Тематический план по музыке в 5 классе

0
0
Материал опубликован 17 June 2016

Тематическое планирование

урока

Кол.

часов

дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Вид контроля

Характеристика видов деятельности

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1

1

   

Музыка рассказывает обо всем

Вводный

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное ос­мысление действительности.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.

Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох.

М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение);

В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слуша­ние)

2

1

   

Истоки

Расширение и углубление знаний

История развития музыки. Появление искусства связы­вают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями.

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Знать, что является источниками вдохно­вения для компози­торов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.).

П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слуша­ние); М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

3

1

   

Искусство открывает мир

Интегрированный урок

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художе­ственном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств.

Интонационно-образный анализ музыки, Устный контроль. Хоровое пение

Знать виды искусст­ва; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произве­дения, используя приобретенные вокально-хоровые на­выки.

Р. Шуман. «Первая утрата» (слуша­ние). М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

4

1

   

Искусства различны, тема едина

Сообщение и усвоение новых знаний

Темы в искусстве. Любой

вид деятельности можно ус­ловно называть искусством,

если исполнитель вкладыва­ет в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

Слушание музыки

Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Знать основные те­мы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем приро­ды, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном ис­кусстве.

М. Глинка. «Я пом­ню чудное мгнове­нье...» (слушание);

М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)

5

1

   

Два великих начала искусства

Расширение и углубление знаний

 

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

   

6

1

   

Стань музыкою, слово!

Комбинированный урок

Цикл. Циклические формы

в музыке - музыкальные

формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из кото­рых может обладать или не обладать циклическим характером

Интонационно-образный анализ

Музыкального и художественного ряда

Хоровое пение

Беседа по теме занятия

Знать о различных жанрах вокальной

музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки.

М. Мусоргский.

«Кот Матрос»

(из вокального

цикла «Детская») (слушание); Аме­риканская народ­ная песня «Весе­лый мельник» (пение)

7

1

   

Музыка дружит не только с поэзией

Урок изучение и углубление знаний

Концерт, публичное высту­пление артистов по опреде­ленной, заранее составлен­ной программе. Виды кон­церта: музыкальный (симфони­ческий, камерный, форте­пианный, скрипичный и др.);

- литературный концерт;

- эстрадный

Хоровое пение

Беседа

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Знать понятие «пес­ня без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

Мендельсон. Песня

без слов № 14;

П. Чайковский.

Концерт № 1 (слу­шание). Американская народная пес­ня «Веселый мель­

ник» (пение)

8

1

   

Песня – верный спутник человека

углубление и усвоение новых знаний

Песня - наиболее простая

и распространенная форма

вокальной музыки, объеди­няющая поэтический текст с несложной, легко запоми­нающейся мелодией. Ос­новные жанры музыкально­го искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс.

Интонационно-образный анализ музыки

Устный контроль

Знать характеристи­ку и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного ха­рактера.

В. Баснер, М. Матусовский.

«С чего

начинается Роди­на?» (слушание, пение)

9

1

   

Заключительный урок

Закрепление, коррекция пройденного материала

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникно­вение и взаимосвязь с лите­ратурой.

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы

Беседа по пройденной теми

Знать изученные по­нятия.

Уметь применять полученные знания

и умения, анализиро­вать.

Музыкальная вик­торина. Исполне­ние песен по выбо­ру учащихся

2 четверть

10

1

   

Мир русской песни

Введение в тему

Русская народная песня-песня, слова и музыка кото­рой сложились исторически в ходе развития русской

культуры. Народная песня не имеет определённого ав­тора, или автор не известен. Типы песен, их определение

Устный контроль. Слушанье музыки. Интонационно – образный анализ определение формы, средств музыкальной выразительности

Знать основные при­знаки народной пес­ни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, ис­полнять протяжно песню напевного характера.

Русская народная

песня «Ах ты степь

широкая...»;

И. Козлов, обр.

Н. Иванова. «Вечерний звон» (слушание, пение)

11

1

   

Песни народов мира

Комбинированный урок

Тематика, содержание, мо­тивы, характерные особен­ности и средства музыкаль­ной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа

Слушание музыки

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Знать характеристи­ку и отличия народ­ных песен мира.

Уметь приводить примеры песен на­родов мира; испол­нять выразительно песню, чисто инто­нируя мелодию.

Польская народная песня «Висла»; Г. Малер, немецкая народная поэзия. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшеб­ный рог мальчи­ка»)

12

1

   

Романса трепетные звуки

 

Интегрированный урок

Жанр романса. Виды ро­мансов (городской, быто­вой, цыганский, песня-ро­манс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Ро­манс - камерное музыкально-поэтическое произведе­ние для голоса с инструмен­тальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов

Слушание музыки

Устный контроль

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Знать определение романса, виды ро­мансов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авто­ров, исполнителей.

С. Рахманинов, И. Бунин. «Ночь печальна»; М. Глинка, Н. Ку­кольник. «Жаворо­нок» (хоровое пе­ние)

13

1

   

Мир человеческих чувств

Коррекция и усвоения новых знаний

Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, ман­долины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровож­дающие пение серенады: лютни, гитары, мандоли­ны. Родина серенады - Италия, Испания.

Слушание музыки интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Рассматривание картинок

 

Знать определение серенады, музыкаль­ный характер и чув­ства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

X. Каррерас. «Се­ренада»; М. Глин­ка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хо­ровое пение)

14

1

   

Народная хоровая музыка

Сообщение и усвоение новых знаний

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, жен­ский хор. По манере пе­ния различают: академи­ческие и народные хоры; по количеству участни­ков: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональ­ные, любительские, цер­ковные

Устный письменный контроль сушение музыки. Интонационно образный анализ.

-определять принципы музыкального развития

Знать виды хоров, хоровых произведе­ний, авторов хоровых произведений и из­вестные хоровые кол­лективы; понятия церковное пение, хра­мовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкаль­ном настроении; ис­полнять хоровые пес­ни одноголосно в ан­самбле (стройно), ис­пользуя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможно­сти голосового аппа­рата; отличать народ­ную хоровую музыку от церковной.

«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хо­ровое пение)

15

1

   

Что может изображать хоровая музыка

Интегрированный урок

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни

Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение.

Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, наде­жды; о том, что и какими средствами изображается в хо­ровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музы­ки по темам и жан­рам; слушать и ха­рактеризовать во­кальные произведе­ния.

П. Чайковский. «От­че наш»; Г. Свири­дов, С. Есенин. «По­ет зима...» (из му­зыкальной поэмы« Памяти Сергея Есенина»)

16

1

   

Заключительный

Урок

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнение творческой работы

Устный контроль. Слушанье музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение.

Знать названия изученных произведе­ний и их композито­ров; определение понятий, рассмот­ренных на уроках.

Уметь на слух вос­принимать музы­кальные произведе­ния по запомнивши­мся темам, фрагмен­там и называть их авторов.

Музыкальная викторина; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

2 полугодие

3 четверть

17

1

   

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки.

Фронтальный

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опе­ра - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровожда­ются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом.

Устный контроль

Слушание музыки

Хоровое пение

Знать определение оперы, историю ро­ждения этого жанра вокальной музыки, виды оперного ис­кусства, участников и создателей опер­ного действа.

Уметь приводить примеры опер раз­ных жанров, назы­вать оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять произведе­ния стройно, с точной интонацией.

М. Глинка, С. Горо­децкий. Финаль­ный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людми­ла»

18

1

   

Из чего состоит опера.

Интегрированный урок

Синтез искусств при созда­нии оперного произведе­ния. Части оперы: увертю­ра, пролог, действия, во­кальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцеваль­ные эпизоды. Оперные го­лоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

Беседа по теме

Слушание музыки

Хоровое пение

Знать виды искус­ства, синтез которых позволяет компози­торам создать оперу; знать родоначальни­ка русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать опе­ру от других видов музыкального ис­кусства, определять оперные жанры.

М. Глинка. «Мазур­ка» (из оперы

«Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из опе­ры) (слушание и анализ)

19

1

   

Единство музыки и танца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Жанры балетного искусст­ва: балет-сказка, балет-симфония; драматический ба­лет; модерн-балет; сюжет­ный балет. Хореография. Дивертисмент. Сцениче­ские костюмы артистов ба­лета: пуанты, пачка, трико

Интонационно-образный анализ музыки, письменный контроль. Хоровое пение

Знать определение

балета, историю соз­дания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержа­ние балета.

П. Чайковский. Ва­риация II (из балета

«Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Пет­рушки» (из балета «Петрушка»). Слу­шание, просмотр видеосюжетов

20

1

   

"Русские сезоны" в Париже.

Сообщение и усвоение новых знаний

Русская балетная школа.

Российский балет возник

при царе Алексее. Это был

спектакль, поставленный

офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опе­ра и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают веду­щее положение в мире

Устный опрос. Хоровое пение

Знать, что такое ба­лет, особенности балетных школ ми­ра, жанры балета, имена известных авторов балетов, по­становщиков, балет­мейстеров, выдаю­щихся артистов ба­лета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержа­ние, созданные сред­ствами балетного искусства

И. Стравинский.

«Петрушка»;

П. Чайковский.

«Вальс цветов» (из

балета «Спящая красавица»; переложение для фор­тепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение)

21

1

   

Музыкальность слова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки

Знать определение литературного сю­жета, из каких час­тей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном про­изведении, характе­ризовать, как соче­таются воедино сло­во и музыка.

К.-В. Глюк. «Жа­лоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зим­ний вечер» (хоро­вое пение)

22

1

   

Музыкальные сюжеты в литературе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изобразительность в боль­шей степени присуща лите­ратуре, живописи, фотогра­фии. В музыке изображение реальности чаще всего свя­зано с воссозданием или имитацией с помощью зву­ков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музы­кальных звуков в художе­ственное слово, окру­жающих нас звуков в мир искусства

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально – хоровое интонирование

Знать, из каких час­тей состоит сюжет, в каких литератур­ных произведениях действия разворачи­ваются на основе му­зыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и ли­тературы, объяснять, как эти виды искусст­ва взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одно­голосно, пытаясь до­нести до слушателя характер музыки, му­зыкальный образ.

Н. Римский-Корсаков. «Полет шме­ля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чай­ковский. «Песня жа­воронка». М. Яков­лев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

23

1

   

Живописность искусства

Интегрированный урок

Изобразительность - это наглядность, конкрет­ность изображаемых дей­ствий, поступков челове­ка, предметов и явлений реальной и фантастиче­ской действительности. Средства выразительно­сти в искусстве

Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музы­кального произведе­ния, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.

С. Прокофьев. «Ва­риации Феи зимы» (из балета «Золуш­ка»)". Струве. «Веселое эхо» (хо­ровое пение)

24

1

   

Музыка – сестра живописи.

повторения и коррекции

Средства выразительно­сти в живописи и в музы­ке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, ху­дожественной фотогра­фии. Музыка, звучащая с полотен

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображенные музыки.

М. Мусоргский. «Картинки с вы­ставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ)

25

1

   

Может ли музыка выразить характер человека?

Выразительность - вто­рая сторона художест­венного образа, отражение внутреннего состоя­ния, переживания ху­дожником изображаемо­го явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музы­ке, композиторы опре­деляют названия своих произведений. Музыка программная

Слушание музыки.

Устный контроль.

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содруже­стве музыкантов, кри­тиков, художников, ли­тераторов, «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живопи­си и музыки; исполнять эмоционально и сла­женно песню.

М. Мусоргский.

«Песня Варлаама»

(из оперы «Борис

Годунов»), «Гном»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о кар­тинах» (хоровое пение)

26

1

   

Пейзаж в музыке.

Расширение и углубление знаний

Образ природы в живо­писи и в музыке. Вырази­тельные средства. Выра­зительность - отражение внутреннего состояния, переживания художни­ком изображаемого явле­ния. Музыка обладает силой наибольшего эмо­ционального воздействия на человека. Изобрази­тельные возможности музыки заключены в способности к различ­ным звуковым имитаци­ям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

Устный контроль. Беседа

Знать определение по­нятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, ком­позиторов, изобра­жающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; испол­нять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснеж­ник» (из фортепи­анного цикла «Вре­мена года»); Рус­ская народная пес­ня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)

27

1

   

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Комбинированный урок

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает ска­зочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небыва­лую красочность, таин­ственность, волшебство, индивидуальную окра­ску. Музыкальные сказ­ки и их авторы

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышан­ный образ.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

И. Стравинский.

«Заколдованный

сад Кощея» (из ба­лета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по ле­су идет» (хоровое пение)

28

1

   

Сказочные герои в музыке.

Углубление и обобщение

Разные облики и образы

сказочных героев, во­площенные в музыке. Все богатство мира ска­зок получило свое зву­ковое выражение. Ха­рактерные сказочные музыкальные интона­ции. Музыкальные ин­струменты, помогающие воссоздать образ ска­зочного персонажа

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Уметь охарактеризо­вать сказочный персо­наж, определяя образ и настроение музыки.

М. Мусоргский.

«Избушка на курь­их ножках» («Баба Яга») (из фортепи­анного цикла «Кар­тинки с выставки»)

29

1

   

Тема богатырей в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимосвязь музыки с живописью, литерату­рой, театральным искус­ством. Любовь и уваже­ние к искусству, к роди­не через знакомство с героями былин - рус­скими богатырями. Музыкальная характери­стика сказочного персо­нажа.

Устный контроль

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Уметь определить общие черты «бога­тырской» темы в му­зыкальных произве­дениях; воспроизво­дить на слух и анали­зировать музыкаль­ные сказки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

М. Мусоргский. «Богатырские воро­та» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Сим­фония № 2 «Бога­тырская»

30

1

   

"Хорошая живопись-это музыка, это мелодия"

Комбинированный урок

Создание композитором музыкального и художе­ственного образа. Сред­ства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Знать: музыкальные и живописные сред­ства выразительно­сти.

Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с орке­стром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звезд­ная река» (хоровое пение)

31

1

   

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Интегрированный урок

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героического образа. знакомство с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева,

просмотр фрагмента видеофильма

слушание «Вставайте, люди русские»

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

Хоровое пение

Умение грамотно излагать свои мысли

Умение анализировать музыкальные фрагменты

репродукция картины П. Корина «Александр Невский» С. Прокофьева.

32

1

   

«Памяти павших будьте достойны»

Углубление и усвоение новых знаний

Фронтовые песни, их жанры, тематику особенности исполнения и языка музыки. Фамилии и имена композиторов, работающих в этих направлениях. Термин баллада как музыкальный жанр. Музыкально-песенный материал по желанию учащихся: «Песни военных лет».

Устный контроль, беседа, пение

Умение анализировать музыкальные Фрагменты

Делать музыкально теоретический анализ произведений. Умение различать жанры фронтовых песен

Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате» «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..» Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

33

1

   

Обобщение темы года.

Урок коррекция

Выполнение творческих заданий на знание пройденного материала.

Устный контроль

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Выполнение творческих заданий

Музыкальный материал, изученный в течение года

34

1

   

Урок – концерт.

Исполнение произведений по выбору учащихся

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Выразительное исполнение с использованием полученных знаний и навыков

Произведения изученные за год.

Комментарии
Комментариев пока нет.