12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безотеческих Людмила Вячеславовна57
Педагог русского языка и литературы, люблю путешествовать по России, занимаюсь моржеванием
Россия, Курганская обл., Курган

​​​​​​​ Тема: Обобщающий урок по теме “Имя числительное”

«Девять десятых нашего успеха зависит от здоровья»


Цели урока:

Образовательная цель - систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая цель – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая цель – Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, привитие навыков здорового образа жизни. Формирование общей культуры учащихся.

Задачи урока:

расширить знания об имени числительном;

научить находить изученную часть речи в тексте;

обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;

научить использовать числительное в речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме. Социально-ориентированный урок.

Количество учебных часов: 2.

Оборудование:

Маршрутные листы для каждого обучающегося.

Дидактический материал (карточки с текстами).

Презентация MS Rower Point с иллюстративным материалом к уроку.

Подготовка к уроку.

Повторение теоретического материала по теме «Имя числительное» (параграфы 109 – 115 учебника «Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.» Бабайцевой В.В.)

Индивидуальные задания: подготовка выразительного чтения текстов о здоровом образе жизни.

Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Имя числительное» под названием «Девять десятых нашего успеха зависит от здоровья». Мы совершим образовательную экскурсию, и вы ещё раз убедитесь, какая это важная часть речи – имя числительное, ведь задача нашего урока: повторить всё, что мы знаем об этой части речи. Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете их с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.

Ребята, на вопрос о главном в жизни, многие из вас ответят – здоровье. А хорошее здоровье зависит на 50% – от образа жизни. И лишь на 20% – от окружающей среды и на 20% – от наследственности.

Здоровый образ жизни – это, прежде всего, отсутствие вредных привычек (малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь), это умение поддерживать свое здоровье (спорт, закаливание).

Тема «Здорового образа жизни» отражена не только в высказываниях (Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр), но и в пословицах и поговорках, которые народ собирал годами и передавал от бабушки – внукам, от родителей – детям. Пословицы и поговорки содержат мудрые мысли и учат новые поколения соблюдать проверенные опытом правила. Еще в детстве нам рассказывали взрослые сначала о том, как себя вести, и приводили в пример пословицы, а когда бабушки жаловались на здоровье, то в своей речи использовали поговорки.

Ученик читает пословицы и поговорки о здоровье, в которых содержатся имена числительные.

«Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать».

«Баня - вторая мать». «Баня парит, баня правит. Баня - мать вторая».

«Лучше сорок раз - вспотеть, чем один - заиндеветь»

«На одном месте и камень мхом зарастает».

- С какими числительными мы встретились в пословицах и поговорках?

- Произведите морфологический разбор любого из них.

Учитель.

Подобных изречений немало, но суть их одна – «Здоровье само не дается – за него надо бороться».

Мы отправляемся в прошлое, на несколько веков назад, чтобы узнать, как всё начиналось. Но вначале обратимся к маршрутному листу и сделаем в нём первые записи.

Итак, остановка первая – «Историческая». В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из трёх столбцов. Как вы думаете, почему? Отвечая на вопрос, не забывайте, что основная наша тема сегодня – обобщение по теме «Имя числительное».

(Ученики должны вспомнить, что по значению и грамматическим особенностям числительные делятся на количественные, порядковые и собирательные.)

Обратимся к тексту № 1 на ваших карточках. (Ученик вслух читает текст.)

Ученые считают возможной реконструкцию древнерусской концепции здоровья, используя для этого анализ двух исконных слов «здоровье» и «болезнь». Отечественный филолог и лингвист В.В. Колесов в 1986 году отмечает: «В древние времена слово здоровье не имело еще привычного для нас значения, произносилось иначе – съдоровъ и значило «крепкий, как дерево». Известные с IX — середины XIII веков два приветствия «Здорово!», «Здравствуй!» образовались из желания быть твердым и крепким, «как лесное дерево». В древности здоровье не воспринималось как личностная характеристика – оно как бы существовало вне человека: его можно было не только желать или просить, но и приносить или дарить; это скорее награда, дар, нежели постоянное свойство человеческой природы. Характерно, что до XVI века собственно здоровьем (в современном понимании) считалось на Руси не физическое, а моральное благополучие; состояние противоположное недугу, и имело два значения: благо или дар и награда за душевное и социальное здоровье». К началу XI века славяне получили 4 новых термина для обозначения болезни – 1)боль (болесть), 2) внутреннее болезненное переживание (кручина), 3)слабость от старости или страдания (немочь), 4). конкретная болезнь (недуг).

Задание.

Найти числительные, определить разряд, записать их в таблицу. Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные), а также их падеж.

Выполняя задания, повторяем правило склонения составных порядковых числительных.

- В каких числительных Ь знак пишется в середине? Приведите примеры из текста.

Ученик читает высказывание:

«Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой, верной стороны освещают для него все явления жизни» (Л. Н. Толстой)

Учитель.

Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровье. Только здоровый образ жизни делает существование человека полноценным. Продолжая нашу экскурсию, давайте посмотрим, какую роль играла физическая культура, спорт в жизни знаменитых писателей и поэтов.

Обратимся к тексту № 2. (Чтение текста вслух.)

Лев Николаевич Толстой (писатель девятнадцатого века) приучал себя «спокойно переносить все неприятности жизни». Он, например, разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз. Или брал тяжёлые лексиконы и держал их на вытянутых руках до тех пор, пока «жилы, казалось, готовы были оборваться». Всё это он проделывал для того, чтобы переносить тепло и холод, боль, закаливать волю и приучаться к тяжёлому труду. И так всю жизнь. В 70 лет Лев Николаевич принёс в Хамовники две гири, которые купил, чтобы ежедневно тренироваться. В 1898 году Софья Андреевна пишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями..».

А ещё Лев Николаевич очень много ходил. После завтрака совершал прогулку. Часа на два, иногда и больше. Это составляет 8 , 9 а то и 10 вёрст. По снегу, по сугробам, через ухабы. Прогулки доставляли большое удовольствие Льву Николаевичу. Ему, видимо, приятно было уже то, что он, несмотря на свои восемьдесят, может столько ходить.

Учитель.

И вновь мы встречаем числительные. Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Задание.

Просклонять встречающееся в данном тексте порядковое числительное: девятнадцатый во мн.ч.

(Выполняя задание, повторяем, что склоняются порядковые числительные как прилагательные.)

Звучит песня «О здоровом образе жизни»:

Посмотри, как ярко солнце светит

Облака по небу проплывают

Чувствуешь, как нежно дует ветер

В волосах твоих он играет

А ты идешь красивою походкой

Твое кредо – позитивно мыслить

Ты для всех прекрасная находка

Ты ведешь здоровый образ жизни

Припев:

Я хочу тебе рассказать

Это очень просто независимым стать

Что бы долго, красиво и здорово жить

Ты должен первым делом себя изменить

Одолев, все вредные привычки

Ты найдешь ко всем сердцам отмычку

Знаешь это, это так несложно

Стоит только захотеть и все возможно.

Учитель.

Следующая наша остановка – «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра». Конфуций.

В петровские времена вредные привычки не только не поощрялись, но и жестоко наказывались. И методы были самые разные. Об одном из них мы прочитаем в следующем тексте, взятом из википедии (свободной энциклопедии).

Как вы думаете, какой стиль речи будет при этом использоваться? (Ученики должны вспомнить научный стиль.)

Прочитаем текст № 3 (про себя).

Медаль «За пьянство» — чугунная медаль, введённая Петром I в 1714 году, с целью борьбы против пьянства. Вес медали — 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться около семи дней.

Учитель.

Числительные очень широко используются в научном стиле речи. Благодаря числительным мы получаем точную и достоверную и информацию об исторических событиях, фактах и т.д.

Задание.

Правильно проговорить количественные числительные, встретившиеся в тексте, употребив их в нужном падеже. (Выполняя задание, ученики повторяют правила склонения количественных числительных.)

Выписать количественное числительное, просклонять его.

Учитель.

Наша экскурсия продолжается. ( Текст № 4 читает подготовленный ученик)

Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман, которому и приписывается авторство термина, выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции здорового образа жизни. В идеях Брехмана ничего сверхъестественного не было: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение. Но среди медиков его доклады пользовались невероятной популярностью. И с 1991 года появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы ВУЗов и преподается в школе.

Задание по вариантам.

1. Выписать количественные числительные с существительными, определить падеж.

2. Выписать порядковые числительные с существительными, определить падеж.

Учитель.

А теперь давайте решим несложную задачу, но только правильно проговаривая имена числительные, употребляя их в нужном падеже. (Задача проецируется на слайде либо записывается заранее на доске)

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Перевести 9/10 в проценты.

(Проговаривая решение задачи, ученики повторяют склонение дробных числительных.)

Учитель.

В последние годы множество людей начинают понимать опасность вредных привычек, поэтому становятся приверженцами здорового образа жизни. При этом уделяют особое внимание здоровому рациону питания и физическим упражнениям. Можно сказать, что сегодня здоровый образ жизни входит в моду.

И наша остановка - «ЗОЖ - это модно»!

Учитель (либо подготовленный ученик) читает текст № 5.

«Люди проникаются идеей здорового образа жизни»

До старта Олимпиады в Сочи осталось чуть больше четырёх месяцев. Однако хотя Игры ещё впереди, их организаторы уже обсудили олимпийское наследие, которое достанется России. Произошло это в рамках круглого стола «Влияние крупных спортивных мероприятий на развитие региона. Обзор международного опыта», входившего в программу XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013».

Наша задача – максимально эффективно использовать наследие Олимпиады, – заявил один из участников дискуссии Виталий Мутко. – Как министр спорта скажу, что её проведение в первую очередь приводит к росту популярности физкультуры и спорта. Так что уже сейчас на 30 процентов в Краснодарском крае выросло число людей, занимающихся зимними видами спорта. На примере Всемирной универсиады в Казани приведу такую цифру: зафиксирован прирост количества студентов, вовлечённых в занятия спортом, на 12 процентов.

Благодаря Олимпиаде Сочи станет одним из крупнейших спортивных центров России. К Играм построено 14 объектов, в том числе ледовый дворец «Большой», ледовая арена «Шайба», дворец зимнего спорта «Айсберг», дворец для соревнований конькобежцев «Арена-Адлер», Центр санного спорта, трасса для лыжного двоеборья, трасса для биатлона «Лаура». Впервые у российских олимпийцев появились тренировочные базы по всем зимним видам. После Олимпиады Сочи примет в 2017 году в Красной Поляне чемпионат мира по бобслею и скелетону, а в 2018 году на олимпийском стадионе «Фишт» состоятся матчи чемпионата мира по футболу.

Но Олимпиада – это не только спортивные сооружения. Здесь построено более 200 объектов транспортной инфраструктуры, (включая аэропорт и железнодорожный вокзал), образования, здравоохранения, культуры и спорта, протянуто более 1500 километров новых инженерных сетей, линий передачи и коммуникаций, появилось более 360 километров дорог и мостов, а также 42 гостиницы на 27 тысяч номеров.

Задание.

Выписать из текста предложения, в которых встречаются числительные, подчеркнуть грамматические основы. (Выполняя задание, ученики повторяют, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения.)

Учитель.

Чем же сегодня живёт наш город? Об этом вы можете узнать, прочитав следующий материал. Последняя наша остановка – «Курганская».

Ученик читает вслух текст №6.

В июле 2013 года оргкомитет сочинской Олимпиады впервые назвал имена некоторых факелоносцев эстафеты олимпийского огня. Из 140 000 кандидатов уже отобраны почти 6 000. В Зауралье известны 46 участников эстафеты в Кургане и 6 — в Шадринске.

Ученик курганской школы №50 15-летний Алексей Завьялков стал факелоносцем, пройдя отбор в конкурсе. Алексей — волонтер одной из зауральских молодежных организаций, человек творческий и активный. «Я помогаю при проведении спортивных мероприятий (особенно для людей с ограниченными возможностями), также я вожатый и очень люблю работать с детьми, приучая их к спортивному досугу, а не к вредным привычкам», — говорится в его заявке.

Учитель.

Этот текст будет вашей зачётной работой на сегодняшнем уроке. Спишите его, прописывая цифры именами числительными. Определите у числительных разряд и падеж.

Но прежде чем вы начнёте работать, давайте завершим нашу экскурсию перечислив основные факторы, определяющие здоровый образ жизни:

- отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем и табакокурение);

- соблюдение режима труда и отдыха;

- физическая активность и т.д.

Все эти принципы просты и вечны, как истина. Осталось им только следовать. Тогда вы сможете проехать в «маршрутке» любое расстояние рядом с чистыми, приятными, успешными людьми. В такой обстановке вам не захочется бросить бумажку или жевательную резинку из окна машины. А замечательный курортный город Сочи будет вам приветливо кивать чистыми листьями магнолий и пальм. Поэтому начните с себя. И, поверьте, вы станете очень модным и успешным человеком не на сезон, а навсегда

Закончилась наша познавательная экскурсия, в ходе которой вы систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи - имени числительном.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Я хочу жить здорово», «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», используя имена числительные.

Примечание. На данном уроке целесообразно провести 2 – 3 физкультминутки либо «минутки для шутки» с использованием пословиц, загадок, стихотворений, в которых встречаются имена числительные. Их можно найти, например, в книге Волиной В.В. «Весёлая грамматика» (М.: Знание, 1995. – С 220 – 225.)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.