Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации» в 10 классе

1
0
Материал опубликован 1 February 2023



МАОУ гимназия №56 г.Томска








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Трудные вопросы пунктуации»

в 10классе





Составитель: учитель русского языка и литературы

Комбарова Л.М.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.


Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков пунктуационной «зоркости».

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного), предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы о пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному с целью отработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.


Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»:


обобщить и углубить полученные ранее  знания по пунктуации;

совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Задачи организации учебной деятельности:


овладение основными нормами русского литературного языка;

создание прочной базы пунктуационных навыков;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

развитие коммуникативных навыков;

развитие ассоциативного мышления учащихся.

Основные учебные цели:


углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.


Общая характеристика учебного предмета:



Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.


Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 16 часов (1 час в неделю). Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка  в 10 классе и призван восполнить пробелы в знаниях учащихся с целью формирования у десятиклассников пунктуационных навыков.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»

учащиеся должны

знать:

определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;

уметь:

применять теоретические знания на практике;

работать с тестами по русскому языку;

владеть пунктуационными нормами;

владеть способами действий при применении изученных правил;

исправлять пунктуационные ошибки;

осознавать значимость правильной письменной речи.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет) и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому элективному курсу достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми

в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения данной программы по элективному курсу должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и

законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,

местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными

в литературных произведениях, написанных на русском языке.

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном

обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и

языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,

к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность

оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других

людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.




Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и

социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,

навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской

деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,

сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с

людьми из другой культурной среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и

процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по

существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным

состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать

свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в текстах, таблицах, схемах.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями

общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи

и в письменных текстах;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия

при решении поставленной задачи.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в

группе, принятие решения группой).

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и

сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными

бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да

значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с

прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и

союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.



Тематическое планирование уроков

элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 10 классе



№ п/п

Раздел программы








Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Практическая часть

Проверочные работы

1

Знаки препинания внутри простого предложения

5

2

2

1

2

Знаки препинания между частями сложного предложения

5

2

2

1

3

Знаки препинания при передаче чужой речи


2

1

1

-

4

Знаки препинания в связном тексте


3

1

1

1

5

Зачёт


1

-

-

1



ИТОГО


16

6

6

4

Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Раздел программы


Содержание урока

ЭОР

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий.

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2253/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2654/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2655/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3089/start/


Учащиеся должны знать систему правил постановки знаков препинания внутри простого предложения.


Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания внутри простого предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

2

Знаки препинания между частями сложного предложения


Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.


РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1619/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/1395/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2237/start/


Учащиеся должны знать грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений, виды сложных предложений.

Учащиеся должны уметь правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

3

Знаки препинания при передаче чужой речи.


Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3090/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/38/


Учащиеся должны знать, что такое прямая и косвенная речь.


Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме прямую речь и диалог, владеть разными способами оформления на письме цитат; исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

4

Знаки препинания в связном тексте


Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2450/main/


Учащиеся должны знать, что такое связный текст как совокупность предложений..


Учащиеся должны уметь правильно оформлять на письме связный текст как совокупность предложений; исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

5

Заключение. Зачёт

(пунктуационный анализ теста или тест)

Повторение и систематизация изученного.

Знаки препинания внутри простого предложения.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.


Учащиеся должны знать изученное ранее.


Учащиеся должны уметь правильно применять пунктуационные правила;

исправлять пунктуационные ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.


Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 10 классе


«Трудные вопросы пунктуации»


п/п


Раздел программы









Тип урока

Количество часов

Из них

Дата проведения

теоретическая часть

практическая часть

контрольная работа

планируемая

фактическая


I

Знаки препинания внутри простого предложения


5

2

2



1

1

1.1

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений.

Систематизация знаний

1






2

1.2

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Систематизация знаний

1






3

1.3

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Систематизация знаний

1






4

1.4

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Систематизация знаний

1






5

1.5

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения».

Контрольная работа

1







I I

Знаки препинания между частями сложного предложения



5

2

2



1

6

2.1

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Систематизация знаний

1






7

2.2

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Систематизация знаний

1






8

2.3

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Систематизация знаний

1






9

2.4

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного

предложения.

Систематизация знаний

1






10

2.5

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания между частями

сложного предложения».

Контрольная работа

1







I I I

Знаки препинания при передаче чужой речи



2






11

3.1

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи.

Систематизация знаний







12

3.2

Диалог. Оформление на письме диалога. Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.

Систематизация знаний








IV

Знаки препинания в связном тексте


3



-



13

4.1

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей стилистической направленностью

Систематизация знаний

1






14

4.2

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

Систематизация знаний

1






15

4.3

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста


1







V

Заключение



1


-

-



16

5.1

Как решать трудные вопросы пунктуации.

Систематизация знаний






1


Приложение 1.

Контрольный тест (с ответами)


1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.


2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.


3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощайте(1) вершины под кровлей снегов,

Прощайте(2)долины и скаты лугов,

Прощайте(3)поникшие в бездну леса,

Прощайте(4) потоков лесных голоса.


4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай(1) моя родина! Север(2)прощай, -

Отечество славы и доблести край.

По белому свету судьбою гоним,

Навеки(3) останусь я сыном твоим!


5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


По тропке, опершись на подожок,

Идет старик, сметая пыль с бурьяна.

"Прохожий!

Укажи (1)дружок(2)

Где тут живет (3) Есенина Татьяна?"

"Татьяна... Гм...

Да (4)вон (5) за той избой.

А ты ей что?

Сродни?

Аль(6)может(7) сын пропащий?"

"Да, сын.

Но что(8) старик(9) с тобой?

Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?"

6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2)  Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3)  Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4)  От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5)  В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2)  Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3)  Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4)  Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5)  Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.


9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.


10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.


11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.


12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.


13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.


14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

У Гарика было очень важное дело (1) но (2) если принять во внимание его легкомысленный внешний вид (3) то казалось (4) что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию.


15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.


Ответы


1. 34


2.2


3.1234


4.12


5.126789


6.34



7.35


8.25


9.14

10.2


11.24


12.13


13.13


14.134


15.13

Образовательные ресурсы:

И.П. Цыбулько. 36 типовых вариантов ЕГЭ-2022Русский язык.

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=310

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2450/main/

https://resh.edu.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=FhtA5lkBx3g










Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации