Учебная мотивация и как на нее воздействовать
Учебная мотивация и как на нее воздействовать
Успех ребенка во время обучения зависит от его учебной мотивации. Что же такое мотивация? Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Всего выделяют пять уровней мотивации - высокая, хорошая, положительная, низкая, негативная.
Высокая мотивация. Ребенок без принуждения взрослых стремится к новым знаниям, старается успешно выполнять все задания. Такие дети четко следуют указаниям педагога, добросовестны и ответственны. Во время обучения в школе переживают, когда получают неудовлетворительные отметки.
Хорошая мотивация. Это норма для ребенка. Такие дети успешно справляются с учебной деятельностью, но не все занятия любят и могут иногда небрежно выполнять задания.
Положительная мотивация. Ребенка больше привлекает не обучение , а общение с ровесниками и педагогами. Отношение к занятиям и учебным требованиям может колебаться от явного интереса до безразличия. Однако чем больше успехов такой ребенок делает в обучении, тем выше может подняться его уровень учебной мотивации.
Низкая мотивация. Такие дети учатся неохотно, стараются под разными предлогами пропускать занятия, не делать домашние задания. На уроках могут заниматься посторонними делами, играми, общением. Любые затруднения в обучении снижают их мотивацию еще больше. Таким детям и, как правило, их семьям нужна систематическая психологическая помощь, поскольку нормальные возрастные мотивы обучения у них деформированы или не развиты.
Негативная мотивация. Это уровень серьезных отклонений от нормы. Его всегда сопровождают эмоциональные проблемы- тревожность, невротические реакции, часто девиантное поведение, дисциплинарные трудности. Другая сторона негативной мотивации- низкий уровень образовательных результатов. Дети с негативной мотивацией не справляются с учебной деятельностью, с трудом выстраивают общение с ровесниками и педагогами. Они часто демонстрируют протестные реакции, отказываются выполнять задания и следовать правилам. Могут быть агрессивны, поэтому им необходимо длительная психологическая помощь.
Проблемой учебной мотивации – изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования - занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Им удалось доказать, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения [1].
Выясним, какой учебной мотивацией обладают дети в разном возрасте. Что мотивирует детей к обучению в начальной школе? В 1-2 классах ребенка мотивирует интерес к новому этапу жизни. Ведь школа для него - это новые условия, задачи и круг общения со сверстниками и педагогами. Ребенку интересно узнавать что-то новое, учиться тому, чего раньше не умел. Мотивацию на этом этапе поддерживают родители. Они помогают ребенку привыкнуть к ежедневным занятиям, выполняют вместе домашние задания, регулярно контактируют с учителем.
В 3-4 классах школьники стремятся обрести статус в детском коллективе. Хорошая учеба - один из факторов, которые в этом помогают. Поэтому учебная мотивация тесно связана с социальным ребенка. Истинный познавательный интерес отходит на второй план.
Как проявляется учебная мотивация в основной школе? В 5-8 классах учебная мотивация у детей снижается. Причины заключаются в том, что обучение перестает быть ведущей деятельностью, и активность ребенка направлена на общение со сверстниками, а также внеурочные виды деятельности. Мотивация подростков во многом зависит от компетентности педагогов, которые с ними работают. Школьники-подростки четко разделяют учителей на «интересных» и «скучных». Поэтому на одних предметах могут показывать высокие результаты, а на других – наоборот. Многих учеников мотивируют результаты, которых они достигают в ходе обучения. Но этот мотив может перерасти в погоню за отметками. Ребенок перестает стремится к знаниям или новому опыту и нацелен только на то, чтобы его высоко оценили. Низкие оценки школьник расценивает как личную драму, замыкается в себе, и учебная мотивация снижается. Поэтому у большинства детей в этот период повышается тревожность, снижается уверенность. В связи с этим особенностями учебной мотивации подростков являются: с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, преобладание внешней составляющей мотивации, но, с другой стороны, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования. Но это становится реальным лишь тогда, когда интерес к учению является главным мотивом. Если же учение не имеет для ребенка большой ценности и у него слаборазвита познавательная активность, то учебная деятельность становится формальной. На этом этапе у школьников появляется разочарование в учебе, пропадает желание учиться, возникает отрицательное отношение к школе в целом.
Что с мотивацией у старшеклассников? В 9-11 классах учебная мотивация резко возрастает. Старшеклассники задумываются о будущем- куда пойти учиться после школы, как не ошибиться при выборе профессии. Переживают за результаты, которые получат на ГИА. Мотиваторами обучения выступают интересы и склонности и страх провалить экзамен. Учебная мотивация у старшеклассников может снижаться, если увеличивается нагрузка.
Формирование мотивации зависит от установления связей школьника с окружающим миром, а также с разными людьми. Практика показывает, что очень важно сочетание внешних и внутренних составляющих мотивации обучения.
Внешние — это характеристики деятельности педагога, методов воспитания и обучения, уровней педагогического мастерства преподавателя, материально-технического оснащения аудиторий, применения технических средств обучения, психологического климата и требований преподавателей. Внешние условия способны определять виды деятельности, куда включаются подростки, либо ту систему непосредственных и опосредованных взаимодействий с окружающими людьми, в которые вступают подростки.
Внутренние условия становления мотивации (самомотивация) — это качественные изменений в психическом развитии, а также структурные психологические новообразования, появляющиеся у подростков при включении их в организуемые педагогом виды общения и деятельности. Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усваивать определенные навыки, знания, умения.
При формировании учебной мотивации стоит использовать индивидуальный подход в обучении, заключающийся в обеспечении самораскрытия ребенка, помощи ему в использовании своих возможностей, талантов, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю на уроках необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо способствовать укреплению уверенности ученика в своих силах, снижению отрицательного влияния стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, формированию ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимном уважении.
Предлагаем десять правил для педагогов в работе с «немотивированными» учащимися [2]
1. Верьте в способности такого ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для него необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу с «немотивированными» не принимайте примитивно. Идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Стимулируйте детей оценкой, подбадриванием, похвалой.
Таким образом, мы считаем, что одним из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточное стимулирование учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха [2].
Наиболее часто называемые стимулы:
в 1-5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка, выставка лучших работ;
в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах;
в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
Рассмотрим приемы повышения результатов обучающихся, имеющих низкую мотивацию к учению, в качестве рекомендаций педагогу.
Использовать учебники за прошлый год обучения. Давать задания слабоуспевающим низкомотивированныи ученикам из материала прошлого года обучения. Сопровождать памяткой/правилом, формулой для выполнения. При оценивании задания не нужно ссылаться на его легкость. Относиться к заданиям такого типа нужно как к заданиям на отработку базы.
Ввести «правило легкой пятерки». Предлагать вопрос персонально ученику. Если ученик успеет дать верный ответ за отведенное небольшое время, например 1-2 минуты, педагог ставит «отлично». Среди вопросов для получения высокой отметки используйте и вопросы невысокого уровня сложности, предлагайте их слабоуспевающим низкомотивированным ученикам. Используйте прием в качестве единичной меры для поддержания мотивации.
Сделать памятки с базовыми правилами выполнения заданий. Одновременно с оценочными заданиями предложить три задания на отработку материала строго по памятке. Задания должны быть несложными. По возможности разработайте несколько вариантов заданий и комбинируйте их по разному.
Использовать опрос по цепочке и выставлять ответ за верный ответ. Для более сложного уровня активизации знаний по цепочке спрашивать этапы выполнения заданий. Предлагайте низкомотивированным ученикам задание продолжить рассуждение.
Разнообразить задания для получения положительной отметки и закрепления знаний. Можно предложить выбрать 3-5 заданий из списка. Возможные задания: составь памятку по теме «…»; тебе дан краткий план ответа. Добавь несколько пунктов в план; запиши недостающие элементы в формулу; выбери из списка все объекты , отвечающие условию; запиши верное и неверное решение задания (верный и неверный ответ на вопрос); выпиши три определения по теме урока; запиши верные обозначения, например, частей речи, предложения, химических элементов, переменных и т.д.
Для учеников с низким уровнем учебной мотивации, но высоким познавательным интересом и способностями предлагайте задания творческого характера. Это могут быть головоломки, анализ фактов, составление перечня признаков изучаемого объекта, схема или рисунок, интеллект- карта и др.
Все больше и больше молодых родителей задаются вопросом мотивации своих детей. Существует множество способов, у которых есть свои положительные и отрицательные моменты. Бытует множество мнений по поводу того, как стимулировать ребенка к учебе, все они имеют право на существование.
1. Похвала. Если ребенок ценит отношение родителей, чувствует любовь и уважение близких, он понимает, как важно для них его серьезное отношение к учебе. И он знает, что, если у него что-то не получится, поддержка взрослых будет всегда. В такой семье похвала за хорошую, качественную учебу, а не за оценки, много значит, и служит хорошим стимулом в учебе.
2. Адекватная самооценка является важным моментом в повышении заинтересованности в учебе. Нужно учить ребенка верить в себя и свои силы, повышать его самооценку. «Все у тебя получится» – эта установка должна активно культивироваться родителями, тогда и отношение к учебному процессу у школьника изменится.
3. Подарки. Стимулом к хорошей учебе и достойному завершению четверти могут служить и подарки, о которых ребенок давно мечтал, или совместные интересные путешествия, организуемые родителями на каникулах.
4. Дух соперничества. Заинтересованность в учебе у ребенка появляется, когда задето его самолюбие: «Я что, хуже других? Я могу учиться так же хорошо, как мой лучший друг, подруга!» Стимулирует интерес к учебе и появляющееся с возрастом желание завоевать внимание одноклассницы или одноклассника. Родителям нужно всячески поддерживать в ребенке такой позитивный соревновательный порыв [3].
Библиографический список
. 1. Григорьева, М. Н. Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы / М. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77039/
2. Рекомендации по работе с «немотивированными» учениками
https://s-shs.k-edu.ru/sites/s-shs.k-edu.ru/files/nenormativnie_ucheniki.pdf
3. Шенкевич В.А. Мотивация. Как повысить интерес к учебе у ребенка//Современное педагогическое образование. — 2017— № 4 .С.17-19. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-povysit-interes-k-uchebe-u-rebenka/