Статья «Тьюторское сопровождение при работе с одаренными детьми на уроках географии»
Тьюторское сопровождение при работе с одаренными детьми на уроках географии.
Учитель географии
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 2
им. А.И.Цыбулева»
Пендик Ю.Н.
Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития.
( Г.В. Плеханов)
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности.
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому главное звено – педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
В нашем ОУ одаренные дети реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования неаудиторную занятость и через организацию различных видов деятельности. Спортивные кружки и секции для сильных, координированных, подвижных; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности. Через систему самоуправления реализуется организаторская, лидерская одаренность. Исследовательская деятельность - для учеников с интеллектуальной одаренностью, проектная - для практиков, желающих опредмечивать конкретные результаты своей работы и т.д. Таким образом, существует необходимость и в каком-то смысле даже обреченность индивидуального подхода в обучении, на которую указывал еще Я.А. Коменский в «Великой дидактике», исходя из того, что все дети - разные.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Но социализация талантливых и одаренных детей не всегда происходит легко, в силу определенных личностных характеристик. Потому для них так важна специальным образом организованная система образования и особая педагогическая позиция – тьюторство.
Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы. Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанное с этим понятием индивидуализация образования. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
«Понятие индивидуальной образовательной траектории становится базовым понятием деятельности тьютора. Тьютор работает с образовательной историей своего ученика и фиксирует ее в виде образовательной траектории» (Н.В. Рыбалкина).Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Согласно программе «тьюторского сопровождения», когда учитель выступает в роли учителя – наставника, его работа может строиться следующим образом:
- составление плана занятий, с ребенком учитывая тематику его самообразования и склонностей;
- определение темы консультаций по сложности вопросов;
- выбор формы отчета за определенный промежуток времени;
- предоставление ребенку название темы, плана изучения темы, основных вопросов, понятий и терминов, которые он должен усвоить, практических работ, списка литературы, форм контроля, заданий для самопроверки;
Полученные результаты предлагается оформить в виде таблицы:
1. | Предмет |
2. | Дата и время консультаций |
3. | Время работы над темой |
4. | Фактическое затраченное время |
5. | Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой |
6. | Невыясненные вопросы |
7. | Причины отклонения от сроков |
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, представляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшие развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения – секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Данная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.Научить умению выявлять, наблюдать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения, вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках географии нельзя без применения современных технологий. Одна из них – технология развития практического мышления.
Методические приемы, формирующие критическое мышление:
- кластер
- мозговой штурм
- синквейн
- учимся вместе
-ажурная пила
-зигзаг
- бриллиант
При использовании этих приемов на уроке обязательным условием является: быть доброжелательным, не критиковать, соблюдать рекомендации высказывания идей, высказывать своё мнение должен каждый. Неаудиторная занятость, которая реализуется в нашем ОУ рассчитана на тех учащихся, которые проявляют интерес к различным предметам, в том числе и географии и желание углубить расширить свои знания.
Вот уже несколько лет подряд в нашем образовательном учреждении разработана программа неаудиторной занятости по различным предметам, и географии в том числе, где развиваются учащиеся из 8-10 классов. При этой форме обучения перегруппированы дети разных возрастов, что даёт одаренным детям возможность для общения со сверстниками. Во время занятий дети младшего возраста работают вместе со старшеклассниками. Такая форма работы оказывает положительное влияние на академическую успеваемость, а также самооценку способных детей. Основной формой работы являются практикумы, ролевые игры и проектные (исследовательские) работы в группах.Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
Воспитательные и образовательные задачи решаются в процессе практического овладения изучения географии на основе материалов, используемых для углубленного обучения и реализации проектной деятельности. Например, при изучении темы: «Страны мира», «Достопримечательности столицы» учащиеся в группах приготовят проекты, презентации, т.е. проводят самостоятельное изучение и работают с дополнительной литературой за пределами учебника географии и учебной программы. При работе над темой «Памятники России» учащиеся оформляют очень интересные газеты с поздравлениями.Итоговый контроль при завершении работы проводится в форме компьютерного тестирования, таким образом работа над творческими проектами – метод, который позволяет развить у учащихся интерес к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся, научить самостоятельно добывать материалы, овладевать совершенными методами работы с информацией. Любой проект осуществляется по определенному плану, имеет теоретическую, практическую и познавательную направленность и завершаться каким-то реальным результатом.
В заключение хочется отметить, что в современном мире очень актуальны проблемы выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с учителем позволит ему наиболее полно проявить свои способности, и поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием. Для лучшего достижения таких взаимоотношений, необходимо помнить, что учитель должен обладать определенными личностными и профессиональными качествами. Одним из лучших средств обучения одаренных детей является использование тьюторского сопровождения.
Литература
Аксенова Э.А. «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом» / Интернет-журнал «Эйдос».
Бендова, Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе // Ка-чество дистанционного образования (концепции, про-блемы, решения): материалы международной научно-практической конференции. – М. : МГИУ, 2005.
Богоявленская, Д. Б., Шадриков, В. Д. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.
Зарипова Е.И. Тьюторское сопровождение самостоятельной работы учащихся , 2009 г
Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г
Ковалева, Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mioo.ru/.
Щебланова Е. «Неравномерность развития одаренных детей» / газета «Школьный психолог» / №18/2008.
http://www/mirrabot/com/work/work-50333/html.