12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Игнатьева221

Учебное наглядное пособие

по коррекции речевого недоразвития

«ЛОГОШАШКИ ТЕМАТИЧЕСКИЕ»

Автор

Игнатьева Ольга Анатольевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

г.Чебоксары

Аннотация

Пособие «Логошашки тематические» направлено на обогащение и активизацию словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Автор акцентирует внимание на наглядных игровых приемах, которые могут успешно использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях по развитию лексико-грамматических сторон речи с детьми 5-7 лет. Даётся подробное описание авторского наглядно-игрового пособия, вариантов его использования.

Данный материал может быть использован при ознакомлении дошкольников с иностранными языками, в группах для детей с нарушением речи, выборочно использован в дошкольных группах для детей с задержкой психического развития.

Пособие адресовано учителям-логопедам, дефектологам, педагогам дополнительного образования, будет также полезно родителям, творческим педагогам.

Основой планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с нарушениями речи, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

В практике логопедической работы нередко возникают ситуации, требующие продления сроков изучения лексической темы или возврата к ранее пройденному материалу.

Пособие по обогащению и активизации словаря «Логошашки тематические» разработано в соответствии с современными требованиями ФГОС дошкольного образования. Включение логопедической игры в образовательную и самостоятельную деятельность дошкольников позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и сделать его субъектом образования, удовлетворив потребность в активном и самостоятельном выборе содержания своего образования.

Использование наглядного пособия «Логошашки тематические» позволит педагогам расширить объем импрессивной и экспрессивной речи, уточнить предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей, а также будет способствовать формированию навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Описание игры

Игра ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Игра состоит из шахматных досок, на черных полях которых находятся изображения, сгруппированные по обобщающим понятиям (см.Таблица 1), а также шашек с символами (см.Таблица 2).

Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР игра «Логошашки тематические» включает в себя 24 лексические темы (Фотография 1)


 

Таблица 1. Тематический словарь

п/п

Обобщающее понятие

Словарь

 

Транспорт

1поле: велосипед, трактор, теплоход, скорая помощь

вертолет, пожарная машина, поезд, троллейбус

лодка, грузовая машина, мотоцикл, воздушный шар

автобус, самолет, трамвай, снегоуборочная машина

2 поле: экскаватор, автомобиль, бензовоз, ракета

луноход, подводная лодка, сани, самокат

хлебовоз, полицейская машина, мопед

катамаран, парусная лодка (парусник), такси, снегоход.

Слова для дифференциации: пассажирский Т., грузовой Т., легковой Т., гужевой* Т., специальный Т, общественный Т., индивидуальный Т., воздушный Т., водный Т., наземный Т., железнодорожный Т., космический Т., двухколесный Т., четырехколесный Т., работающий на бензине/электричестве, движимый человеком/животными.

Словарь профессий на транспорте/названия людей, управляющих транспортным средством: водитель, машинист, вагоновожатый, космонавт, подводник, пилот, капитан, таксист, мотоциклист, экскаваторщик, тракторист, велосипедист, воздухоплаватель.

 

Дикие животные

поле: барсук, хомяк, кабан, суслик

крот, лось, бобр, рысь

белка, енот, олень, еж

заяц, лиса, медведь, волк

Словарь названий детенышей: барсучонок, хомячонок, кабаненок, сусленок, кротенок, лосенок, бобренок, рысенок, бельчонок, олененок, ежонок, зайчонок, лисенок, медвежонок, волчонок.

Словарь притяжательных прилагательных: барсучий, кабаний, кротовый, лосиный, бобровый (бобриный-разг.), беличий, олений, ежиный, заячий, лисий, медвежий, волчий.

 

Домашние животные

поле: овца, утка, кролик, корова

свинья, лошадь, индюк, кошка

лама, собака, коза, олень

верблюд, гусь, осел, курица

Словарь названий детенышей: ягненок, утенок, крольчонок, теленок, поросенок, жеребенок, индюшонок, котенок, щенок, козленок, олененок, верблюжонок, гусенок, осленок, цыпленок.

Словарь притяжательных прилагательных: овечий, утиный, кроличий, коровий, свиной, лошадиный, индюшачий, кошачий, собачий, козий (козлиный), олений, верблюжий, гусиный, ослиный, куриный.

Слова для дифференциации: животные, птицы

 

Школьные принадлежности

поле: ножницы, пластилин, ручка, тетрадь

краски, ранец, глобус, мел

букварь, клей, линейка, ластик

пенал, карандаш, кисточка, фломастеры

 

Игрушки

поле: матрешка, погремушка, пирамидка, неваляшка

кораблик, кукла, плюшевый медведь, мяч

машина, юла, лопата, коляска

ведро, солдатики, кубик, робот

 

Фрукты-ягоды

поле: апельсин, вишня, гранат, лимон

груша, банан, яблоко, виноград

клубника, арбуз, ананас, абрикос

крыжовник, малина, киви, слива

Словарь относительных прилагательных: апельсиновый, вишневый, гранатовый, лимонный, грушевый, банановый, яблочный, виноградный, клубничный, арбузный, ананасовый, абрикосовый, малиновый, сливовый

Слова для дифференцировки: фрукты, ягоды

 

Овощи

поле: капуста, помидор, редис, чеснок

морковь, патиссон, лук, картофель

кабачок, перец, горох, свекла

репа, салат, тыква, огурец

Словарь относительных прилагательных: капустный, томатный, редисочный, чесночный, морковный, патиссоновый, луковый, картофельный, кабачковый, перцовый, гороховый, салатный, тыквенный, огуречный.

 

Профессии

1 поле: пилот (летчик), дворник, водитель (таксист), журналист

официант, водопроводчик, доярка, космонавт

кузнец, борец, полицейский, танцор

швея, ветеринар, стекольщик, писатель

2 поле: моряк, пожарный, часовщик, врач

парикмахер, продавец, каменщик, певец

футболист, повар, почтальон, воспитатель

сварщик, учитель, водолаз, художник

 

Одежда, обувь, головные уборы

1 поле: кроссовки, шарф, сапоги, пиджак

шуба, носок, плащ, куртка

галоши, шапка, пижама, валенки

сарафан, шорты, сандалеты, шляпа

2 поле: ботинки, майка, фуражка, халат

косынка, брюки, джемпер, кеды

рубашка, тапки, жилет, юбка

туфли, кепка (бейсболка), пальто, перчатки

Слова для дифференциации: летняя О., зимняя О., демисезонная О., мужская О., женская О., детская О.

 

Животные жарких стран

поле: жираф, попугай, крокодил, тигр

обезьяна, слон, лев, зебра

кенгуру, леопард, носорог, страус

верблюд, панда, бегемот, антилопа

Словарь названий детенышей: жирафенок, крокодилёнок, тигренок, слоненок, львенок, зебрёнок, кенгуренок, носорожёнок, леопардёнок, страусенок, верблюжонок.

Словарь притяжательных прилагательных: жирафовый, попугайный, крокодиловый, тигриный, обезьяний, слоновый, львиный, зебровый, кенгуровый, леопардовый, носорожий, страусиный, верблюжий.

Слова для дифференциации: животные, птицы, хищники, травоядные

 

Животные Севера

поле: полярная сова, песец, белый медведь, куропатка

альбатрос, северный олень, полярный заяц, морской лев

касатка, тюлень (нерпа), кит белуха, пингвин

морж, полярная крачка, овцебык, арктический волк

Словарь названий детенышей: совенок, медвежонок, птенец, олененок, зайчонок, нерпенок, китенок, моржонок, теленок, волчонок

Словарь притяжательных прилагательных: совиный, песцовый, медвежий, олений, заячий, тюлений, китовый, пингвиний, моржовый, волчий

Слова для дифференциации: животные, птицы, хищники, травоядные

 

Перелетные и зимующие птицы

поле: цапля, сова, гусь, синица

скворец, глухарь, ласточка, дятел

лебедь, воробей, журавль, снегирь

трясогузка, галка, грач, голубь

Словарь названий птенцов: цапеленок, совенок, гусенок, скворчонок, глухаренок, ластушонок, дятленок, лебеденок, журавленок, снегиренок, галчонок, грачонок, голубенок

Словарь притяжательных прилагательных: цаплиный, совиный, гусиный, глухариный, лебединый, воробьиный, журавлиный, снегириный, грачиный, голубиный

Слова для дифференциации: перелетные П., зимующие П.

 

Обитатели водоемов

поле: акула, щука, сом, рак

окунь, скат, дельфин, лягушка

улитка, осьминог, лещ, налим

краб, ерш, морской конек, карась

Слова для дифференциации: речные О., морские О.

 

Бытовая техника

1 поле: видеокамера, весы, блинница , кофеварка

овощерезка, калькулятор, швейная машинка, фотоаппарат

часы, стиральная машина, принтер, ноутбук

яйцеварка, микроволновая печь, телефон, магнитофон

2 поле: обогреватель, чайник, компьютер, плита

тостер, телевизор, фен, миксер

мясорубка, вентилятор, лампа, холодильник

кофемолка, утюг, пылесос, соковыжималка

Слова для дифференциации: измерительные приборы, вычислительная Т., кухонная Т., очищающая Т., Т. по уходу за одеждой, Т. для ухода за внешностью, Т. для связи, Т.для развлечения, Т. для поддержания микроклимата в доме*, осветительная Т.

 

Музыкальные инструменты

поле: барабан, арфа, гитара, рояль

балалайка, труба, маракасы, трещотки

скрипка, ложки, металлофон, баян

флейта, бубен, саксофон, тарелки

Словарь названий музыкантов: барабанщик, арфист, гитарист, пианист, балалаечник, трубач, ударник (недифференцированное название для всех музыкантов, играющих на ударных И.), скрипач, баянист, флейтист, саксофонист

Слова для дифференциации: ударные И., струнные И., духовые И., клавишные И., язычковые* И. (баян)

 

Инструменты, садовый инвентарь

поле: вилы, ключ гаечный, клещи, молоток

лопата, отвертка, лейка, мастерок

рубанок, ножницы, грабли, тачка

топор, шланг, дрель, пила

Слова для дифференциации: инструменты, садовый инвентарь

 

Мебель

поле: шкаф, стул, буфет, кушетка

гамак, табурет, кровать, пуф

диван, стол, вешалка для одежды, этажерка

кресло-качалка, комод, кресло, полка

 

Хлебобулочные изделия

поле: рулет, сушки, кекс, пирожок

пицца, ватрушка, сухарь, оладьи

блины, батон, плюшка, каравай

рогалик, пончик, кулич, черный хлеб

 

Насекомые

поле: колорадский жук, клоп, комар, божья коровка

мотылек, стрекоза, кузнечик, бабочка

муха, оса, гусеница, муравей

таракан, богомол, майский жук, пчела

Слова для дифференциации: полезные Н., вредители; летающие Н., ползающие Н., прыгающие Н.

 

Цветы

поле: кувшинка, мак, пион, тюльпан

клевер, ландыш, одуванчик, фиалка

кактус, гвоздика, колокольчик, василек

ромашка, нарцисс, подснежник, роза

Слова для дифференциации: водные, комнатные, полевые, садовые, лесные, лекарственные

 

Виды спорта

поле: фехтование, хоккей, автомобильные гонки, теннис

тяжелая атлетика, фигурное катание, футбол, плавание

лыжный спорт, борьба, велоспорт, сноуборд

парашютный спорт, баскетбол, художественная гимнастика, бег

Словарь названий спортсменов: фехтовальщик, хоккеист, гонщик, теннисист, штангист, фигурист, футболист, пловец, лыжник, борец, велосипедист, сноубордист, парашютист, баскетболист, гимнаст, бегун.

Слова для дифференциации: зимние ВС, летние ВС, командные* ВС, парные* ВС, индивидуальные* ВС

 

Спортивный инвентарь

поле: скейтборд, лента, теннисная ракетка, обруч

гиря, воланчик, ласты, футбольный мяч

лыжи, штанга, клюшка с шайбой, санки

скакалка, коньки, баскетбольная корзина, гантели

 

Лес

поле: орехи, земляника, шишки, лисички

кленовый лист, дубовый лист, дерево (дуб), мухомор

рябина, опята, пень, березовый лист,

белый гриб (боровик), желуди, осиновый лист, бледная поганка

Слова для дифференциации: грибы, плоды, деревья, ягоды, листья

 

Посуда/ столовые приборы

поле: чашка, чайник, кружка, сахарница

вилка, противень, хлебница, ведро

стакан, половник, банка, салатница

нож, сковорода, кастрюля, ложка

Слова для дифференциации: чайная П, столовая П., кухонная П.; стеклянная, металлическая, фарфоровая; посуда, столовые приборы

Дополнительные поля

 

Образование сложных слов (обобщение)

1 поле: овощерезка, рыболов, хлебовоз, водолаз

снегоход, звездочет, кофеварка, самосвал

носорог, яйцеварка, пылесос, самолет

соковыжималка, луноход, садовод, бензовоз

2 поле: мясорубка, электровоз, пешеход, ледокол

самокат, снегопад, самовар, кофемолка

мореплаватель (мореход), молоковоз, водопад, пчеловод

скалолаз, маслобойка, знаменосец, хлеборезка

Слова для дифференциации: бытовая техника, посуда, профессии, транспорт, животные, природное явление*

Таблица 2. Интерпретация символов

Символ

Тематическое поле

Инструкция

Коррекционная задача

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Виды спорта

подбери к названию картинки слово- признак, обозначающий форму, цвет, величину, материал

Выделение в словосочетаниях слов-признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»;

Символ может быть использован на всех тематических полях

назови соседей картинки

Формирование пространственных представлений

Символ может быть использован на всех тематических полях

«Жадная шашка» - назови картинку со словами мой, моя, моё

Использование притяжательных местоимений «мой моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и жен­ского рода

Символ может быть использован на всех тематических полях

назови картинку, определи первый/последний звук в слове

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Виды спорта

скажи про много (груши) или скажи со словом много (много груш)

Активизация имен существительных в форме И. П. И Р.п. множественного числа

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Профессии, Виды спорта

назови картинку ласково

Обогащение словаря именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Виды спорта

скажи со словом два, две / посчитай до двух

Согласование существительных с числительным 2

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Виды спорта

скажи со словом пять / посчитай до пяти

Согласование существительных с числительным 5


 

Символ может быть использован на полях: 1)Дикие животные, Домашние животные, Животные жарких стран, Животные Севера;

2)Музыкальные инструменты* (в беседе про музыкантов), Профессии, Виды спорта*(в беседе про спортсменов),

«Парная шашка: Он и Она»

1) Назови папу и маму животного

2)Назови спортсмена мужчину. Как ты назовешь женщину той же профессии? Он лыжник, а она (кто?) - Лыжница.

1) Образование существительных для обозначения особей женского пола, являющихся наименованием тех же особей мужского пола

2)Образование существительных женского рода (производных от существительных мужского рода) для наименования лиц по их отношению к предмету, профессии, характерной деятельности


 

Символ может быть использован на всех тематических полях.

«Слоговая шашка» - прохлопай слово и определи количество слогов в нем

Формировать навыки слогового анализа и синтеза слов

Символ может быть использован на всех тематических полях, кроме Профессии, Бытовая техника, Инструменты (выборочно), Цветы, Виды спорта, Спортивный инвентарь (отдельные слова), Посуда (отдельные слова).

назови огромный предмет

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные мужского, женского и среднего рода с увеличительными суффиксами


 

Вариант 1. Логошашки классические

Возраст детей: 5 – 7 лет

Игровая задача: "съесть" или «запереть» все шашки противника.

Дидактические задачи:

Научить ребенка оцени­вать ситуацию на доске, следить за всеми шашка­ми на игровом поле, прогнозировать разви­тие ситуации.

Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе игровой деятельности.

Воспитывать усидчивость, тренировать ум, развивать мышление.

Оборудование: шахматная доска состоит из двух половинок, соответствующих изучаемым лексическим темам, шашки

Подготовка  к  игре: Внимательно рассмотрите с детьми доску, выделяя белые и черные поля. Последовательно назовите все картинки на черных полях, попросите ребенка проговорить их названия вслед за вами.

Правила игры:

Шашки на поле стоят и двига­ются только по черным клеткам.

Логоправило: Совершая ход, ребенок называет ту картинку, на которую поставил шашку.

Поведение шашек на шахматном поле подчиняется классическим правилам игры в шашки.

Вариант 2. Логошашки с усложнением. Для организации игры нам потребуются шахматное поле и шашки с символами заданий (Распечатываются и приклеиваются два комплекта символов: на белые и черные шашки).

Возраст детей: 5 – 7 лет

В данном варианте игры используются шашки с символами (см.Таблица 2), количество которых варьируется в зависимости от возраста ребенка, его речевых умений, коррекционно-образовательных задач. Новые символы вводятся постепенно в ходе игровых упражнений.

Правила игры: (см. Вариант 1)

Логоправило: Совершая ход, ребенок называет ту картинку, на которую поставил шашку, выполняя дополнительное условие (обозначено символом на шашке).

Вариант 3. Игровые упражнения

Игровые упражнения организуются педагогом в периоды индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности. При этом используется тематическое поле и отдельная шашка с символом. Упражнение организуется по типу игры-бродилки.

Игровая задача: изменить слово в соответствии с «волшебной» шашкой.

Игровые упражнения с отдельными шашками были описаны в игре «Логошашки» (Часть I. Автоматизация и дифференциация звуков в словах). Остановлюсь лишь на работе по дифференцированию понятий. В Таблице 1 приведены слова для дифференциации в рамках обобщающих понятий. Одни из данных слов педагог актуализирует в речи дошкольника, другие, отмеченные знаком (*), вводит в пассивный словарь.

В ходе упражнения педагог предлагает ребенку закрыть шашками разного цвета картинки, относящиеся к двум дифференцированным понятиям, например: Черными шашками закрой чайную посуду, а белыми - столовую.

Перечень игр не исчерпывает всех вариантов использования данного пособия. Логошашки тематические помогут педагогу провести целенаправленную коррекционную работу по развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

Творческих успехов!


 

Образцы тематических полей

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.