Тренинг «Психологическое здоровье человека» для 8-9 классов
«Тверская школа-интернат №1»
Тренинг «Психологическое здоровье человека»
для 8-9 классов
разработала и провела
Васильева Елена Павловна
социальный педагог
Тверь, 2022 г.
Тренинг «Психологическое здоровье человека».
Цель: сформировать у обучающихся навыки сохранения и укрепления психологического здоровья
Планируемые результаты:
Личностные: правильное понимание и оценивание своего психологического здоровья
Предметные: понимание обучающимися необходимости получения знаний по теме «Психологическое здоровье человека»
Продолжительность занятия: 40 минут
Форма занятия: тренинг с индивидуальным выполнением заданий в рабочей тетради
Используемые материалы: сценарий, разработанная предварительно рабочая тетрадь по теме «Психологическое здоровье человека», презентация
Сценарий занятия:
Вступление: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами обсуждать тему здоровья человека, которая является основополагающей в жизни каждого человека. Мы не только рассмотрим понятие «психологическое здоровье человека», но и каждый из вас будет учиться давать ему оценку.
1.Мотивационная часть. Что такое здоровье (Слайд № 2)? Давайте вспомним зачем человеку нужно здоровье? Почему человеку важно быть здоровым? Зачем нужно тратить на это свое время? Ответы обучающихся, обсуждение.
Нужно знать, что дает на самом деле здоровый образ жизни. Мало кто знает это. Потому что мало кто понимает глубинную связь между телом, психикой, умом, душой. Все в нашем организме взаимосвязано (Слайд № 3). Об этом знали уже древнегреческие учёные.
Соблюдать здоровый образ жизни нужно не только для того, чтобы не болеть, не быть больным, физически немощным человеком. А также для того, чтобы наше сознание работало намного лучше. Для того чтобы быть счастливым человеком с увеличенным жизненным тонусом и с наличием внутренней личной силы. Физическое благополучие тесно связано с психическим здоровьем, с увеличением жизненной энергетики, с наличием личной силы. Личная сила и жизненная энергия решает всё в нашей жизни (Слайд № 4).
2.Основная часть. Обучающиеся поэтапно работают в рабочей тетради.
Тренинг. Оценка своего психологического здоровья по плану:
1.Принятие себя (со всеми недостатками и достоинствами).
Мои недостатки | Мои достоинства |
Принимаю ли я свои недостатки? Как влияют отрицательные черты моей личности на моё психологическое здоровье? Как превратить свои недостатки в достоинства? Обсуждение.
2.Принятие других (с их особенностями внешности и поведения).
Мои друзья. Какие они? | С каким человеком я дружить не стал бы и почему? |
Что больше всего мне не нравится в поведении окружающих людей? Влияет ли поведение других людей на моё психологическое здоровье? Должен ли я относиться к недостаткам других людей с пониманием и терпением? Почему? (тренинг с салфеткой) Обсуждение полученного результата. Вывод: инструкция одна-результат у всех разный. Мы все разные, с разными умениями, знаниями, способностями и т.д.
3.Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах.
Умение адаптироваться зависит от адаптивной способности человека, которая включает в себя биологические (генетические, физиологические, морфологические, поведенческие, иммунологические) и внебиологические (социальные, культурные) механизмы адаптации.
Легко ли вам адаптироваться в разных коллективах?_______(да, нет) Как вы думаете почему? Обсуждение.
4.Полноценное межличностное общение. Ознакомьтесь с представленной иллюстрацией и запишите кратко определение понятия «межличностное общение». Это общение двух и более людей между собой. В каком случае общение можно считать полноценным? Обсуждение.
Задание. Подумайте и допишите предложение, выбрав из перечня понятий правильное (доверие, честность, воспитанность, образование) Центральным в межличностном отношении является понятие ______________. Обсуждение.
5.Умение контролировать свои эмоции. Если эмоции постоянно меняются (т.е. когда человек подвержен сначала одному, а затем другому эмоциональному состоянию), серьезно затрудняется его общение с окружающими. Чувства, охватывающие сознание человека, могут запросто выбить его из колеи. В итоге его «бросает» в разные стороны, и в жизни нет никакого баланса и стабильности. Неумение контролировать эмоции парализует волю и делает человека слабым, еще более зависимым от обстоятельств.
Самоконтроль и саморегуляция – это умение контролировать свои мысли, эмоции и поведение. Импульсивность лишена осознанности, неподвластна воле человека, самоконтроль – способность в большинстве ситуаций оставаться трезвомыслящим, контролирующим усилием воли свое психическое состояние, человеком.
Дайте оценку своей способности самоконтроля по пятибальной шкале. Что необходимо делать для развития данной способности? Знакомо ли вам понятие «эмоциональный интеллект»? Даётся понятие «Эмоциональный интеллект» Это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
6.Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками. Критическое отношение к себе и своим действием, умение признавать свои ошибки и придумывать, как исправить их, — один из основных навыков здоровой личности. Этот навык называется самокритика. Он необходим нам, чтобы анализировать поведение и не наступать на одни и те же грабли.
Легко ли вам признавать свою вину?___________(да, нет) Почему? Подведение итогов тренинга
4. А теперь давайте назовём критерии психологического здоровья человека. Когда мы психологически здоровы:
- мы испытываем душевный комфорт;
- нам легко соблюдать правила, заведённые в обществе;
-мы понимаем себя и других;
-занимаемся любимым делом;
-умеем принимать правильное решение в разных ситуациях. (Слайд № 5-6)
3. Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Помогут ли вам полученные сегодня знания для сохранения и укрепления вашего психологического здоровья? Для его укрепления необходимо выполнять определённые правила (вручение памяток). На следующем занятии мы обсудим более подробно пункты, указанные в памятке. Желаю всем здоровья! (Слайды № 7-8)
ПАМЯТКА «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье»
Отстранение от происходящего
Самовнушение
Своевременная пауза
«Фильтрация» круга общения
Духовное развитие
Занятия спортом
Правильное питание
Используемые интернет -источники:
1.Психологическое здоровье человека. Информационный бюллетень, №4, октябрь 2019.
https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_140072.pdf
2. Классный час на тему: "Психологическое здоровье школьников"
https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-na-temu-psikhologicheskoe-zdorove-sh.html
3. Эмоциональный интеллект.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональный_интеллект
4. Межличностное общение.
5. Сохранение и укрепление психического здоровья.
https://rosa.clinic/blog/psyho/ukreplenie-psikhicheskogo-zdorovya/
6.Тело не болеет отдельно и независимо от души. Сократ.
7. Психологическое здоровье.
Источники иллюстраций:
1.Межличностное общение.
Презентация "Моё психологическое здоровье"
PPTX / 2.57 Мб
Рабочая тетрадь "Моё психологическое здоровье"
DOCX / 93.14 Кб
Кияйкина Наталья Федоровна
Васильева Елена Павловна