Учебно-игровое пособие — лэпбук «Кафе Мороженое»
Игра:
Кафе «Мороженое»
Автор: Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ дс№25 «Ягодка» г.о.г.Бор Нижегородской области.
Актуальность: Одной из ключевых проблем детей с нарушениями речи является недостаточно сформированные коммуникативные навыки, а также неразвитая связная речь детей, трудности с построением фразы.
Для решения этих речевых проблем необходима соответствующая речевая практика, включение ребенка в соответствующие ролевые игры. Конечно в детском саду есть модули, предназначенные для организации ролевых игр. Но зачастую ролевая игра сводится к простому манипулированию предметами. А организация подобных игр на групповом или индивидуальном коррекционном занятии сталкивается с необходимостью использования большого количества предметов, а также большое пространство, что не всегда возможно в кабинете учителя-логопеда или дефектолога.
Использование настольных игровых пособий позволяет решить эти проблемы. Во-первых, пособие настольное и не занимает много места. Во-вторых, четко обозначенные правила игры. В-третьих, есть возможность усложнения как материала, так и правил.
Целевая аудитория: дети в возрасте 5-9 лет (старший дошкольный возраст, младший школьный возраст).
Цель игры: развитие коммуникативных навыков и связной речи детей.
Ход игры:
Подготовительный этап.
Необходим: игральный кубик.
Кто идет в кафе?
Дети могут играть как от своего имени, так и используя пальчиковых кукол. В начале игры дети описывают игрока (себя или куклу), указывая имя, возраст, свои предпочтения. Кроме того, игрок может выбрать, с кем он идет в кафе; рассказать о том, что он празднует и т.п.
Школьники сами могут подписать своих героев. Дошкольники могут рассказать устно о своих героях, могут дорисовать героям одежду фломастерами. Пальчиковые куклы заламинированы, фломастер с них стирается салфеткой.
Мои финансы!
Для посещения кафе необходимы деньги! Подсчитываем, сколько денег у игрока на карточке.
Для этого задаем вопрос и кидаем игральный кубик. Например, Сколько денег у меня в копилке? 4 рубля; Сколько мне с собой дала мама? 3 рубля; Сколько мне подарили на день рождения? И т.д. Когда набралась достаточная сумма, можно идти в кафе! (Все финансы записываем и складываем внутри банковской карты. Все подсчеты могут выполняться тоже внутри банковской карты. Дети дошкольного возраста могут обойтись монетками в кошельке.)
Усложнение: для детей школьного возраста можно взять два игральных кубика. Это очень хорошая практика в устных вычислениях.
Меню кафе!
Кроме игроков-гостей кафе, в игре обязательно должен быть игрок-владелец кафе (он же официант, он же кондитер). Игрок, играющий за владельца кафе должен определить, сколько стоят его десерты. Для этого он кидает кубик и вписывает цену в меню. Например: Сколько стоит Рожок (кекс, торт, стаканчик)? 2 рубля; Сколько стоит Мороженое (начинка для кекса или торта)? 4 рубля; Сколько стоят украшения? 1 рубль, и т.д.
Усложнение: для детей школьного возраста можно взять два игральных кубика. Это очень хорошая практика в устных вычислениях.
Основная игра.
Идем в кафе!
Открываем книжку-раскладушку «Кафе». Здесь можно расположить своих героев около столиков. Одна из пальчиковых кукол может выполнять роль официанта. Эта книжка позволяет разыгрывать сцены в кафе как в театре.
Ассортимент кафе!
Игроки приходят в кафе и знакомятся с ассортиментом кафе «Мороженое». (Многоуровневая книжка «Автомат начинок»)
Для игры также используются карточки «Десерты», игральный кубик и монетка один рубль (страничек в многоуровневой книжке 7, а количество граней у кубика -6, поэтому и нужна монетка 1 рубль. Если монетка выпадает орлом, то к числу кубика прибавляем 0, иначе 1). Игрок кидает игральный кубик и монетку, определяет, какая начинка ему досталась. Берет из конверта карточку с десертом и накладывает ее на лист с соответствующей начинкой, говорит: В кафе продается кекс с черничной начинкой. Если игрок составил фразу правильно, то карточка остается у него, иначе она возвращается обратно в конверт. Выигрывает тот игрок, кто собрал больше всего карточек. Игра проводится пока не закончатся карточки в конверте.
Данная игра направлена на составление фразы и согласование слов в ней. Фразы могут меняться: Мне нравится…, Мне не нравится (Исходя из предпочтений игрока) и т.д.
Мой заказ!
Познакомившись с ассортиментом, игроки-гости берут меню и делают заказ. Игрок-гость должен четко назвать, что именно он хочет заказать в кафе. Свои расходы он фиксирует на банковской карте.
Я-Кондитер!
Игрок-владелец кафе (кондитер или официант) должен собрать заказ гостя. Для этого он может воспользоваться флепбуком «Я-Кондитер» и конвертами «Основа» и «Украшения». Заказ подается гостю!
Оплата заказа!
Игрок-гость должен расплатиться: он может заплатить монетками (Карман «Мои финансы») или расплатиться банковской картой (для этого на карте делаются расчеты, сколько денег осталось у игрока-гостя). Если игрока-гостя устроило обслуживания в кафе, он может оставить свой отзыв в «Книге Отзывов».
Окончание игры.
Банковскую карту можно подписать, тогда в следующий раз оставшаяся сумма будет суммироваться с суммой игрока.
Игра является сюжетно-ролевой, здесь нет явных победителей. Игроки могут поменяться своими ролями в следующий раз. Основная задача игры: развитие коммуникативных навыков и связной речи.
Приятной Вам игры и отличного настроения!
PS: Для младших школьников можно использовать два игральных кубика, тогда будет реализовываться тренировка устного счета с двузначными числами.
Если подписать иностранные названия, то данная игра может также использоваться для изучения иностранного языка. (Моя дочка, обучаясь в 3 классе, практикуется таким образом в английском языке.)
Шуткова Татьяна Михайловна
Воронина Анна
Коновалова Елена Валерьевна
Воронина Анна
Мажова Светлана Александровна
Воронина Анна