12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савельева Елена Ивановна32

Возможности уроков русского языка и литературы, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся

                                                           Здоровье — это то, что люди больше всего

                                                                стремятся сохранить и меньше всего берегут.
                                                                                                                  Ж. Лабрюйер 

    В последние годы в нашем обществе наблюдается катастрофическое ухудшение здоровья детей школьного возраста. Физиологически здоровыми рождаются не более 12% детей. 25-35% детей, пришедших в 1-й класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.  Поэтому в настоящее время проблемы сохранения здоровья школьников становятся особенно актуальными. Это связано с тем, что именно в школе дети проводят больше времени в течение дня, а фундамент здоровья, как известно, закладывается в детстве.

   Что же такое здоровье? Если мы обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, то найдем определение: здоровье – это правильная, нормальная деятельность животного организма. Согласно же определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

   Среди проблем, на мой взгляд, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, являются:

 . ухудшение социального и материального положения семей;

. стрессы;

. вредные привычки;

.достаточно высокий процент семей, уделяющих мало внимания проблемам  воспитания и развития своих детей;

. наследственность;

. вынашивание ребенка, тяжелые роды у матери и после родовые травмы;

. экологическая обстановка.

    В школе, в которой я работаю, на сегодняшний день обучается 187 детей, из них 36 детей имеют статус ребенок-инвалид. Дети-инвалиды, посещающие школу, получают такие же образовательные услуги, как и их сверстники.

   Использование здоровьесбергающих технологий на своих уроках стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения как в устной, так и письменной речи. Эти методы работы помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления учащихся.

  Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают мне организовывать уроки интереснее и разнообразнее.

  Цель применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья.

  Организуя работу по коррекции письменной и устной речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся в период обучения в школе, сформировать необходимые умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  Уроки русского языка и литературы дают широкие возможности для организации здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС.

  На своих уроках я ставлю перед собой главную задачу: пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, понять, зачем надо учиться быть здоровым, даже тогда, когда « ничего не болит», а главное применять полученные знания в повседневной жизни.

   На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка положительно "работают" на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Так, например, во время написания диктанта, изложения и сочинения объясняются не только орфограммы, пунктограммы, морфемный, фонетический, лексический разборы, но идет беседа с классом по тексту или заданной теме.

   Во избежание усталости учащихся на каждом уроке проводятся разнообразные виды работ: вводятся игровые моменты, работа с учебником (устная или письменная), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

  На уроках русского языка подбираю задания по определенной тематике, связанные с укреплением здоровья.

  Хочу познакомить с  упражнениями, которые реализую на своих уроках.

     Зрительный диктант  (5 класс)

     Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.

Овощи – кладовая здоровья.

   Овощи п.лезны б.льным и здоровым людям. Блюда из овощей улучшают п.щеварение. В салатах к овощам добавляют растител.ное масло. Так организм ч.ловека лучше усваивает витамины. Очень полезна зелень. В луке чесноке укропе есть вещества, которые убивают б.лезнетворных микробов. Овощи необходимы ч.ловеку во все вр.мена года.

    Работа с деформированным текстом. (6 класс)

   Из данных слов составить предложения.

Самое, высокое, земля, на, дерево, эвкалипт.

Он, быстро, расти, давать, и, очень, древесина, красивая.

Это, сажать, дерево, для, болото, осушения.

Запах, эвкалиптовые, листья, не, переносить, комары.

Листья, использовать, эвкалипт, медицина, в.

    Озаглавить и записать получившийся текст.

   Составление памятки младшим школьникам «Как нужно ухаживать за зубами» (6 класс)

План

1. Правильная чистка зубов.

2. Полоскание рта.

3. Вред от слишком горячей и холодной пищи.

4. Вред для зубов острых и твердых предметов.

5. Необходимость своевременного лечения.

6. Польза овощей и фруктов.

   Используйте глаголы в повелительной форме: ешьте, пользуйтесь, не грызите, чистите, промывайте, полощите, лечите, не употребляйте, не забывайте.

   Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их я объединила в "Словарь мудрых мыслей", который активно использую на уроках литературы. Приведу ряд примеров:

Здоровье красит человека.

Не гонись за красотой, тянись к здоровью.

Здоровье – лучшая косметика.

Здоровая голова к подушке не клонится.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Здоровье, как воздух, - когда оно есть, его не замечаешь.

   Кроме того для обогащения словарного запаса и расширения кругозора учащихся использую загадки, стихи, скороговорки.

      Загадки

Ускользает как живое,                                            Горькой бывает,

Но не выпущу его я.                                               Сладкой бывает,

Дело ясное вполне:                                                Ойкают дети, ее запивая.

Пусть отмоет руки мне                                                                  (Таблетка)                                                       (Мыло)                    

                                                       

Дождик теплый и густой,                                                    Скороговорки

Этот дождик не простой,                                                    А мне не до недомогания.

Он без туч, без облаков                                                    Осип охрип, Архип осип.

Целый день идти готов (Душ)                                           Мила мыло не любила,

                                                                                        Мыло Мила уронила.

Стихи

Йод хороший,

Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка (В, Лунин)

      Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я в системе провожу физкультминутки.

Оздоровительно – гигиенические;

Физкультурно – спортивные;

Двигательно – речевые;

Музыкальные.

Зрительные.  

   Подводя итоги выше сказанному, можно отметить, что использование здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, появляется интерес к изучаемым предметам, открывается простор для творчества педагога.


Список литература:

Толковый словарь С. И. Ожегова;

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва 2006.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.
































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.