12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Александровна443
Россия, Томская обл., Томск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Педагогическое общение

С преподавателя начинается все. Сила действия урока целиком зависит от преподавателя, его обаяния, выразительности поведения, оригинальности личности, основой которой всегда является высокоразвитая органика, т. е. от умения общаться.

Важным и наиболее сложным звеном в деятельности преподавателя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в образовательном процессе побуждающую функцию.

В трудах известного физиолога П.В. Симонова находим высказывание, которое может безошибочно интерпретировано в пользу необходимости стимуляции познавательной деятельности: «Тенденции самосохранения реализуются главным образом с помощью отрицательных эмоций, тенденции развития, требуют положительных».

Что такое общение?

Общение – это не только и, не столько природный дар, сколько технология.

Общение с обучающимися

Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными.

К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. Обучающиеся становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными. Иногда обучающиеся полностью выходят из подчинения, бунтуют, становятся агрессивными.

Так как же нужно строить полноценное взаимодействие с обучающимися? Выделим самое главное.

Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с обучающимся отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только студента.

Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым студентом возникал психологический контакт. Узнавайте интересы обучающихся, вникайте в их проблемы.

Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.

Посмотрите на таблицу, которая поможет вам устанавливать нормальные отношения с обучающимися.



Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства

Ты хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за...
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься

Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне


Приемы общения

Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит. Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

Четко и искренне признавайте хорошее в других.

Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами.

Верьте в доброжелательность Вселенной и верьте в доброго человека.

Проявляйте желание понимать другого человека – это порождает сотрудничество.

Средства общения

Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние.

Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физические воздействия, визуальный контакт.

Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве.


Речевой артистизм

Римский учитель красноречия Квинтилиан писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

Наиболее часто встречающийся недостаток речи преподавателя – это так называемое «быстроговорение» - очень быстрая речь, результат которой – «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова. Еще некоторые, весьма серьезные для педагогической профессии недостатки – невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания; частое использование слов иностранного происхождения, слов, непонятных обучающемуся.

Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером для преподавателя – не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Магия словесного общения с аудиторией – это энергетика речи, ее интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, интонационное богатство, безупречная дикция.


Фонационное (речевое) дыхание

Нередко трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания.

Для этого существуют упражнения:


Упражнение «Свеча»

Возьмите узкую полоску бумаги и представьте себе, что это свеча. Дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Повторить несколько раз.


Упражнение «Цветочный магазин»

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный и плавный. Упражнение повторить 3-4 раза.


Формирование навыков правильного интонирования

«Когда нужна истинная сила речи – забудьте о громкости и помните об интонации с ее верхами и низами…» - говорил Константин Сергеевич Станиславский (русский режиссер и актер – 1863 -1938гг.)

Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь – это та же музыка, пение. Порой она бывает гипнотической.

Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая коллегам, студентам.





Типы упражнений

на технику интонирования и эмоциональную нагрузку

Упражнение «Тональная палитра»

Произнесите каждый набор предложенных чисел так, чтобы ярко выражалось:

- безудержное веселье( 2;16;35);

- удивление (7; 21; 100);

- усталость (1;17; 678).


Упражнение «Ролевая интерпретация»

Прочитайте предложенный текст, используя соответствующую интонацию в роли:

- оратора на публичном митинге;

- выступление на траурной панихиде (скорбь);

- ведущего телепередачи «Поле чудес».

« Кто не видел, как в продолжение дня и впоследствии на колоссальной дощатой террасе близ конопляника небезызвестная и вследствие этого доселе неприступная, к тому же не замужем, мачеха подьячего Аграфена Саввична безапелляционно и во что бы то ни стало потчевала отставного, но по прежнему ветреного Фаддея Апполоновича, ветчиной, винегретом, а также прочими яствами…»


Невербальная выразительность и общение

А.С.Макаренко говорил: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя лицевую экспрессию, визуальный контакт, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Наиболее важным каналом эмоционального общения является зрительный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица. 45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,65% слуховыми.

Невербальная выразительность – одна из составляющих успешного педагогического общения. (жесты, мимика, позы, взгляд, манеры слушать)


Упражнение «Демонстрация мыслей»

С помощью невербальных выразительных коммуникативных средств продемонстрировать те или иные мысли.

- Я так устала слушать эту чушь!

-О! Как нестерпимо хочется в туалет.

- Какой же лектор славный, милый.

Очень часто наши руки помогают нам выразить то, что нельзя словами или очень сложно словами.

Надо сказать, что рука преподавателя – это «главное техническое средство». Кроме того, наши руки – индикаторы жизненной энергии.


Предлагаются упражнения:

Для повышения устойчивости к стрессам.

Описание для правой руки: большой, средний палец и мизинец сложены вместе.

Описание для левой руки: кончик большого пальца находится на ногте мизинца.

Продолжительность: 3 раза в день по 2 минуты с интервалами не менее 10 минут.

Для устранения хронической усталости.

Описание для обеих рук: указательный палец находится на первой фаланге большого пальца, кончик большого пальца лежит на ногте безымянного пальца.

Продолжительность:  6 раз в день по 3 минуты с интервалами не менее 2 минут.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 10.02.22 в 08:43 0Ответить Пожаловаться
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-zdorove-sberegayuschie-tehnologii-na-urokah-910523.html
Схожесть 75%
... и нет ссылки на заимствования!
Юлия Александровна, 10.02.22 в 11:07 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, данные приемы используем в нашей программе по работе с педагогами, там все ссылки размещены
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.