Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики
МОУ «Школа №80 г. Донецка»
Делается то, что вознаграждается.
Мишель Ле Беф
Учение в школе - это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим, в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий, совершаемых действий, открытые к взаимопониманию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. Такие задачи сформированы в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:
Как создать благоприятную среду для всех учащихся?
Что побуждает учащихся хорошо учиться?
Почему учащиеся, имеющие одинаковые способности, учатся с различной результативностью?
Почему один и тот же ученик в разных ситуациях работает по-разному?
Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Это процесс внутреннего управления поведением человека.
Мотивирование – внешнее побуждение, побуждение со стороны, попытка побудить другого человека к какой-либо деятельности.
Мотив – это то, что побуждает к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация. А именно:
- Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.
- Уверенность в себе.
- Направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности.
- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.
- Потребность и возможность в самовыражении.
- Принятие и одобрение значимыми людьми.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Панкова Татьяна Владимировна