Выступление «Учитель-логопед. Особенности работы с родителями»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Ни для кого не секрет, что современные дети не умеют говорить. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.
Дефекты речи оказывают огромное влияние не только на развитие речи , но имеют отрицательное воздействие на развитие мышления, н говоря уже психологической составляющей данной проблемы. Для детей с нарушением речи нужна мощная поддержка, которую могут и должны оказать не только профессиональные логопеды, но и близкие люди, семья.
Именно семья нуждается в помощи специалистов по вопросам обучения, воспитания, развития их ребенка. Работа по коррекции речевых нарушений будет эффективной, только при тесном взаимодействии с родителями [1] в свою очередь логопед должен обучать родителей как правильно в домашних условиях помочь ребенку справится с проблемой дефекта речи.
Работая в детсаду, было выявлено следующее: из 3 младших групп, где в каждой группе по 20 человек , 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития.
Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. За 25 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Исправить данную проблему возможно только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей, только тогда можно будет добиться положительных результатов. Учитель-логопед играет значимую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей.
В своей работе использую различные формы работы:
1. Индивидуальное консультирование. В начале года проводится обследование и родителям сообщается об особенностях речевого развития, о появлении возможных осложнений в процессе коррекционной работы. Даются рекомендации, на что следует обратить внимание дома.
2. Групповая работа с родителями. В эту форма работы включается:
- дни открытых дверей;
- тематические консультации;
- обучающие мастер-классы для родителей с показом фрагментов занятий;
- оформление информационных стендов,
- разработка памятки для родителей.
На родительских собраниях формируются доверительные отношения, происходит обмен мнениями, решаются проблемы, которые возникают в процессе воспитания и развития ребенка.
С каждым годом речевые нарушения все труднее поддаются коррекции традиционными способами. На практике применяем не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж.
На мастер-классах обучаем родителей приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастикой , не только дети, но и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, а также навыкам релаксации [2].
Таким образом, тесное сотрудничество родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, это на наш взгляд, важнейшее условие эффективной работы по коррекции речи, приносящее отличные результаты.
.
Использованная литература:
1 Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 12-17 с.
2. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении// Логопед, 2005,№2, с.46-52.