Эссе на тему «Учитель-логопед»
Учитель-логопед
Язык человека раскрывает много о нем самом, будучи определенным отражением личности. В современный век коммуникации необходимость красиво и правильно говорить становится буквально очевидной. Потребность правильно произносить звуки и слова – вполне обоснованна, и на то есть много причин. Как минимум, это возможность правильно друг друга понимать в процессе общения. Хорошая четкая дикция может сделать человека успешным, а логопедические дефекты – стать трагедией всей жизни. Ведь человек – существо социальное. Ему важно общение с себе подобными, важно, чтобы он был правильно понят и принят обществом. Если по тем или иным причинам этого не происходит, то у него может запросто развиться комплекс неполноценности. Он будет отставать в учебе, не сможет устроиться на многие должности. Поэтому, безусловно, работа учителя-логопеда имеет огромное значение для общества.
Стоит отметить, что у подавляющего большинства маленьких детей существуют некоторые отличия в произношении тех или иных звуков. Как правило, эти дефекты исчезают ближе к пяти годам. Если, по тем или иным причинам, этого не произошло, то имеет смысл наведаться к логопеду.
Подобное положение дел предъявляет определенные требования к учителю-логопеду. Как минимум хороший учитель-логопед должен быть теоретически подкован, знать строение голосового аппарата и языка, быть сведущим в психологии и патофизиологии. Кроме того, учитель-логопед обязан быть настойчивым, ведь не так-то легко, как кажется, изо дня в день отрабатывать одно и то же со своими подопечными. Все это требует огромного усердия и настоящей любви к своей работе.
Итак, перспективы развития ребенка с речевыми нарушениями зависят не только от ответственности родителей, но и от квалификации специалиста, который устраняет дефекты речи в детском саду и в школе.
Специфика работы учителя-логопеда в школе несколько отличается от работы специалистов других учебных и медицинских учреждений. Так, главной задачей деятельности учителя-логопеда является планирование и осуществление учебно-коррекционной работы с детьми, которые имеют недостатки речевого развития.
Актуальным для учителя-логопеда на данном этапе развития системы образования являются: внедрение ситуационной модели организации образовательного процесса, которая ориентирует на целостный подход к формированию личности, несмотря на отклонение в ее развитии; каждая отдельная ситуация дает возможность подбирать развивающие, воспитательные и познавательные задачи, учитывая возможности детей.
Верно организованный коррекционно-восстановительный процесс дает возможность детям заниматься делом, выбранным по принципу «Хочу и могу».
Таким образом, учитель-логопед – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи.
Принципами работы учителя-логопеда является создание комфортных условий, при которых каждый ребенок почувствует свою успешность, интеллектуальную способность; выработка самостоятельности мотивации учебно-коррекционной деятельности ребенком-логопатом в процессе взаимодействия.
Основной миссией учителя-логопеда в таких условиях являются: устранение различных нарушений устной и письменной речи; предотвращение различных отклонений речевого развития воспитанников; пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей; разработка методических рекомендаций, консультации для педагогов и родителей по предупреждению и преодолению недостатков речи у детей; самообразование; оснащенность логопедического кабинета.
Формами работы учителя-логопеда с детьми с особыми возможностями являются: фронтальные логопедические занятия, групповые логопедические занятия, индивидуальные логопедические занятия.
Итак, очерчивая модель успешного учителя-логопеда, целесообразно представить идеального специалиста как личность всесторонне развитую, творческую, культурную, интеллектуально активную, целенаправленную, эрудированную, у которой сформированы такие качества, как: ответственность, изобретательность, неординарность, любовь и уважение к детям, сочувствие, желание помочь, терпение. Также, необходимы общепедагогические и психологические знания и умения. Очень важно логопеду безупречно владеть культурой и техникой речи. На таком высоком уровне специалист-логопед должен уметь внедрять специальные методики диагностики и коррекции речевых нарушений, методики диагностики интеллекта и другие психодиагностические методики.