Методические рекомендации «Тренинг, как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй»
Тренинг, как активная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей.
Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.
Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.
Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.
Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.
Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.
Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, а именно: групповое занятие по заранее заявленной теме, на котором участники заняты решением общей проблемы.
Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.
От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей. Достигается это за счет, работы ведущего с мотивацией участников, стимулируя их интерес и побуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Важно соблюдать законы диалога, не нарушая прав родителей на обратную связь с ведущим, а также следить за временем и завершить занятие в установленное время.
Правила поведения в тренинговой группе оговариваются логопедом в начале занятия:
- единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);
- персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);
- уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);
- конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).
Методы тренинга:
- инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы ее преодоления или исправления;
- практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;
- ответная реакция : дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях:
- перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми в обычную жизнь.
На каждом тренинге отрабатывается один практический навык (например, логопедический массаж) и все четыре метода должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным. Инструкция должна быть краткой, а практика и ответная реакция являются более важными частями тренинга.
На первом (базовом) тренинговом занятии логопед знакомит родителей друг с другом, рассказывает в какой форме, будут проходить тренинги. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремления к сотрудничеству с детьми. Можно заранее предложить родителям подумать о самопрезентации .
Логопед приглашает родителей занять места , расположенные по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалов. Помимо традиционных правил можно использовать различные упражнения.
Благодаря базовому тренингу расширяется контакт между родителями – участниками встречи, создается атмосфера эмоциональной комфортности для последующих занятий, родители обмениваются опытом семейного воспитания.
На этом занятии родители упражняются в навыках слушания ведущего и других участников, учатся сообщать о своем понимании заданий. Обучение происходит в процессе ролевого тренинга, когда один из родителей играет ребенка, а другой – самого себя. Также родители получают всю нужную информацию по проведению самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях.
Тренинговые занятия, как и другая форма работы с родителями, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства.
К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться:
- работа в кругу;
- правила «одного микрофона» и «поднятой руки»;
- введение записей в специальные тетради;
- принятие мнения каждого сидящего в кругу;
- право на собственное мнение и его аргументирование.
Структура тренингового занятия.
Первый вариант:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- постановка проблемы (тема и цель тренинга);
- обсуждение и повторение домашнего задания;
- практическое изучение нового навыка (введение в ролевую игру);
- домашнее задание;
- ритуал прощания.
Ритуалы приветствия, прощания - это рамки занятия, граница. Выполняют функцию замка, отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего ее. Ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге и в дальнейшем исполняться на каждом занятии.
Разминка – это средство воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями в случае, если ведущий видит необходимость изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения необходимо подбирать с учетом актуального состояния родителей и задач предстоящей деятельности.
Постановка проблемы. Курс тренинговых занятий для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, имеет различные темы, которые определяются с помощью анкетирования, «почтового ящика», «дерева вопросов». Наиболее актуальные темы: «Развитие слухового внимания», «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков», «Дыхательная гимнастика», «Правильное звукопроизношение», «Подготовка к обучению грамоте».
Обсуждение и повторение домашнего задания. Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми дома: что происходило на занятии с ребенком, которое они провели; о чувствах, которые они испытали; что получилось, какие проблемы возникли.
Если есть видеозапись занятия, можно посмотреть ее и провести беседу о просмотренном материале. Вопросы для родителей: « А как вы проводили занятие?», « Что, на ваш взгляд, вам не удалось?», «Понравилось ли вашим детям занятие», «Какие чувства у вас возникли?», « Помог ли приобретённый на тренинге опыт?» и др.
Практическое изучение нового навыка. Наиболее эффективный путь обучения родителей на тренингах - ролевая игра. Ролевые игры – это экспериментирование в группе. Важно выбрать небольшую сценку, дать четкие инструкции об отрабатываемом навыке. В процессе тренинга ролевая игра может меняться и повторяться несколько раз.
Игра всегда должна заканчиваться положительно.
Преимущества ролевой игры:
- действуя, люди учатся быстрее, чем во время обсуждения;
- опыт, приобретённый в игре, немедленно влияет на действия человека;
- если желаемый результат не достигается, участник игры может попробовать снова проиграть другое поведение;
- может помочь выяснить, какое поведение приведет к наилучшему эффекту;
- организатор может сразу увидеть, что идет хорошо, а что можно улучшить, а участвующий может попробовать проиграть ситуацию еще раз;
- в ролевой игре учится не только участвующий, но и наблюдатель.
Логопед обучает родителей навыкам ролевой игры и показывает, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях, помогает развивать умение интерпретировать то, что они наблюдают в ходе отработки полученного навыка на тренинге с ребенком дома.
На первом (базовом) занятии логопед знакомит родителей друг с другом, с целями и задачами, рассказывает в какой форме, будет проходить тренинг. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремление к сотрудничеству с детьми.
После «инсценирования» предложенной ситуации родителям предлагается поделиться своими мыслями и чувствами. Завершается работа поиском и ролевым проигрыванием новых, более эффективных способов реагирования в заданных условиях.
Домашнее задание. Логопед предлагает родителям провести дома со своим ребенком занятие, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.
В конце тренинга проводится ритуал прощания.
Второй вариант тренинга:
Более сложный вариант, предполагающий большие требования к профессионализму логопеда и условиям работы группы родителей. Он позволяет организовать каждую встречу, как некий тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент жизни». Структура встречи в данном случае следующая:
- Разминка (лучше тематическая). Выполняет функцию запуска темы. После разминки озвучивается тема тренинга.
- Постановка проблемы. Озвучивается в ходе выполнения упражнения или небольшой ролевой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане отработки нового навыка, например, на что обратить внимание при проведении дома дыхательной гимнастики.
- Теоретическая часть. Введение понятий, правил, технологий. Информация дается дозированно, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает родителям формировать навыки и в дальнейшем перенести их в домашние условия.
- Отработка навыков в серии упражнений. Упражнения должны быть короткими, конкретными (на отработку разных сторон, какого-то определенного навыка) например, проведение артикуляционной гимнастики.
- Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, что происходило ранее на занятии.
- Обратная связь (обмен чувствами, анализ происшедшего, ответы на вопрос логопеда).
- Домашнее задание.
Тренинг , как форма работы дает положительный результат в работе логопеда, а самый главный результат - это достижения и успехи детей, взаимопонимание с родителями и радость общения с ними.