конуре и говорит: «Жучка, давай хвостами меняться. Жучка согласилась. Прицепила кошка хвост собаки. И стал у нее хвост не кошачий, а ... собачий (затем лошадиный, коровий, свиной...)»
Но ни один хвост не подошел. В конце концов, кошка решила, что лучше своего кошачьего хвоста не бывает».
Вопрос: чьи хвосты примеряла кошка?
13. Итог занятия.
Давайте вспомним, о чём говорили сегодня. Что вам понравилось?
Домашнее задание
Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1460644979.jpg (720x960)
Шестакова Галина Николаевна
Ольга Владимировна