12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Строкин Д.Н.32

«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Автор: Строкин Дмитрий Николаевич

 

   Каждый дошколенок хочет учиться в школе. Новая социальная ступень - стать школьником - притягивает его чем то новым. «В школе много познавательного!» - с такими мыслями дошколенок идет в школу, а став школьником познавательное становится скучным. Домашнее задание превращается в наказание. Много детей, желавших пойти в школу, теряют интерес к обучению еще в начальной школе. Школа перестает быть источником знаний, она превращается в обязанность. Зачастую, даже уговоры родителей и педагогов не способны убедить учащегося, в необходимости получения образования.

   Правильная мотивация школьников к обучению, с точки зрения психологии и педагогики - ключ к успеху. Одной из самых важных проблем современной педагогики остается проблема мотивации ребенка к обучению. Теоретически, мотивация достаточно глубоко изучена, сложностью является применение на практике, так как требует индивидуального подхода к обучающемуся. Стойкая внутренняя мотивация, которая должна сформироваться к окончанию начальной школы, должна стать ведущей в сфере мотивации к учебе, но в реальности этого у многих школьников не происходит.

  Одной из основных причин несформированности мотивации к учебной деятельности является некомпетентность родителей в этом вопросе. Родители возлагают функцию формирования мотивации на школу и часто «самоустраняются», забывая о том, что контроль за поведение и обучением ребенка - это функция родителей.

  У родителя и учителя должно быть единство, они должны придерживаться едиными требованиями к учебе, к поведению. Разный взгляд школы и семьи на обучение ребенка- одна из самых распространенных причин отсутствия мотивации к учебе. Чтобы грамотно скорректировать формирование мотивации учебной деятельности у дошкольника, родители должны понимать основные принципы формирования мотивации, ее виды и структуру.

  Ребенок, являясь субъектом учебной деятельности, обладает двумя видами мотиваций: внешней и внутренней.

   Внешняя мотивация лежит вне учебной деятельности, она исходит от внешних факторов и не связана непосредственно с ребенком. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность под влиянием внешнего мотива неустойчива. Внешнюю мотивацию можно поделить на отрицательную и положительную.

  Внешняя отрицательная мотивация это мотивация избегания отрицательных эмоций и последствий наказания и недовольства родителей, учителя.

   Внешняя положительная мотивация это мотивация приобретения положительных эмоций как самим ребенком, так и окружающими его взрослыми. Положительно внешне мотивированный ребенок стремится доставить радость родителям или учителям, получить высокую оценку или поощрение. Чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, любимого учителя является частным случаем такой мотивации.

  Внутренняя мотивация имеет более стабильный и долговременный характер. Можно выделить несколько видов внутренней мотивации, но мы рассмотрим несколько более значимых:

  • престижная мотивация – это мотивация, которая наблюдается чаще всего у детей с завышенной самооценкой, с яркими лидерскими качествами и хорошими способностями. Ребенок стремится быть лучшим в классе, стать лидером среди одноклассников. Отрицательной стороной такой мотивации является вероятность появления у ребенка пренебрежительного неуважительного отношения к отстающим. В ситуации соперничества ребенок проявляет жестокость. В таких ситуациях часто наблюдается «нездоровая» конкуренция, что при отсутствии психолого-педагогической помощи может стать свойством личности, чертой характера.
  • познавательная мотивация – наиболее значимая и ценная. Познавательная мотивация целиком уходит корнями в учебную деятельность. От получения новой информации, знаний и умений ребенок испытывает положительные чувства, которые в свою очередь побуждают любопытство, жажду преодоления трудностей в решении поставленных задач. Познавательная мотивация зарождается еще в дошкольном возрасте и требует поддержки со стороны родителей в стремлении ребенка к познанию нового. Свойственное дошкольникам любопытство перерастает в интерес, который в младшем школьном возрасте переходит в потребность к новым знаниям. Без познавательной потребности не может возникнуть интереса к учебе. Роль учителя для ученика определяется в создании положительных условий для развития познавательного интереса. Для этого необходимо подойти к каждому ученику индивидуально.

 Важным фактором, влияющим на заинтересованность ученика в обучении, является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за ученическую учебную деятельность. Получаемая на уроке оценка, влияет на уровень интереса к учебе, а оценка за четверть - очень значимый результат для любого ученика. Каждая проверочная работа, проводящаяся в классе, преследует свою стимулирующую цель. Познавательные мотивы развиваются укреплением желанием учеников участвовать в различных олимпиадах.

Первоклассники часто оценивают друг друга и себя при помощи оценок. Ученик, получивший оценку выше, чувствует себя более уверенно, он начинает пользоваться авторитетом у одноклассников. Подобное восприятие оценок сохраняется до окончания младшей школы.

   Положительная мотивация на обучение у младшего школьника не связана с потребностью в получении знаний, поэтому усилия педагогов и родителей должны быть направлены на формирование познавательной мотивации и мотивации достижения успеха. Ко времени окончания младшей школы учебная мотивация должна быть сформирована.

  Чтобы формировать у ребенка познавательную мотивацию и мотивацию успеха при выполнении заданий родители и педагоги должны придерживаться нескольких правил:

  • общение с ребенком должно быть построено по принципу сотрудничества;
  • объяснять материал необходимо до полного усвоения его ребенком;
  • терпение со стороны взрослого: во время выполнения заданий каждому ребенку необходим индивидуальный подход (нельзя акцентировать внимание на его несообразительности, невнимательности.)
  • никогда не оценивайте личность ребенка, не сравнивайте его с одноклассниками. Сравнивать результаты можно только с прежними результатами его деятельности.
  • Чаще хвалите ребенка за старание, упорство.

 Формирование мотивации успеха возможно только при наличии положительного эмоционального настроя.

  Ребенок со сформированной познавательной мотивацией получит умение учиться - это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.