Урок по физике «Условия плавания тел» (7 класс)

8
0
Материал опубликован 1 December 2016 в группе

Тема «Условия плавания тел». 7 класс. 

Цель:  на уроке  обучающиеся  познакомятся с условиями плавания тел.

Задачи.

Образовательные:

1. организовать совместную деятельность по определению условий  плавания тел.

 2. используя различные формы и  способы  деятельности на уроке выяснить особенности и причины  плавания  тел.

3. используя примеры и качественные задачи показать, как можно применять полученные теоретические знания для объяснения плавания различных тел.

 Развивающие:

1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения  сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.

2.развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять и рассуждать.

3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.

Воспитательные:

1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

УДД:

Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные.  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.  

Коммуникативные.  Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов, проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология проблемного обучения.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, цветной мел, наборы для плавания тел, два стакана с водой, картошка, соль.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

                                Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению  целей урока.

Предлагает  обсудить задачи – рисунки и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

                                                 Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению условий плавания тел.

Предлагает организовать деятельность согласно  этапам технологии.

Использует пословицы для создания проблемы. Предлагает выполнить эксперимент

Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

                                      Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить качественные задачи.

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

5.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Содержание урока.

1. Задачи – рисунки.

2. Проблема.

Пословица – краткое изречение, выражающее законченную мысль и обобщающее многовековой опыт народа. Она относится к речевым жанрам фольклора. О важности содержания и меткости пословиц говорится: «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз». Пословицы  украшают нашу повседневную речь. Пословицы народов мира имеют много общего. Во многих из них скрыта не только житейская мудрость, но и глубокий физический смысл.

Задание: прочитайте пословицу и ответьте на вопросы.

1. О каком физическом явлении (понятии, законе) говориться в пословице?

2.Каков ее физический смысл?

3.Верна ли пословица с точки зрения физики?

4. В чем ее житейский смысл?

Пословицы.

1. Правда, что масло везде наверх всплывает. (Русская)

2.С тяжелым грузом в воду не прыгают. (Турецкая)

3.Даже маленький камешек не поплывет, если упадет в воду. (Гуренсе)

4.Сливки на дно не садятся. (Удмуртская)

5.Хорошо плавают лишь пузыри. (Русская)

6.Тяжелый камень вода не унесет. (Таджикская)

7.Плавает,  как жернов. (Русская)

8.Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)

Можно ли с точки зрения физики разделить пословицы на определенные группы. Что происходит с телами, когда они попадают в жидкость? Обсуждение. Сформулируйте тему урока. Какие задачи необходимо решить?  Выдвигают предположения.

Тема урока «Условия плавания тел».

3. Какие условия должны выполняться во время плавания тел? Проверим на опыте ваши гипотезы. Кто оказался прав?

 

 Инструкция по выполнению ФЭЗ.

ФЭЗ №1.   Плавание тел.

Цель: выяснить условия плавания тел.

           Приборы  и материалы: сосуд с водой, цилиндры  деревянный, пластмассовый и 

           алюминиевый.

Ход работы.

1. Опустите цилиндры в сосуд с водой. Что произошло?

2. Сделайте вывод.

       Демонстрационный эксперимент. Картошка в соленой воде, в пресной воде. Почему сырая картошка тонет в пресной воде? Почему она не тонет в соленой?

4.Подведем итог.

Условия

Силы

Плотность

Плавает

Fт  =  FА

рт = pж

Тонет

F т  >  FА

рт > pж

Всплывает

Fт   <  FА

рт < pж

 

5. Как плавает человек? Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде?   (Смотреть учебник С.В. Громова «Физика 7 класс», Интернет – ресурсы)

6. За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы. Как плавают рыбы? Какую роль играет плавательный пузырь у рыб? (Смотреть последний абзац параграфа)  Обсуждение.

7.Решение задач из упражнения  №25 стр. 122- 123 учебника.

8. Мои действия – «Взгляд назад»

Делал  правильно. Что?

 

Делал  неправильно. Что? Почему?

 

Двигался  наугад. Когда? Почему?

 

Легко было сделать. Что? Почему?

 

Мои выводы

 

 9.Домашнее задание параграф №50, задание №15 (по желанию).

Комментарии
Комментариев пока нет.