Тематический план по музыке в 5 классе
Тематическое планирование
№ урока |
Кол. часов |
дата |
Тема урока Тип урока |
Элемент содержания |
Вид контроля |
Характеристика видов деятельности |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 четверть |
||||||||
1 |
1 |
Музыка рассказывает обо всем Вводный |
Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное осмысление действительности. |
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. |
Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство. Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох. |
М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение); В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слушание) |
||
2 |
1 |
Истоки Расширение и углубление знаний |
История развития музыки. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями. |
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. |
Знать, что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.). |
П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слушание); М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение) |
||
3 |
1 |
Искусство открывает мир Интегрированный урок |
Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств. |
Интонационно-образный анализ музыки, Устный контроль. Хоровое пение |
Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. |
Р. Шуман. «Первая утрата» (слушание). М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение) |
||
4 |
1 |
Искусства различны, тема едина Сообщение и усвоение новых знаний |
Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме |
Слушание музыки Интонационно-образный анализ Устный контроль Хоровое пение |
Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве. |
М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье...» (слушание); М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение) |
||
5 |
1 |
Два великих начала искусства Расширение и углубление знаний |
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение |
|||||
6 |
1 |
Стань музыкою, слово! Комбинированный урок |
Цикл. Циклические формы в музыке - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером |
Интонационно-образный анализ Музыкального и художественного ряда Хоровое пение Беседа по теме занятия |
Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки. |
М. Мусоргский. «Кот Матрос» (из вокального цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение) |
||
7 |
1 |
Музыка дружит не только с поэзией Урок изучение и углубление знаний |
Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.); - литературный концерт; - эстрадный |
Хоровое пение Беседа Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
Знать понятие «песня без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; |
Мендельсон. Песня без слов № 14; П. Чайковский. Концерт № 1 (слушание). Американская народная песня «Веселый мель ник» (пение) |
||
8 |
1 |
Песня – верный спутник человека углубление и усвоение новых знаний |
Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс. |
Интонационно-образный анализ музыки Устный контроль |
Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера. |
В. Баснер, М. Матусовский. «С чего начинается Родина?» (слушание, пение) |
||
9 |
1 |
Заключительный урок Закрепление, коррекция пройденного материала |
Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. |
Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы Беседа по пройденной теми |
Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и умения, анализировать. |
Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся |
||
2 четверть |
||||||||
10 |
1 |
Мир русской песни Введение в тему |
Русская народная песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Народная песня не имеет определённого автора, или автор не известен. Типы песен, их определение |
Устный контроль. Слушанье музыки. Интонационно – образный анализ определение формы, средств музыкальной выразительности |
Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. |
Русская народная песня «Ах ты степь широкая...»; И. Козлов, обр. Н. Иванова. «Вечерний звон» (слушание, пение) |
||
11 |
1 |
Песни народов мира Комбинированный урок |
Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа |
Слушание музыки Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль |
Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. |
Польская народная песня «Висла»; Г. Малер, немецкая народная поэзия. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика») |
||
12 |
1 |
Романса трепетные звуки
Интегрированный урок |
Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов |
Слушание музыки Устный контроль Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений |
Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. |
С. Рахманинов, И. Бунин. «Ночь печальна»; М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение) |
||
13 |
1 |
Мир человеческих чувств Коррекция и усвоения новых знаний |
Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады - Италия, Испания. |
Слушание музыки интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений Рассматривание картинок
|
Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. |
X. Каррерас. «Серенада»; М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение) |
||
14 |
1 |
Народная хоровая музыка Сообщение и усвоение новых знаний |
Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные |
Устный письменный контроль сушение музыки. Интонационно образный анализ. -определять принципы музыкального развития |
Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. |
«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение) |
||
15 |
1 |
Что может изображать хоровая музыка Интегрированный урок |
Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни |
Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение. |
Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. |
П. Чайковский. «Отче наш»; Г. Свиридов, С. Есенин. «Поет зима...» (из музыкальной поэмы« Памяти Сергея Есенина») |
||
16 |
1 |
Заключительный Урок Урок обобщения и систематизации знаний. |
Выполнение творческой работы |
Устный контроль. Слушанье музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. |
Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их авторов. |
Музыкальная викторина; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение) |
||
2 полугодие 3 четверть |
||||||||
17 |
1 |
Опера – самый значительный жанр вокальной музыки. Фронтальный |
Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. |
Устный контроль Слушание музыки Хоровое пение |
Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять произведения стройно, с точной интонацией. |
М. Глинка, С. Городецкий. Финальный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» |
||
18 |
1 |
Из чего состоит опера. Интегрированный урок |
Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас |
Беседа по теме Слушание музыки Хоровое пение |
Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. |
М. Глинка. «Мазурка» (из оперы «Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из оперы) (слушание и анализ) |
||
19 |
1 |
Единство музыки и танца. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико |
Интонационно-образный анализ музыки, письменный контроль. Хоровое пение |
Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. |
П. Чайковский. Вариация II (из балета «Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Слушание, просмотр видеосюжетов |
||
20 |
1 |
"Русские сезоны" в Париже. Сообщение и усвоение новых знаний |
Русская балетная школа. Российский балет возник при царе Алексее. Это был спектакль, поставленный офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире |
Устный опрос. Хоровое пение |
Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства |
И. Стравинский. «Петрушка»; П. Чайковский. «Вальс цветов» (из балета «Спящая красавица»; переложение для фортепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение) |
||
21 |
1 |
Музыкальность слова. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог |
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки |
Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. |
К.-В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение) |
||
22 |
1 |
Музыкальные сюжеты в литературе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков в мир искусства |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально – хоровое интонирование |
Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, объяснять, как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ. |
Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка». М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение) |
||
23 |
1 |
Живописность искусства Интегрированный урок |
Изобразительность - это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве |
Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование |
Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле. |
С. Прокофьев. «Вариации Феи зимы» (из балета «Золушка»)". Струве. «Веселое эхо» (хоровое пение) |
||
24 |
1 |
Музыка – сестра живописи. повторения и коррекции |
Средства выразительности в живописи и в музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен |
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ |
Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображенные музыки. |
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ) |
||
25 |
1 |
Может ли музыка выразить характер человека? |
Выразительность - вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная |
Слушание музыки. Устный контроль. |
Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов, «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню. |
М. Мусоргский. «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о картинах» (хоровое пение) |
||
26 |
1 |
Пейзаж в музыке. Расширение и углубление знаний |
Образ природы в живописи и в музыке. Выразительные средства. Выразительность - отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д. |
Устный контроль. Беседа |
Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, композиторов, изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни |
М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение) |
||
27 |
1 |
Волшебная красочность музыкальных сказок. Комбинированный урок |
Роль сказки в музыке. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы |
Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль Хоровое пение |
Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. |
И. Стравинский. «Заколдованный сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение) |
||
28 |
1 |
Сказочные герои в музыке. Углубление и обобщение |
Разные облики и образы сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации. Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа |
Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ |
Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. |
М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки») |
||
29 |
1 |
Тема богатырей в музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин - русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа. |
Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ |
Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. |
М. Мусоргский. «Богатырские ворота» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» |
||
30 |
1 |
"Хорошая живопись-это музыка, это мелодия" Комбинированный урок |
Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение. |
Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ |
Знать: музыкальные и живописные средства выразительности. Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух. |
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение) |
||
31 |
1 |
"Никто не забыт, ничто не забыто" Интегрированный урок |
Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героического образа. знакомство с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева, просмотр фрагмента видеофильма слушание «Вставайте, люди русские» |
Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль Хоровое пение |
Умение грамотно излагать свои мысли Умение анализировать музыкальные фрагменты |
репродукция картины П. Корина «Александр Невский» С. Прокофьева. |
||
32 |
1 |
«Памяти павших будьте достойны» Углубление и усвоение новых знаний |
Фронтовые песни, их жанры, тематику особенности исполнения и языка музыки. Фамилии и имена композиторов, работающих в этих направлениях. Термин баллада как музыкальный жанр. Музыкально-песенный материал по желанию учащихся: «Песни военных лет». |
Устный контроль, беседа, пение |
Умение анализировать музыкальные Фрагменты Делать музыкально теоретический анализ произведений. Умение различать жанры фронтовых песен |
Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате» «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..» Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война». |
||
33 |
1 |
Обобщение темы года. Урок коррекция |
Выполнение творческих заданий на знание пройденного материала. |
Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ |
Выполнение творческих заданий |
Музыкальный материал, изученный в течение года |
||
34 |
1 |
Урок – концерт. |
Исполнение произведений по выбору учащихся |
Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ |
Выразительное исполнение с использованием полученных знаний и навыков |
Произведения изученные за год. |