Тренировочные варианты ГВЭ-300: русский язык, 9 класс

1
1
Материал опубликован 31 December 2024 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких формах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.


300-е номера вариантов предназначены для глухих, слабослышащих, позднооглохших, имеющих кохлеарные имплантаты экзаменуемых, осваивающих образовательные программы основного общего образования, – сжатое изложение по прочитанному тексту с творческим заданием. Эти экзаменационные материалы аналогичны 100-м экзаменационным вариантам, однако звуковые образы в текстах сведены к минимуму.

Условия проведения работы

Сжатое изложение по прослушанному тексту 300-х вариантах. Текст для изложения выдаётся экзаменуемым для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. Указанный текст организатором в аудитории не зачитывается. В это время участники экзамена могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст для изложения, и участники экзамена приступают к написанию работы. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, имеющих кохлеарные имплантаты участников экзамена при необходимости может быть осуществлён сурдоперевод текста для изложения. О необходимости обеспечения сурдоперевода текста для изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГВЭ.

Особенности сжатого изложения по прослушанному или прочитанному тексту с творческим заданием – экзаменационные материалы 300-х вариантов

Устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме сжатого изложения по прослушанному или прочитанному тексту с творческим заданием: – сжатое изложение – от 70 слов; – творческое задание (сочинение) – от 200 слов.

При этом комплекты сжатых изложений с творческим заданием в 200-х и 300-х вариантах имеют специфику. Они отличаются следующими особенностями: упрощение длинных сложных конструкций; разбивка (дробление) текста на части; подбор доступных пониманию аналогов; минимизация зрительных/слуховых образов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку.

Таблица 1

Форма

Аспекты оценивания

Баллы

Максимальный первичный балл

Сжатое изложение

с творческим заданием


Сжатое изложение

4

17

творческое задание

3

Грамотность

и фактическая точность

письменной речи

10


Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание текста для изложения, но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

допущено не более одной логической ошибки;

в работе имеется не более одного нарушения абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется более одного случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1 –ИК3

4


Критерии оценивания выполнения творческого задания к сжатому изложению При оценивании следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов


Таблица 3

Критерии оценивания творческого задания

Баллы

СК1

Соответствие сочинения формулировке задания

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос.

* Такая работа по критериям СК1– СК3 оценивается 0 баллов

0

СК2

Отражение собственного мнения экзаменуемого

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0

СК3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0

Максимальное количество баллов за творческое задание по критериям СК1 –СК3

3


Таблица 4

Критерии оценивания грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более*

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-пять ошибок

1

Допущено шесть ошибок или более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала нет

2

Допущены одна-две ошибки в изложении материала

1

Допущено три ошибки в изложении материала или более

0

Максимальное количество баллов за грамотность по критериям ГК1 –ГК4, ФК1

10

Примечание к табл. 4

Если экзаменуемый выполнил только один вид работы (или сжатое изложение, или творческое задание), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется в соответствии с объёмом работы:

если в работе не менее 150 слов, то грамотность оценивается по таблице 2;

если в работе менее 150 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается 0 баллов.

Вариант 1

Сжатое изложение с творческим заданием

1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения С. Воронова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Игнат Николаевич* построил свой дом на высоком бугре. Поначалу, когда землемер отвёл рядом с его землёй участок Зимину, новому хозяину, Игнат Николаевич был недоволен. Но вскоре успокоился: работёнка от соседа подвернулась. Надо было поставить ему дом.

И дом, и стол под липой, и две скамеечки – всё сделал Зимину. Даже застеснялся назначить цену за работу. Спасибо, не обидел сосед.

Как-то раз захотел Зимин липу свалить. Тень от неё на розарий падает. Игнат Николаевич глянул вверх. Хороша липа! Как шатёр, раскинулась над землёй. И всю пчелиную округу она обеспечить может. А потом перевёл взгляд на розарий: пустяк, всего пяток кустиков. И впервые какое-то раздражение охватило Игната Николаевича, и он совсем для себя незнакомо сказал:

Тридцать рублей будет стоить такая работа.

Ну что ж, я согласен.

И Игнат Николаевич полез. Добрался до намеченного места. Глянул оттуда, и вся ширь земли предстала перед ним. После этого глянул на вершину липы, которую ему надо свалить. И вдруг будто током ударило Игната Николаевича, когда он подумал о том, что вот сейчас ему предстоит порушить всю эту красоту. Словно подгоняемый ветром, стал он быстро спускаться, радуясь тому, что не поднял он руки на липу.

Что-нибудь забыли? – вежливо спросил Зимин.

Что мне забывать, – переводя дух сказал Игнат Николаевич. – А только нехорошо валить такую красоту. Грех!

И радовался, проходя мимо участка Зимина, видя, как колышется на ветру вековая липа, стоит нетронутая, живая.

(По С. Воронову)

(223 слова)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Как характеризует человека его отношение к природе?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи

Вариант 2

Прочитайте  текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.А. Гранина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Петербург сначала, с первых своих лет, задуман был как столица. Дело неслыханное в европейской истории. Бывало, что столицы переносились. Здесь же столица строилась. Новая столица древнего государства, имеющего свою столицу – Москву. Эксперимент в те времена единственный, без примеров.

Города на Руси складывались по давно заведённому порядку, вокруг крепостей, укреплений, монастырей. К монастырю, к святым местам подтягивался, пристраивался город.

Здесь же не за что было зацепиться на этой топи. Было лишь сознание необходимости,

нужды для России. И была воля Петра.

Воля Петра была поистине гигантской. Такой поступок требовал огромной личной смелости. Пётр не побоялся объявить об этом боярам, дьякам, всей России. Можно было начинать строить Петербург как порт, но он начал его строить как столицу. Он не побоялся упрёков, возмущения. Он обрубал привычные связи, понятия. Может быть, в этом повороте, совершённом Петром, ещё есть много недооценённого историей. России нужно было море. Из всех морей России нужнее всего была Балтика. «Окно в Европу» рубили не для того, чтобы ходить на поклон, а для того, чтобы сблизиться, – «все флаги в гости будут к нам».

И вот мечта Петра исполнилась, замысел осуществился, с размахом бóльшим, может

быть, нежели ожидал Пётр. Окно в Европу прорублено, все флаги – в гостях, город, стройный и прекрасный, раскинулся по берегам Невы, стал столицей Российской империи, столицей вполне европейской…

(По Д.А. Гранину)

(209 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

В чём проявляется величие исторической личности?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 3

1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.И. Ростовцева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Издавна славна муромская земля своими чудо-богатырями. В VIII–IX веках муромская дружина участвовала в походах владимиро-суздальских князей против враждебных племён. Не случайно в то время народная былина выводит из Мурома* своего любимого героя – могучего богатыря, крестьянского сына Илью Муромца.

Но не было на муромской земле подвигов выше тех, что совершили герои-муромцы

на фронтах Великой Отечественной войны. Муромец капитан Гастелло совершил бессмертный подвиг во славу Родины. Двадцать шестого июня 1941года капитан Гастелло с членами экипажа повёл самолёты на штурм вражеских войск. Находясь в воздухе, Гастелло заметил на дороге вражескую колонну. Не раздумывая, он развернулся и пошёл на крутое снижение. Сбросив бомбы в самую гущу фашистских танков и обстреляв колонну из пулемётов, советские лётчики стали уходить в сторону своего аэродрома. Но в это время вражеский зенитный снаряд догнал самолёт Гастелло. От

прямого попадания машина вспыхнула.

Зная о гибели, Гастелло и члены экипажа не сделали ничего ради собственного спасения. Бесстрашный лётчик направил пылающий самолёт в группу вражеских танков. Раздался огромной силы взрыв. Жизнь героев оборвалась на пятый день войны. За беспримерный подвиг Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны аналогичный подвигу Гастелло огненный таран был совершён много раз. Да, только патриоты могли совершать такие подвиги. И мне вспомнились слова известного писателя: «Русским людям героизм присущ от природы, это их хлеб насущный».

(По М.И. Ростовцеву)

(211 слов)

* Сообщить о написании имён собственных и датах.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Как Вы понимаете значение слова «патриотизм»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 4


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Н.С. Шер.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


7 октября 1852 года фрегат «Паллада»* снялся с якоря. Экспедиция уходила в кругосветное плавание. Иван Александрович Гончаров ехал секретарём экспедиции и должен был записывать всё, что он увидит, встретит, узнает.

Друзья и знакомые отговаривали Гончарова ехать. Ему было сорок лет, он часто болел, боялся простуды, любил жизнь спокойную. И всё-таки, несмотря ни на что, он решил ехать.

Сколько раз Гончаров видел штормы, ураганы в трёх океанах: Атлантическом, Индийском, Тихом! Бои с бурями бывали жестокие. Гончарова всегда поражало, как работают на корабле люди, с какой заботой относятся они друг к другу, как сильно развито в них чувство товарищества. Гончаров гордился тем, что офицеры много работали для науки: открывали новые заливы, острова, составляли новую карту, делали зарисовки. Один остров даже назвали островом Гончарова.

С первых дней вёл Гончаров путевой дневник, в который записывал всё, что казалось

ему интересным. И к концу путешествия его портфель был туго набит путевыми записками.

В начале августа 1853 года фрегат бросил якорь на рейде японского порта. И Гончаров

покинул свой плавучий дом, в котором прожил почти два года. Вскоре после возвращения в Россию он стал печатать в журналах отдельные очерки из своего путешествия. Полностью книга «Фрегат «Паллада» вышла в 1858 году.

Друзей у книги было очень много. В ней много остроумного, свежего, неожиданного.

Будто сам Гончаров в кругу друзей рассказывает о своём путешествии, ведь он был блестящим рассказчиком.

(По Н.С. Шер)

(221 слово)

* Сообщить о написании имён собственных и датах.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что заставляет людей проявлять смелость?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 5


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом

изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит. Л.Н. Толстой судил о достоинствах книги по тому, сколько раз её можно перечитывать.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? Ведь с каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. Через литературу человек становится Человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Есть книги прославленные, внесённые в почётный список русской литературы. Их читать интересно, но, когда прочтёшь, перечитывать не всегда хочется. А есть другие книги. В них всё спокойно, неторопливо и, кажется, ничего особенного не происходит. Но в них чувствуешь себя так уютно, как в хорошем, добром, гостеприимном доме, из которого не хочется уходить, в котором хочется остаться жить навсегда. Все герои становятся для тебя живыми, родными. И когда закрываешь последнюю страницу, тут же опять открываешь первую, чтобы не расставаться с ними. Такие книги хочется иметь дома, при себе, всегда, каждый день, чтобы в минуту отчаяния, растерянности, грусти открыть их на любой странице и вновь почувствовать себя уютно, спокойно, уверенно.

(По Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой)

(219 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему книгу называют учителем и учебником жизни?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 6


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения А.П. Платонова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.



Марию Никифоровну Нарышкину* назначили учительницей в дальнее село на границе с пустыней. Село было почти совсем занесено песком. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Ребята ходили на уроки неисправно. Придут то пять человек, то все двадцать. Часто школа совсем пустовала. Хлеб в селе подходил к концу, и дети на глазах Марии Никифоровны худели и теряли интерес к сказкам.

Долгие вечера сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе. С

большим трудом удалось учительнице убедить крестьян устраивать весной и осенью добровольные общественные работы.

И уже через год посадки ивы стали защищать село со стороны пустынных ветров.

Около школы Мария Никифоровна задумала устроить сосновый питомник. Она вычитала, что посевы, заключённые между полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, ведь дерево бережёт снежную влагу и хранит растения от истощения.

Село всегда страдало от недостатка топлива. Теперь ива дала жителям топливо. Крестьяне страдали от вечного безденежья, а ива дала жителям прут, из которого они научились делать корзины, ящички и даже стулья, столы и прочую мебель. Это дало крестьянам возможность заработка.

Жители села стали спокойнее и сытее, а пустыня понемногу зеленела и становилась

приветливей.

Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали рассказы учительницы про мудрость жизни в песчаной степи.

(По А.П. Платонову)

(219 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.



2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что помогает человеку выстоять в суровых жизненных условиях?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Вариант 7


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Ю.М. Нагибина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.



Посреди поляны в белых одеждах стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились перед ним.

Анна Васильевна* шагнула к дубу. Не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба.

Анна Васильевна, поглядите!.. – сказал Савушкин.

Он с усилием отвалил глыбу снега. Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый сопревшими

листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это ёж.

Вон как укутался! – сказал Савушкин и заботливо прикрыл ежа его одеялом.

Затем он раскопал снег у другого корня. Там сидела коричневая лягушка. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

Притворяется, – засмеялся Савушкин, – будто мёртвая! А дай солнышку поиграть,

заскачет!

Он продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, букашек. Одни прятались под корнями, другие забились в трещины коры. Сильное дерево скопило вокруг себя столько тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна Васильевна с интересом всматривалась в эту неведомую ей жизнь леса.

Ну, Савушкин, спасибо тебе за прогулку!

Вам спасибо, Анна Васильевна!

Отойдя недалеко, Анна Васильевна оглянулась на дуб и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку. Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек. Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.

(По Ю.М. Нагибину)

(214 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Как человека характеризует его отношение к природе?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи



Вариант 8


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.А. Поповского.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


«Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова*. «Чудеса»,

которые на протяжении полувека творил этот замечательный врач и учёный, были проявлением не только его одарённости. Всеми помыслами Пирогова руководила любовь к простым людям, к Родине.

Пирогов родился в Москве. Учился в Московском университете. После этого молодого учёного пригласили на кафедру хирургии Медико-хирургической академии в Петербурге. Здесь по настоянию Пирогова была создана специальная клиника, которая называлась «Госпитальная хирургическая». Стремление служить своему народу было главной чертой характера великого учёного. Он всего себя отдавал людям, шёл туда, где было всего труднее. Когда началась Крымская война и по всей стране разнеслась слава героических защитников Севастополя, Пирогов решил, что его место не в столице, а в осаждённом городе. Он добился назначения в действующую армию. Вслед за ним туда поехала группа врачей и студентов-медиков.

Пирогов работал почти круглосуточно, спасая героев Севастополя. Здесь он впервые

применил гипсовую повязку. Главная заслуга Пирогова во время Крымской войны была не столько в оказании непосредственной помощи раненым, сколько в организации военно-медицинской службы. Пирогов предложил хорошо продуманную систему эвакуации раненых с поля боя. Он создал также новую форму медицинской помощи на войне – предложил использовать труд сестёр милосердия. Вскоре после возвращения из Севастополя в столицу Пирогов целиком посвятил себя едагогической и общественной деятельности.

(По М.А. Поповскому)

(200 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2 .Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что значит служить своему народу?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант9

1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения А.З. Иващенко.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Однажды я пробрался к истоку горной речушки. Это была маленькая, величиной с чайное блюдце, ямка. В середине её бил фонтанчик. Лёг в прохладную траву, припал к нему губами и почувствовал, что пью ледяной хрусталь. Никогда больше такой воды я нигде не пробовал. В той поездке я увидел, как лес, растущий на голых камнях, собирает влагу и рождает реку.

Но вскоре была другая встреча с той рекой. Я приехал на лесоразработки, против которых выступали многие газеты. Горы здесь буквально раздевали, сплавляя лес по реке. Водопад, чтобы не мешал, взорвали. На месте водопада брёвна образовали затор, такой плотный, что я перешёл на другой берег, не замочив ног. Река, рождённая лесом, здесь убивала его. А заодно и себя, ибо дно её было устелено утонувшими брёвнами.

Тракторы своими гусеницами нарушили почвенный покров, сучья деревьев при перевозке содрали на склонах траву. Если прежде снег задерживался в лесу долго и таял медленно, то теперь вешние потоки стали очень бурными. В долине река катастрофически мелела. От весны к весне в каждый паводок всё больше выходила из берегов. Губила сады, посевы, виноградники. Потом беда пришла в сёла. Их затапливало до такой степени, что людей приходилось вывозить на военных машинах, снимать с крыш вертолётами.

Ну, а что же лесорубы? Раздев эти горы, перебрались на другие.

Я рассказал о горной речке. Но такую же трагедию переживают и равнинные реки, хотя всё происходит тут медленнее.

Кто сотворил эти беды?

(По А.З. Иващенко)

(228 слов)



2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему люди должны бережно и ответственно относиться к земле, на которой

живут?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Вариант 10



1.Прочитайтетекст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Р.И. Фраермана.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Однажды я был в гостях у студентов. Собрались юноши и девушки. Разговор зашёл об искусстве, о любви и, уж конечно, о счастье. Какой-то юноша стоял задумчиво у окна и не принимал участия в беседе.

Его спросили:

Что ты смотришь на улицу? Счастья там ищешь?

Юноша обернулся и совершенно серьёзно сказал:

Да, ищу. Я его везде ищу. И видеть вот такую осень – тоже счастье.

Над ним посмеялись. Но когда я вернулся домой и вспомнил этого молодого человека и его слова о счастье, я согласился с ним. Уметь находить счастье вокруг себя, подумал я, – это тоже счастье.

Когда-то в библиотеке я встретил умного подростка лет пятнадцати. Он небрежно перелистывал книги, всё ему казалось скучным.

Всё старо как мир, – сказал он.

Сидевший рядом взрослый мужчина заметил:

А вот Эйнштейн* любил читать Достоевского и увлекался музыкой Моцарта. Они давали ему, великому учёному, новые мысли, помогали взглянуть на мир совершенно свежими глазами.

Мальчик задумался.

Человек всегда стремился к счастью. И конечно, личное счастье каждый понимает по-своему. Однако время воспитало в нашей молодёжи сознание, что есть такие ценности, без которых невозможно достигнуть личного счастья.

И может быть, самая главная из этих ценностей – твёрдое убеждение в той ответственности, которая ложится на каждого человека за то, что происходит на земле.

Что бы человек ни делал, всё влияет на жизнь других людей. Либо помогает улучшить

жизнь, либо мешает этому.

(По Р.И. Фраерману)

(220 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что такое счастье в Вашем понимании?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 11


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения А.И. Куприна.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Мы очень ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы, вестники весны. Сколько опасностей переживают они в пути: дожди, бури, хищные птицы, выстрелы охотников…

Мы подправили старые скворечники, подвесили новые. Воробьи решили, что эта работа делается для них, и заняли скворечники.

И вот как-то вечером скворцы прилетели! Они сидели высоко на ветках тополей. Мы

стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать…

Два дня скворцы набирались сил и всё изучали прошлогодние места. А потом началось выселение воробьёв. Обычно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и незаметно следят за воробьями.

Воробью страшно и трудно. Чуть высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. Наконец, голод, любопытство, а может быть, робость дают о себе знать. И только воробей успеет недалеко отлететь, как скворец мгновенно слетает вниз. И вот он уже у себя дома. Пришёл конец воробьиному временному хозяйству.

Устроившись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякие строительные материалы: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко для того, чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой хищный клюв ворона.

Скворец никогда весною не ищет своей пищи на лету. Его корм на земле и в земле. И

знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!

(По А.И. Куприну)

(219 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему люди должны проявлять заботу о птицах?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 12

1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Т.Ф. Курдюмовой.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Детство Михаила Юрьевича Лермонтова* прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шёл третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой.

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука

и старалась сделать всё, чтобы он не чувствовал себя одиноко. В доме постоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любили за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал, любил лепить из воска. Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского – там были многочисленные воины, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов не просто любил природу. Картины её оживали

в его воображении и становились волшебными. Весь мир природы был для поэта родным домом.

Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кавказ. Позднее Лермонтов писал:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё…»

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал

о своём детстве.

(По Т.Ф. Курдюмовой)

(219 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему детство – важная пора в жизни человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 13


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В. Селуянова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч со множеством людей. И от того, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень многое.

Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, мало прочесть правила поведения. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания правил, а отсутствием привычки поступать культурно, красиво.

Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат самодисциплины, самовоспитания. Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными. Для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо. Вы привыкли доводить начатое дело до конца. Вы привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного человека привычкой становится обязательность и точность. Он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив в обществе.

Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая не допускает унижения другого, фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, известной уступчивости.

(По В. Селуянову)

(200 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

В чём проявляется культура поведения человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 14


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.М. Пескова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Сложное существо человек. «Братьев меньших» он преследовал с пещерных времён.

Исчезновение мамонтов, возможно, связано с охотой на них. Тысячи хитроумных приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека боится. Облик и запах его заставляют животных насторожиться, прятаться, убегать.

Но людям присуще и милосердие. Вовсе не странно, что тот же охотник приходит на

помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно.

Так, однажды на Оке попали в беду косули. Ночью они перешли реку благополучно, а когда возвращались в лес днём, лёд не выдержал, и животные провалились в полынью. Видеть, как косули барахтаются в ледяной воде, было невыносимо. Но только сочувствием тонущих вызволить было нельзя. Лесник бросился к дому, вынес надувную лодку, весло, верёвку. Операция была опасная. Человек, толкая перед собой лодку, полз по льду. И трёх косуль лесник спас.

Время от времени случается и нечто противоположное: животных, оказавшихся на суше, с большим трудом удаётся вернуть в воду. По непонятным причинам киты иногда выбрасываются на берег. Сдвинуть огромную тушу непросто. Но видеть страдания животных, ничего не предпринимая, люди не могут. Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие.

Любопытно, что животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Помню солнечное утро на реке. Мы стояли возле палатки, и вдруг сверху на грудь мне упала, вцепившись в рубашку, ласточка. Оказалось, птицу атаковал сокол. И это не единственный случай поиска спасения у людей.

(По В.М. Пескову)

(227 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

В чём проявляется сложность отношения человека к «братьям меньшим»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 15


1.Прочитайтетекст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.Л. Киселева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Самое лучшее место в нашей школе – химический кабинет. Вместо парт там стоят столы. И вдоль стены шкафы, заполненные банками, а в банках реактивы.

И главное, в химическом кабинете Евгения Лаврентьевна*. У неё на уроках как-то никому не приходит в голову, что можно отвлечься или поболтать с соседом.

Евгения Лаврентьевна никогда никому не говорит: «Тебе ещё рано» или: «Ты это поймёшь позже». Она отвечает на все вопросы. И не только по химии. И всегда скажет ещё, какие книги прочесть, чтоб лучше понять. Старшеклассники рассказывают, будто иногда ей задают такие вопросы, что она отвечает: «Я этого точно не знаю. Я выясню и завтра вам отвечу». И никогда не забывает ответить. Мне кажется, что за это её особенно надо уважать.

От Евгении Лаврентьевны на каждом уроке узнаёшь что-нибудь совершенно удивительное. Вот, например, есть такая пословица: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». Мне казалось, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8 до 10 килограммов соли. Значит, вдвоём они съедают пуд соли всего за год.

На всю жизнь я запомню первый урок Евгении Лаврентьевны. «Кто такие химики?» –

такая была тема этого урока. Если бы она рассказывала сто часов подряд, никто всё равно не сдвинулся бы с места. Особенно мне понравился рассказ о великом химике Бутлерове.

(По В.Л. Киселеву)

(221 слово)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Какие качества учителя вызывают уважение и любовь учеников?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 16



1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Л.А. Обуховой.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Отвечая на вопрос, почему именно Гагарин* полетел в космос первым, космонавт Павел Попович рассказал одну из легенд.

Однажды академик Королёв повёл будущих космонавтов взглянуть на корабль «Восток». Когда они вошли в ангар, всем стало как-то не по себе. «Я понимаю, – сказал Королёв, – лететь первому страшно. Дело это, товарищи, добровольное». Космонавты подтвердили, что все они готовы лететь. «Ну, тогда с завтрашнего дня вы будете проходить ещё некоторые медицинские обследования».

Неделю или месяц они глотали таблетки, вдыхали и выдыхали. Позже их снова позвали к Королёву. Космонавты встали в ряд.

Как вы себя чувствуете? – спросил Королёв у первого в ряду. – Готовы к полёту?

Самочувствие отличное. Лететь готов.

Брови Королёва чуть нахмурились.

Как ваше самочувствие? – спросил он следующего.

Чувствую себя хорошо. Готов выполнить любое задание.

Гроза на лице академика собиралась всё явственнее. Чем он недоволен? Что они сделали не так?

Ну, – спросил Королёв Гагарина. – Вы, конечно, тоже здоровы и готовы лететь?

Гагарин смутился. В нём происходила короткая внутренняя борьба. Он смотрел прямо в глаза Королёву.

К сожалению, у меня сейчас очень болит голова, – начал Юрий. – Но я готов выполнить любое задание.

Королёв с облегчением рассмеялся:

Чёртовы сыны! У вас у всех болят головы. Просто раскалываются на части! Вам дали такие порошки. Я знаю, что вы все герои, но не нужно мне сейчас ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить объективную информацию.

Гагарин был как все! Только чуточку смелее, добрее и прямодушнее...

(По Л. А. Обуховой)

(229 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему человек должен быть правдивым?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


Вариант 17


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения А.С. Баркова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Редкий человек в детстве чего-нибудь не собирал, не коллекционировал. Один – старинные монеты. Другой – наклейки от спичечных коробков. Третий – пёрышки. И каждый гордился своей коллекцией, рассказывал всем увлекательную историю, как та или иная монета или пёрышко достались ему.

Ну, а я в детстве собирал камешки. Они хранились у меня в мешочке. Прятал я свои

драгоценности на чердаке, в старом бабкином валенке. И каких только камней у меня не было! Фиолетовый аметист я нашёл в карьере под Подольском*, прозрачный кварц подобрал на берегу Камы. Кусочек уральского малахита я с великим трудом выменял за саблю у соседа Женьки.

Однажды летом отец привёз мне из Ялты подарок.

Он открыл чемодан – и передо мной очутилась целая гора камешков. Они были разноцветные и сверкали, как самые большие драгоценности в мире. Я прыгал от радости. Скоро пойду в школу, и все ребята в нашем классе умрут от зависти, когда узнают о моих сокровищах.

Каждый день я перебирал и раскладывал на столе свои драгоценности. Теперь их было

так много, что папа даже пожертвовал мне свой чемодан. Но странно, эти красавцы с берегов Чёрного моря недолго радовали меня. Они так и остались чужими.

А как-то утром отец подошёл к моей кровати и спросил:

Где же твоя коллекция?

Не знаю... – ответил я.

Быстро же она тебе наскучила! – отец покачал головой. – Ты стал миллионером!

Шутка ли?! Целый чемодан драгоценностей!

Нет, все мои драгоценности у меня в мешочке…

(По А.С. Баркову)

(226 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Какую роль в жизни человека играют его увлечения?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 18


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.Н. Крупина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.



В молодости я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. И вот грузили баржу

картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно тяжело. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а отец говорит: «Варя, посмотри-ка, какая красота». Я отвечаю: «Отец, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое и не увидишь. Коня в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И словно в глазах засияло. Думала – пожар.

Река красная. Радуга во всё небо. А над радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела

я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День солнечный. В березняке я нашла полянку и обомлела. Зову дочку. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка прибежала, увидела и начала рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать!»

У моей дочки теперь своя дочь. Гуляем мы в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы! Смотри, какие облака!»

(По В.Н. Крупину)

(225 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Согласны ли Вы с утверждением: «Всматриваться в красоту окружающего мира

надо учить»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Вариант 19


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.М. Пескова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. Теперь вокруг шара человек

облетает менее чем за два часа.

Три десятка лет назад был проведён опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? Ответы были интересные. Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и не похоже, что где-нибудь нас ждут. Надо беречь свой дом – родную Землю». Хороший ответ.

Сегодня человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». Есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. Близость Солнца даёт тепло. Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей, смену времён года. Растения наполняют атмосферу кислородом, накапливают углерод и выделяют животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца. Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к первоначальным условиям на планете. Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. И во главе всего стоит человек. Он часто решает, кому жить, а кому в жизни отказано.

Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, чем могут кормиться. Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, где привычно и благополучно живут звери, птицы, рыбы. Так разрушаются основы нашего общего Дома.

Планету Земля нам надо беречь. Никто не ждёт нашей высадки на другие планеты. А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых.

(По В.М. Пескову)

(220 слов)


2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Что должны делать люди, чтобы сберечь свой Дом – планету Земля?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи


​​​​​​​ Вариант 20


1.Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.С. Лихачёва.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.



Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, своей школе. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, родной природе, своим землякам и перерастает в крепкую любовь к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, более того, отсутствовало с самого начала.

Патриотизм – чувство, которое может вдохновить человека на выбор определённой профессии, круга интересов, а знание далёкого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять корни служения интересам родной земли. Вспомните «Повесть временны́х лет»*. Это не только летопись, первый наш исторический документ. Это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о восприятии русской истории как части истории мировой.

У каждого человека должен быть широкий кругозор. Но для получения широкого кругозора недостаточно быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, поскольку без такого понимания общение с людьми нельзя считать полноценным.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, самому при этом духовно обогащаясь. Культура должна быть открытой. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Если народ действительно уважает себя, он никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур.

(По Д.С. Лихачёву)

(207 слов)

* Сообщить о написании имён собственных.



2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

В чём проявляется патриотизм человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

https://infourok.ru/trenirovochnye-varianty-gve-300-russkij-yazyk-9-klass-7478776.html

2 January