12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Чепунова Ирина Влвдимировна30
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет

Тематическое планирование

урока

Кол.

часов

дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Вид контроля

Характеристика видов деятельности

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1

1

   

Музыка рассказывает обо всем

Вводный

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное ос­мысление действительности.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.

Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох.

М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение);

В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слуша­ние)

2

1

   

Истоки

Расширение и углубление знаний

История развития музыки. Появление искусства связы­вают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями.

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Знать, что является источниками вдохно­вения для компози­торов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.).

П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слуша­ние); М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

3

1

   

Искусство открывает мир

Интегрированный урок

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художе­ственном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств.

Интонационно-образный анализ музыки, Устный контроль. Хоровое пение

Знать виды искусст­ва; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произве­дения, используя приобретенные вокально-хоровые на­выки.

Р. Шуман. «Первая утрата» (слуша­ние). М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

4

1

   

Искусства различны, тема едина

Сообщение и усвоение новых знаний

Темы в искусстве. Любой

вид деятельности можно ус­ловно называть искусством,

если исполнитель вкладыва­ет в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

Слушание музыки

Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Знать основные те­мы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем приро­ды, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном ис­кусстве.

М. Глинка. «Я пом­ню чудное мгнове­нье...» (слушание);

М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)

5

1

   

Два великих начала искусства

Расширение и углубление знаний

 

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

   

6

1

   

Стань музыкою, слово!

Комбинированный урок

Цикл. Циклические формы

в музыке - музыкальные

формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из кото­рых может обладать или не обладать циклическим характером

Интонационно-образный анализ

Музыкального и художественного ряда

Хоровое пение

Беседа по теме занятия

Знать о различных жанрах вокальной

музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки.

М. Мусоргский.

«Кот Матрос»

(из вокального

цикла «Детская») (слушание); Аме­риканская народ­ная песня «Весе­лый мельник» (пение)

7

1

   

Музыка дружит не только с поэзией

Урок изучение и углубление знаний

Концерт, публичное высту­пление артистов по опреде­ленной, заранее составлен­ной программе. Виды кон­церта: музыкальный (симфони­ческий, камерный, форте­пианный, скрипичный и др.);

- литературный концерт;

- эстрадный

Хоровое пение

Беседа

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Знать понятие «пес­ня без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

Мендельсон. Песня

без слов № 14;

П. Чайковский.

Концерт № 1 (слу­шание). Американская народная пес­ня «Веселый мель­

ник» (пение)

8

1

   

Песня – верный спутник человека

углубление и усвоение новых знаний

Песня - наиболее простая

и распространенная форма

вокальной музыки, объеди­няющая поэтический текст с несложной, легко запоми­нающейся мелодией. Ос­новные жанры музыкально­го искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс.

Интонационно-образный анализ музыки

Устный контроль

Знать характеристи­ку и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного ха­рактера.

В. Баснер, М. Матусовский.

«С чего

начинается Роди­на?» (слушание, пение)

9

1

   

Заключительный урок

Закрепление, коррекция пройденного материала

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникно­вение и взаимосвязь с лите­ратурой.

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы

Беседа по пройденной теми

Знать изученные по­нятия.

Уметь применять полученные знания

и умения, анализиро­вать.

Музыкальная вик­торина. Исполне­ние песен по выбо­ру учащихся

2 четверть

10

1

   

Мир русской песни

Введение в тему

Русская народная песня-песня, слова и музыка кото­рой сложились исторически в ходе развития русской

культуры. Народная песня не имеет определённого ав­тора, или автор не известен. Типы песен, их определение

Устный контроль. Слушанье музыки. Интонационно – образный анализ определение формы, средств музыкальной выразительности

Знать основные при­знаки народной пес­ни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, ис­полнять протяжно песню напевного характера.

Русская народная

песня «Ах ты степь

широкая...»;

И. Козлов, обр.

Н. Иванова. «Вечерний звон» (слушание, пение)

11

1

   

Песни народов мира

Комбинированный урок

Тематика, содержание, мо­тивы, характерные особен­ности и средства музыкаль­ной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа

Слушание музыки

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Знать характеристи­ку и отличия народ­ных песен мира.

Уметь приводить примеры песен на­родов мира; испол­нять выразительно песню, чисто инто­нируя мелодию.

Польская народная песня «Висла»; Г. Малер, немецкая народная поэзия. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшеб­ный рог мальчи­ка»)

12

1

   

Романса трепетные звуки

 

Интегрированный урок

Жанр романса. Виды ро­мансов (городской, быто­вой, цыганский, песня-ро­манс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Ро­манс - камерное музыкально-поэтическое произведе­ние для голоса с инструмен­тальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов

Слушание музыки

Устный контроль

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Знать определение романса, виды ро­мансов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авто­ров, исполнителей.

С. Рахманинов, И. Бунин. «Ночь печальна»; М. Глинка, Н. Ку­кольник. «Жаворо­нок» (хоровое пе­ние)

13

1

   

Мир человеческих чувств

Коррекция и усвоения новых знаний

Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, ман­долины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровож­дающие пение серенады: лютни, гитары, мандоли­ны. Родина серенады - Италия, Испания.

Слушание музыки интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Рассматривание картинок

 

Знать определение серенады, музыкаль­ный характер и чув­ства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

X. Каррерас. «Се­ренада»; М. Глин­ка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хо­ровое пение)

14

1

   

Народная хоровая музыка

Сообщение и усвоение новых знаний

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, жен­ский хор. По манере пе­ния различают: академи­ческие и народные хоры; по количеству участни­ков: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональ­ные, любительские, цер­ковные

Устный письменный контроль сушение музыки. Интонационно образный анализ.

-определять принципы музыкального развития

Знать виды хоров, хоровых произведе­ний, авторов хоровых произведений и из­вестные хоровые кол­лективы; понятия церковное пение, хра­мовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкаль­ном настроении; ис­полнять хоровые пес­ни одноголосно в ан­самбле (стройно), ис­пользуя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможно­сти голосового аппа­рата; отличать народ­ную хоровую музыку от церковной.

«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хо­ровое пение)

15

1

   

Что может изображать хоровая музыка

Интегрированный урок

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни

Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение.

Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, наде­жды; о том, что и какими средствами изображается в хо­ровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музы­ки по темам и жан­рам; слушать и ха­рактеризовать во­кальные произведе­ния.

П. Чайковский. «От­че наш»; Г. Свири­дов, С. Есенин. «По­ет зима...» (из му­зыкальной поэмы« Памяти Сергея Есенина»)

16

1

   

Заключительный

Урок

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнение творческой работы

Устный контроль. Слушанье музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение.

Знать названия изученных произведе­ний и их композито­ров; определение понятий, рассмот­ренных на уроках.

Уметь на слух вос­принимать музы­кальные произведе­ния по запомнивши­мся темам, фрагмен­там и называть их авторов.

Музыкальная викторина; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

2 полугодие

3 четверть

17

1

   

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки.

Фронтальный

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опе­ра - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровожда­ются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом.

Устный контроль

Слушание музыки

Хоровое пение

Знать определение оперы, историю ро­ждения этого жанра вокальной музыки, виды оперного ис­кусства, участников и создателей опер­ного действа.

Уметь приводить примеры опер раз­ных жанров, назы­вать оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять произведе­ния стройно, с точной интонацией.

М. Глинка, С. Горо­децкий. Финаль­ный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людми­ла»

18

1

   

Из чего состоит опера.

Интегрированный урок

Синтез искусств при созда­нии оперного произведе­ния. Части оперы: увертю­ра, пролог, действия, во­кальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцеваль­ные эпизоды. Оперные го­лоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

Беседа по теме

Слушание музыки

Хоровое пение

Знать виды искус­ства, синтез которых позволяет компози­торам создать оперу; знать родоначальни­ка русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать опе­ру от других видов музыкального ис­кусства, определять оперные жанры.

М. Глинка. «Мазур­ка» (из оперы

«Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из опе­ры) (слушание и анализ)

19

1

   

Единство музыки и танца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Жанры балетного искусст­ва: балет-сказка, балет-симфония; драматический ба­лет; модерн-балет; сюжет­ный балет. Хореография. Дивертисмент. Сцениче­ские костюмы артистов ба­лета: пуанты, пачка, трико

Интонационно-образный анализ музыки, письменный контроль. Хоровое пение

Знать определение

балета, историю соз­дания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержа­ние балета.

П. Чайковский. Ва­риация II (из балета

«Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Пет­рушки» (из балета «Петрушка»). Слу­шание, просмотр видеосюжетов

20

1

   

"Русские сезоны" в Париже.

Сообщение и усвоение новых знаний

Русская балетная школа.

Российский балет возник

при царе Алексее. Это был

спектакль, поставленный

офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опе­ра и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают веду­щее положение в мире

Устный опрос. Хоровое пение

Знать, что такое ба­лет, особенности балетных школ ми­ра, жанры балета, имена известных авторов балетов, по­становщиков, балет­мейстеров, выдаю­щихся артистов ба­лета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержа­ние, созданные сред­ствами балетного искусства

И. Стравинский.

«Петрушка»;

П. Чайковский.

«Вальс цветов» (из

балета «Спящая красавица»; переложение для фор­тепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение)

21

1

   

Музыкальность слова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки

Знать определение литературного сю­жета, из каких час­тей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном про­изведении, характе­ризовать, как соче­таются воедино сло­во и музыка.

К.-В. Глюк. «Жа­лоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зим­ний вечер» (хоро­вое пение)

22

1

   

Музыкальные сюжеты в литературе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изобразительность в боль­шей степени присуща лите­ратуре, живописи, фотогра­фии. В музыке изображение реальности чаще всего свя­зано с воссозданием или имитацией с помощью зву­ков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музы­кальных звуков в художе­ственное слово, окру­жающих нас звуков в мир искусства

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально – хоровое интонирование

Знать, из каких час­тей состоит сюжет, в каких литератур­ных произведениях действия разворачи­ваются на основе му­зыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и ли­тературы, объяснять, как эти виды искусст­ва взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одно­голосно, пытаясь до­нести до слушателя характер музыки, му­зыкальный образ.

Н. Римский-Корсаков. «Полет шме­ля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чай­ковский. «Песня жа­воронка». М. Яков­лев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

23

1

   

Живописность искусства

Интегрированный урок

Изобразительность - это наглядность, конкрет­ность изображаемых дей­ствий, поступков челове­ка, предметов и явлений реальной и фантастиче­ской действительности. Средства выразительно­сти в искусстве

Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музы­кального произведе­ния, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.

С. Прокофьев. «Ва­риации Феи зимы» (из балета «Золуш­ка»)". Струве. «Веселое эхо» (хо­ровое пение)

24

1

   

Музыка – сестра живописи.

повторения и коррекции

Средства выразительно­сти в живописи и в музы­ке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, ху­дожественной фотогра­фии. Музыка, звучащая с полотен

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображенные музыки.

М. Мусоргский. «Картинки с вы­ставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ)

25

1

   

Может ли музыка выразить характер человека?

Выразительность - вто­рая сторона художест­венного образа, отражение внутреннего состоя­ния, переживания ху­дожником изображаемо­го явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музы­ке, композиторы опре­деляют названия своих произведений. Музыка программная

Слушание музыки.

Устный контроль.

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содруже­стве музыкантов, кри­тиков, художников, ли­тераторов, «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живопи­си и музыки; исполнять эмоционально и сла­женно песню.

М. Мусоргский.

«Песня Варлаама»

(из оперы «Борис

Годунов»), «Гном»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о кар­тинах» (хоровое пение)

26

1

   

Пейзаж в музыке.

Расширение и углубление знаний

Образ природы в живо­писи и в музыке. Вырази­тельные средства. Выра­зительность - отражение внутреннего состояния, переживания художни­ком изображаемого явле­ния. Музыка обладает силой наибольшего эмо­ционального воздействия на человека. Изобрази­тельные возможности музыки заключены в способности к различ­ным звуковым имитаци­ям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

Устный контроль. Беседа

Знать определение по­нятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, ком­позиторов, изобра­жающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; испол­нять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснеж­ник» (из фортепи­анного цикла «Вре­мена года»); Рус­ская народная пес­ня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)

27

1

   

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Комбинированный урок

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает ска­зочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небыва­лую красочность, таин­ственность, волшебство, индивидуальную окра­ску. Музыкальные сказ­ки и их авторы

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышан­ный образ.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

И. Стравинский.

«Заколдованный

сад Кощея» (из ба­лета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по ле­су идет» (хоровое пение)

28

1

   

Сказочные герои в музыке.

Углубление и обобщение

Разные облики и образы

сказочных героев, во­площенные в музыке. Все богатство мира ска­зок получило свое зву­ковое выражение. Ха­рактерные сказочные музыкальные интона­ции. Музыкальные ин­струменты, помогающие воссоздать образ ска­зочного персонажа

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Уметь охарактеризо­вать сказочный персо­наж, определяя образ и настроение музыки.

М. Мусоргский.

«Избушка на курь­их ножках» («Баба Яга») (из фортепи­анного цикла «Кар­тинки с выставки»)

29

1

   

Тема богатырей в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимосвязь музыки с живописью, литерату­рой, театральным искус­ством. Любовь и уваже­ние к искусству, к роди­не через знакомство с героями былин - рус­скими богатырями. Музыкальная характери­стика сказочного персо­нажа.

Устный контроль

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Уметь определить общие черты «бога­тырской» темы в му­зыкальных произве­дениях; воспроизво­дить на слух и анали­зировать музыкаль­ные сказки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

М. Мусоргский. «Богатырские воро­та» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Сим­фония № 2 «Бога­тырская»

30

1

   

"Хорошая живопись-это музыка, это мелодия"

Комбинированный урок

Создание композитором музыкального и художе­ственного образа. Сред­ства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Знать: музыкальные и живописные сред­ства выразительно­сти.

Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с орке­стром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звезд­ная река» (хоровое пение)

31

1

   

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Интегрированный урок

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героического образа. знакомство с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева,

просмотр фрагмента видеофильма

слушание «Вставайте, люди русские»

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Умение грамотно излагать свои мысли

Умение анализировать музыкальные фрагменты

репродукция картины П. Корина «Александр Невский» С. Прокофьева.

32

1

   

«Памяти павших будьте достойны»

Углубление и усвоение новых знаний

Фронтовые песни, их жанры, тематику особенности исполнения и языка музыки. Фамилии и имена композиторов, работающих в этих направлениях. Термин баллада как музыкальный жанр. Музыкально-песенный материал по желанию учащихся: «Песни военных лет».

Устный контроль, беседа, пение

Умение анализировать музыкальные Фрагменты

Делать музыкально теоретический анализ произведений. Умение различать жанры фронтовых песен

Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате» «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..» Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

33

1

   

Обобщение темы года.

Урок коррекция

Выполнение творческих заданий на знание пройденного материала.

Устный контроль

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Выполнение творческих заданий

Музыкальный материал, изученный в течение года

34

1

   

Урок – концерт.

Исполнение произведений по выбору учащихся

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Выразительное исполнение с использованием полученных знаний и навыков

Произведения изученные за год.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.