Учебный проект по истории Древнего мира «Постижение ремесла» (5 класс)
Учебный проект по истории в 5 классе
«Постижение ремесла»
Автор: Кузнецова Александра Михайловна,
учитель истории и обществознания
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Весьегонская средняя общеобразовательная школа»
Тверской области
alka.kuz2211@gmail.com
Пояснительная записка
Данный проект проводился в рамках учебного курса История древнего мира 5 класс при изучении раздела «Первобытное общество».
Данный проект способствует закреплению теоретических знаний о возникновении ремёсел, а так же формированию практических представлений о труде наших предков. Тема данного проекта является актуальной, так как в современный век техники дети имеют слишком ограниченные знания о ручном труде ремесленника. Актуальна она и потому, что помогает формировать УУД.
Цель проекта: формирования представлений о ручном труде наших предков, обретение собственного опыта.
Задачи проекта:
1.Дать теоретические знания о древнейших ремёслах наших предков.
2.Способствовать формированию практических навыков ручного труда.
3.Развивать умение работать в группе, координировать действия, следовать алгоритму.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
5. Привлечение родителей для приобретения и изготовления вспомогательных материалов, необходимых для реализации практической части проекта.
Срок проведения проекта: 2 урока.
Подготовительный этап. 1 урок
- ознакомление учащихся с задачами проекта;
- обсуждение темы, выявление имеющихся знаний и проблемных вопросов;
- усвоение теоретической информации.
Основной этап. 2 урок.
- применение теоретических знаний на практике.
- представление результатов работы над проектом.
- рефлексия.
Формы и методы работы:
фронтальная работа, работа в группах, взаимопроверка, просмотр презентации, применение знаний на практике, взаимооценка и самооценка.
Необходимые средства обучения и материалы: на этапе усвоения теоретической информации - интерактивная доска, компьютер или ноутбук, презентация по теме проекта, листы самооценки и взаимооценки, листы для записи алгоритма работы по производству продукта; для практической части- листы или клеёнка для сохранения чистоты рабочего места, глина или пластилин для имитации работы ремесленника – гончара, пластилин, «рогатки» и перекладины для сооружения подобия ткацкого станка, нити для имитации работы на ткацком станке (готовятся заранее с помощью родителей или самим учителем).
Стоимость проекта: 300 рублей за счёт спонсорской помощи родителей.
Планируемый результат: знания по теме и изделия, выполненные своими руками.
Реализация проекта
Подготовительный этап (первый урок).
1.Погружение в проект
Деятельность учителя
В ходе фронтальной беседы формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи.
Организует деятельность – предлагает разделиться на группы по 4 человека, отдельно мальчики и девочки, распределить амплуа в группах.
Деятельность учащихся
Осуществляют личностное присвоение проблемы путём заполнения листа самооценки с таблицей
Вопрос |
Я знаю |
Интересуюсь |
Хочу узнать |
1.Что такое ремесло? |
|||
2. Когда появляется ремесло? |
|||
3.Какие ремёсла вы знаете? |
|||
4. Какие из них появились раньше? |
|||
5.Кто занимался ремеслом – мужчины или женщины? |
Осуществляют принятие, конкретизация и уточнение целей.
Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли в группе.
2. Усвоение и закрепление теоретической информации.
Деятельность учителя
Ставит перед учащимися проблему: после просмотра презентации нужно будет выполнить задания, поэтому постарайтесь запомнить информацию как можно подробнее.
С помощью презентации учитель раскрывает следующие вопросы:
1. Причины выделения ремесла.
2. Что называют ремеслом?
3. Первые ремёсла
4. Самые древние способы ремесленного производства.
Ненавязчиво контролирует выполнение задания обучающимися.
Организует взаимопроверку.
Деятельность учащихся
Усваивают материал, выполняют задание на карточках, подготовленных для каждой группы, осуществляют взаимопроверку по методу «карусель», т.е. переходя из группы в группу.
Задание:
Что в данном списке является причинами выделения ремесла? *увеличение количества производимой продукции *улучшение погодных условий *совершенствование самого человека, накопление им знаний и умений *появление денег *освоение природных материалов, изучение присущих им свойств. |
Какое понятие «рассыпалось» на буквы? Запишите понятие и соберите слова в правильном порядке. Буквы: ЕСЛЕОМР Слова: изготавливать , руками, изделия, своими, умение, различные. |
Перечислите названия ремёсел, которые вы запомнили. Подчеркните те, которые принято считать первыми. |
Какие материалы и приспособления использовали первые ремесленники? |
Завершается урок рефлексией: Какие группы полностью выполнили задание? Какие новые знания получили? Понравилось ли работать в группе? Что нужно исправить на следующем уроке?
В заключение учитель задаёт задание на дом: выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 3.
Основной этап (второй урок).
Организационный момент.
Деятельность учителя
В ходе фронтальной беседы напоминает проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи для групп мальчиков и девочек..
Организует деятельность – предлагает ознакомиться с материалами приготовленными для работы, написать на листе последовательность действий, распределить обязанности в группе.
Деятельность учащихся
Осуществляют принятие, конкретизацию и уточнение целей.
Вспоминают последовательность производственных операций.
Осуществляют, распределение операций между членами группы.
Осуществление деятельности.
Деятельность учителя
В деятельности не участвует, но консультирует, даёт новые знания, если они требуются, ненавязчиво контролирует и следит за сохранением рабочей обстановки и активным вовлечением в деятельность всех членов групп и всех групп.
Деятельность учащихся
Работают активно и самостоятельно, в случае затруднения обращаются за консультацией к учителю.
Презентация результатов деятельности.
Деятельность учителя
Предлагает подготовиться к демонстрации изделий.
Деятельность учащихся
Показывают результаты своего труда, объясняют, кто и что делал, отвечают на вопросы.
Рефлексия.
Какие группы лучше выполнили задание? Какие новые знания получили? Понравилось ли работать в группе?
Лист итоговой самооценки работы над проектом.
задания |
Участвовал активно или выполнил всё верно |
Принимал частичное участие или выполнил всё, но с ошибками |
Принимал незначительное участие или выполнил не всё |
Не принимал участия или не выполнял задание |
Лист самооценки «знаю, интересуюсь, хочу узнать» |
||||
Фронтальная беседа |
||||
Вопросы по проверке домашнего задания в презентации |
||||
Выполнение задания на закрепление |
||||
Выполнение практического задания |
||||
Участие в рефлексии |
Список источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE
Практическое воплощение проекта