Статья «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях физической культуры в начальной школе»
Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях физической культуры в начальной школе.
Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
Физическая культура всегда была одним из любимых уроков мальчишек и девчонок. Физическая культура – уникальный учебный предмет. Он обеспечивает овладение учащимися не только необходимых ему двигательных умений и навыков, но и важными знаниями о человеке, о его развитии, анатомическом строении, протекающих в нем физиологических процессах, гигиене, а так же физическая культура решает задачи воспитания человека.
Но чтобы оставаться любимым предметом надо повышать интерес детей к своему уроку. Для сохранения здоровья человек должен сам
совершать целенаправленные действия, для каждого из которых важен мотив - осознанное побуждение, обусловленное действие для удовлетворения какой либо потребности человека.
Мотивация зависит не только от выбранных методов и приёмов обучения, а также от:
– положительного настроя обучающегося;
– от цели, к которой нужно стремиться;
– мотивов достижения цели;
– положительной реакции не неудачу;
– настойчивости по достижению результата своей деятельности (цели).
Приведу примеры из личного опыта работы. На своих уроках я чаще всего прибегаю к групповой форме и использую следующие методы:
Игровой метод. На уроках физической культуры особое значение имеет игра. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. Упражнения, выполняемые в игровой форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач. игровой соревновательный физический воспитание. На своих уроках я стараюсь применять разнообразные подвижные игры «Попади в цель», «Выше ноги от земли», «День и ночь» и др. Игры применяются как отдельных этапах урока, а также применяю игру как сюжет целого урока , например «Путешествие в страну Гимнастики» 2 класс. На уроке ребята получают маршрутные листы с названием станций и в течении урока они по ним путешествуют с выполнением заданий..
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания). Соревновательный метод эффективнее применять в сочетании с игровым. Это исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для ослабленных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.
Применять такой метод можно на любом уроке при обучении любому разделу программы. Например, раздел Гимнастика. Класс делится на команды . перед каждой командой имеет полоса препятствий, которую необходимо преодолеть с помощью изученных гимнастических упражнений . учитывается быстрота и правильность выполнения.
Метод проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Выделяют 4 основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект инсценировки. Проекты на уроках физической культуры – это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение проектных технологий делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Под моим руководством школьники работали над проектами «Движение –это жизнь», «Удивительная гимнастика для мозга». Ребята выступили со своими проектами на классных часах перед товарищами, участвовали в городской конференции «Открытие», на региональном и всероссийском уровне Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» и занимали призовые места.
Я стараюсь делать так, чтобы дети были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы дети с желанием спешили на урок. Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы дети видели, что я хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам.
Калягина Ирина Владимировна