12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна2241
Россия, Смоленская обл., Тюшино
5

УМК Т.М.Пахновой как средство повышения читательской культуры старшеклассников

УМК Т.М.Пахновой как средство повышения читательской культуры старшеклассников


В связи с переходом на новые стандарты передо мной встал вопрос об обновлении УМК в старших классах. Сделать я это решила заблаговременно – ещё в 2016-2017 учебном году. Признаюсь, решение это я приняла после посещения семинара Татьяны Михайловны Пахновой, на котором меня привлекла концепция её учебников – повышение культуры личности старшеклассника, в том числе – читательской культуры. Её учебники способствуют формированию культурной среды на уроке, и надо отметить, что уже два класса я выпустила по  этому УМК, и если учеников интересует не столько сдача ЕГЭ по русскому языку, сколько обогащение своей личности, то работа по учебникам Т.М.Пахновой – в удовольствие.

 Ученики были сначала поражены, что все тексты упражнений в учебнике – недеформированные: от чтения ничего не должно отвлекать.(! ) Кроме того, ученики привыкли к тому, что читают и размышляют они на уроках литературы, а не на уроках русского языка, поэтому для них неожиданным было то, что уроки по УМК Т.М.Пахновой – это настоящие уроки словесности.

Культура чтения включает в себя следующие компоненты:

  • Читательский опыт
  • Ценностное отношение к чтению
  • Читательская компетентность (глубина понимания, интерпретация, способность порождать собственный текст.

        Учебники Татьяны Михайловны  способствуют, в первую очередь, формированию второй и третьей составляющей читательской культуры и косвенно первой. Тексты ориентированы как на писателей и их книги, которые уже известны ученикам, так и на новые, ещё незнакомые им имена. Такое «возвращение» к уже пройденному способствует углублению представлений учащихся о художественных произведениях, а предварительное знакомство с писателями, творчество которых ещё только будет изучаться, расширяет  читательский кругозор, создаёт «эффект ожидания».

Ниже на примере некоторых уроков я покажу, как содержание учебников, методы и приёмы подачи материала в них,  а также мои творческие находки по организации занятий способствуют  развитию читательской культуры.   


10 класс


Урок 2 "Русский язык как средство духовного развития личности"


                Ко второму уроку ученики получили домашнее задание на выбор - упр. 1 (задание 9) или упр.2 (задание10). Примерные темы сочинений: «Бережное отношение к языку – это наш национальный долг», «Что такое экология языка», «Заповеди писателей, которые надо знать всем». Оба задания предполагают написание сочинения. В начале урока проводится взаимоанализ сочинений в парах (или частичный самоанализ) по предложенному плану:

  1. Подсчитайте среднее количество слов в предложении.
  2. Определите разнообразие грамматического строя речи:
  1. Кол-во ССП, СПП, БСП
  2. Кол-во рядов однородных членов предложения
  3. Кол-во обособленных конструкций (причастных, деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения и др.)
  4. Кол-во вводных и вставных конструкций

Данное задание имеет ярко выраженную речевую и грамматическую направленность, а также воспитательную. Старшеклассники видят свои речевые недостатки, ведь средний размер предложений в художественных текстах – 17 слов, в текстах научного стиля – 28 слов, в сочинениях старшеклассников – около 12 слов. Не говоря про разнообразие синтаксических конструкций. Как развить свою речь? Читать книги!

                Вторая часть урока посвящена работе над текстом из упр.6 - отрывок из произведения И.С.Никитина  о любви к чтению, выполнению заданий к нему:


«Скоро будет полночь. На дворе шумит дождь. Я только что дочитал "Мертвые души" и спешу сказать о них несколько слов под влиянием свежего впечатления. Я взялся за книгу еще с утра. Нечего говорить, что я читал ее с увлечением. Время, проведенное мною за обедом, казалось мне бесконечно длинным, и я вертелся на стуле, придумывая, под каким бы предлогом выйти из-за стола, чтобы снова приняться за чтение. Чичиков, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев - это такие личности, которые никогда не выйдут из моей памяти. Читая книгу, мало того, что я их вижу, - мне кажется, я их осязаю, мне кажется, я чувствую их дыхание. Жизнь ключом бьет из каждой строки! Но, слава богу! этот день не пропал у меня даром.


В качестве домашнего задания ученики получают на выбор задание 8 к упр. 6: примерные темы сочинений: «Жизнь ключом бьёт из каждой строки...», «Я читал это с увлечением», «Этот день не пропал у меня даром».  Или упр. 7: «Проведите сопоставительный анализ иллюстраций, изображающих Чичикова и Плюшкина, разных художников. Напишите об этом. В сочинении используйте строки из поэмы «Мёртвые души» или из воспоминаний И.С.Никитина» Обращение к иллюстрациям как приём всегда оживляет интерес к книге.

image-20191109104549-1.jpegimage-20191109104549-2.jpeg











https://img14.postila.ru/resize?w=660&src=%2Fdata%2F30%2F75%2F1a%2F11%2F30751a1118ed096f333631d02b9579bebeff6a1b3cef35a9a327f52178a4cb98.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/197997/pub_5bf7b2be1cbbfb00aa93916a_5bf7bc585184cc00a99049cf/scale_1200









Предполагается, что в этих домашних сочинениях ученики должны учесть ошибки и недочёты предыдущих сочинений.

                Таким образом, в результате работы на уроке ученики должны осознать важную роль чтения в духовном становлении личности, прийти к пониманию того, что любой текст, "созданный нами, - это отражение не только уровня речевого развития, но и особенностей личности"


Урок 8 "Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства"


                Данный урок является продолжением предыдущего, где ученики должны были прийти к выводу о том, художественная литература оставила немало образцов великолепных русских пейзажей. На этом  уроке ребята должны осознать роль изобразительно-выразительных средств в стихотворных пейзажных текстах. Следует отметить, что умение работать с метафорами - переносным значением слова - занимает важное место в ряду умений смыслового чтения.

                Вначале скажем ученикам, что часто поэты и писатели пользуются ассоциативными приёмами  для создания пейзажных зарисовок, они могут связать, казалось бы, далёкие понятия, в результате чего и возникают метафоры, обладающие большой изобразительной силой. Попросим учеников подобрать ассоциации к словам:


Нож

Сталь

Спицы

Скорлупа

Луковица

               

Обратимся к отрывкам 1 и 3 из стихотворений Д.Самойлова из упр. 34:



1) Вдруг становится хорошо,

Отчего – не поймешь.

Как точильное колесо,

Точит солнышко нож.

 

 

Узкий ножик весны,

Ее синюю сталь.

С этим звуком и мы

Устремляемся вдаль. <...>


2) Рассвет в огромном дереве —

Словно гнездо жар-птицы.

Солнцеобразно вделаны

В него большие спицы.

 

 

Весенний день высиживается

Золотой, как луковица.

И быстро солнце рыжее

Из скорлупы вылупливается.



Как можно озаглавить эти отрывки, какие пейзажные зарисовки здесь представлены? В распоряжении поэта как художника - безграничное море слов, причём часто поэт переосмысляет прямое значение, чтобы воздействовать на мысли и чувства читателя.  Попросим выписать метафоры, эпитеты и сравнения:



«Вдруг становится хорошо…»

«Рассвет в огромном дереве…»

Метафоры

Точит нож

Узкий ножик весны

синяя сталь

Спицы

Из скорлупы вылупив

День высиживается

Сравнения

Как точильное колесо

Словно гнездо жар-птицы

Как луковица

Эпитеты

Узкий (ножик)

Синяя (сталь)

Солнцеобразно (вделаны)

Золотой (день)

Рыжее (солнце)


                Может быть, такое разделение на виды тропов затруднит анализ, потому что образы, созданные поэтом, очень целостны. Тем не менее, это задание тренирует умение узнавать выразительные средства, к тому же, выписанные ключевые выражения помогут пристальнее обратить на них внимание и осмыслить выбранные поэтом слова, создающие образ весны, оценить оригинальность этих образов и связать их с первоначальными ассоциациями, появившимися у учащихся.

                Вторая половина урока посвящена работе с текстом В.Ганичева из упр.36 – он органично продолжает тему урока:


                «И вот едем мы вдоль русской дороги... Зелёные околыши леса то тут, то там ограничивали желтеющие нивы, заваленные соломой. Саша, наш безотказный водитель, вставляет диск песен Татьяны Петровой, и мы как бы отделяемся от мира:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

                И сердце почему-то сжимается, душа наполняется светлой грустью и пульсирующей вдалеке тревогой. А ведь слова простые, понятные, не вычурные. Почему они вызывают ощущуение детской и юношеской радости и надежды, ожидаемых перемен? Не раз был свидетелем того, что у тех, кто овладевает русским языком, это стихотоврение вызывает восторг. Слушал его в дикой тайге, в многомиллионном Каире, от усердного японца и немного надменного немца. Магия какая-то в этих гармоничных строчках, что ли? Помню как на Московском фестивалевсем улыбающийся негр с радостью сообщил: «Я говорю по-русски!» В подтверждение спрашивал: «Знаете «Белеет парус»?» И, не обращая внимания на нашу снисходительную улыбку, декламировал, а в конце развёл руки и с удивлением и даже укором воскликнул: «Увы! – и после паузы, несколько озадаченно, глядя на нас закончил: - Он счастия не ищет. И не от счастия бежит!»

Мы пожали ему руки. Молодец!

А тут, в центре Руси, лермонтовские стихи, голос певицы связали нас с берёзовыми рощами, взметнувшимися вверх соснами, бугристыми полями... И что за радость, когда песня, слова её, мелодия сливались с проносящимися мимо окон лучами, вонзались в облака, возвращались оттуда светлым дождичком. Тут соединилась песня и природа, лес хороводил, колосья разворачивались к песенному звуку, как к свету. И вместе вливались в мир России. Вот, наверное, представляется она, Россия, в этом сочетании цвета, света, природы и звука»


Данный текст хорошо структурирован: в первом абзаце заявлена тема, во втором-третьем – проблема, в четвертом – авторская позиция. Предложим ученикам этот алгоритм для анализа текста, который может пригодиться на ЕГЭ и попросим их выделить тезисы в каждом абзаце. В результате может получиться следующая запись:

Тема

Слушая песню на стихи Лермонтова во время пути «мы как бы отделяемся от мира»

Проблема

Почему это простое стихотворение производит магическое действие не только на русских, но и на иностранцев?

Авторская позиция

Большая радость охватывает от слияния слов, музыки и природы


Урок показывает роль особого воздействия поэзии на читателя, побуждает обращаться как известным, так и незнакомым стихотворениям и поэтам.


Урок 14 «Текст как речевое произведение»


Начать урок можно с повторения сведений о тексте и понятиях, с ним связанных – теме, основной мысли, ключевых словах, микротеме, абзаце, композиции (зачин – развитие мысли – концовка), авторской позиции и средствах её выражения (лексических и грамматических). Можно дать  задание найти соответствие между терминами и определениями:


Тема

организация и структурная упорядоченность текста, которая отражает расположение, соотношение и взаимосвязь его частей

Основная мысль

(авторская позиция)

Единица членения текста, состоящая  из одного или нескольких предложений и выделяющаяся графически (отступом)

Ключевые слова

То, о чём говорится в тексте

Микротема

Отношение автора к предмету речи, его оценка героя, события и т.п.

Абзац

Наименьшая составная общей темы

Композиция

опорные «частицы» текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего текста и располагаются в определённом порядке

               

Найдём и выпишем признаки текста из параграфа учебника (с.72): связность, единство, целостность, завершённость.

Обратимся к упр.53, в котором дан фрагмент статьи филолога С.Бочарова, показывающий связь между текстом и тканью:


Поэт сказал: “Люблю появление ткани…”. Он это сказал о творчестве, о своей поэзии. И он назвал слово, которым хочется дорожить, занимаясь литературным текстом. Собственно, текст и ткань — это то же самое, этимология та же, но ткань имеет то преимущество, что это слово не терминологическое, это не термин, слово более свободное, больше метафора. Можно литературный текст читать по-разному. Можно именно ткань читать, ее осязать и словно ощупывать, как реальную материальную ткань.

“Евгений Онегин” ... Он нас провоцирует погадать, что будет с его героями после того, как Пушкин твердо поставил под последней главой: “Конец”. Пушкин многое для него замышлял, вплоть до того, что, возможно, Онегин пойдет в декабристы ... Все это осталось за бортом романа.

Пушкин замкнул роман на любовной истории и образовал тем самым русский тип романа, в котором в рамках любовной истории столько всего вмещается общеисторического, политического и чего угодно. И если искать ключевые точки в ткани онегинского романа, то их нашел Ю.Н. Чумаков, лучший сегодня наш пушкинист — он связал два места из текста романа в стихах, из третьей главы и из главы осьмой, из финала, из двух кульминаций, речи его перед нею и речи ее перед ним: “И как огнем обожжена, Остановилася она” — “Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен”. Вспышка молнии и удар грома — одна гроза растянулась между ними на годы и на весь текст романа. Две точки в огромном тексте надо было связать и словно восставить радугу над романом — радугу уже после грозы. В обоих случаях они под этой радугой остановились, застыли. Время между ними застыло, как вечность, сохраняя для нас в поэтической этой вечности, вопреки несчастному сюжету, красоту их отношений, поверх их взаимных ошибок и наших привычных к ним моральных претензий. Такое красивое созерцание Чумакова — а в принципах автора красота анализа — это свидетельство об истинности его. Пример той ниточки, за которую в ткани можем мы потянуть, чтобы найти к этой ткани ключ.

“Евгений Онегин” с открытым финалом, позволяющим строить предположения. Ю. Лотман писал, что его завершает активность читателей, они додумывают финал и без этого не могут с “Онегиным” примириться.


Запишем фразу из учебника: «Один из признаков хорошего текста – это то, что в нём очень часто «конец гармонирует с началом».  Покажем на примере текста Б.Львова-Анохина об О.Дале эту гармонию (упр.54 – задание 1 и упр.55):


(Начало): «Олег Даль писал в дневнике: «Как стать единственным? Где неповторимость? В чем она?»

(Конец): «В его пленительном изяществе таилась властная, почти жестокая сила, что и делало его единственным, неповторимым»


На дом можно дать задание, проанализировав несколько начал и финалов прочитанных художественных произведений  подтвердить или оспорить мысль: «Один из признаков хорошего текста – это то, что в нём очень часто «конец гармонирует с началом».

Исследовательская работа – хороший приём для развития интереса к чтению.


Урок 36 «Особенности поэтического текста»


В начале урока спросим учеников: Какой текст – прозаический или стихотворный - анализировать легче и почему? Для ответа на вопрос предложим  использовать теоретический материал п.10 на с.149


«Анализировать язык поэтических произведений на уроках – задача самая сложная: надо выполнить такие задания, чтобы наблюдения над тем, как «живут» в стихотворении фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства языка, не были просто упражнениями по фонетике, лексике, грамматике...

Ещё в 20-е годы прошлого века М.М.Бахтин писал: «Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности...»


Далее читаем текст Н.Банникова из упр.111, в котором описываются черты творчества некоторых поэтов. А потом предложим закрыть текст и определить, чьи стихи так характеризуются:

  •  Лишены «эмоциональных эффектов и узоров», обнажены «в своей рассудочности и интеллектуальности», «архаическая лексика придаёт … особую, торжественную мощь и упругость»
  • «сверкающий старинными красками, словно старинная плотная парча, весомый и зримый, меднокованый стих»
  • «разгульный, стремительный темп стиха», «звучный, играющий, смелый», «лихость» и «хмельное буйство выражений»
  • «воздушные строфы», «нежная арфическая мелодия», «переливающиеся мягкие полутона и оттенки»


Действительно ли это так? Попробуем определить, кому из вышеназванных поэтов принадлежат следующие стихотворения:


1) Желанье счастия в меня вдохнули боги;

 Я требовал его от неба и земли

И вслед за призраком, манящим издали,

Жизнь перешёл до полдороги;

Но прихотям судьбы я боле не служу:

Счастливый отдыхом, на счастие похожим,

Отныне с рубежа на поприще гляжу

И скромно кланяюсь прохожим.


2) Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой.
Ты помнишь ли, как под горою,
Осеребряемый росою,
Белелся луч вечернею порою
И тишина слетала в лес
С небес?
Ты помнишь ли наш пруд спокойный,
И тень от ив в час полдня знойный,
И над водой от стада гул нестройный,
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?
Там на заре пичужка пела;
Даль озарялась и светлела;
Туда, туда душа моя летела:
Казалось сердцу и очам -
Все там!..


3) Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей:

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь - и в поле

Бурноногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черну гриву распустил.


4) Умолкни, чернь непросвещенна,

Слепые света мудрецы!

Небесна истина, священна!

Твою мне тайну ты прорцы.

Вещай: я буду ли жить вечно?

Бессмертна ли душа моя?

Се слово мне гремит предвечно:

Жив Бог!— Жива душа твоя!




1 – Баратынский                           2 – Жуковский                                3 – Языков                         4 - Державин


Прочитаем отрывки из статьи Н.Рубцова (упр.112) Определим круг проблем, поднимаемых автором, и его авторскую позицию:

«Вообще, надо сказать о том, что плодотворный путь поэзии один: через личное к общему, т. е. путь через личные, глубоко индивидуальные переживания, настроения, раздумья. Совершенно необходимо только, чтобы все это личное по природе своей было общественно масштабным, характерным. Это значит, что переживания должны быть действительно глубокими, мысли – действительно яркими. Только на этой почве произрастают цветы поэзии. К сожалению, они, как подснежники, еще бывают занесены холодным снегом декларативности, рационализма, юродства разной масти. И надо, видимо, хорошенько разбираться в сложнейших явлениях литературы, чтобы не потерять, как говорится, свою голову.

Поэтами не являются те авторы, которые создают в стихах абстрактные понятия и образы прекрасного. Поэты - носители и выразители поэзии, существующей в самой жизни - в чувствах, мыслях, настроениях людей, в картинах природы и бытия. Достаточно порой просто хорошо чувствовать и понимать поэзию (коротко говоря, прекрасное) в сложных явлениях жизни, в сложном поведении людей, чтобы определить поэта, встретившись с ним и еще не зная его стихов.


                На дом ученики получают задание теперь уже самим сделать подборку стихов для своих одноклассников, чтобы они определили, перу какого поэта они принадлежат. Поэты должны быть хорошо знакомы ученикам, а вот стихи – нет. Подобное задание побуждает обращаться к внепрограммным стихотворениям, расширяет читательский кругозор.


                Ещё одно задание, которое очень плодотворно при  изучении поэзии, - восстановление поэтического текста. Например, в стихотворении пропущены эпитеты или рифмующиеся слова, ученики сначала пытаются восстановить текст сами, а затем сравнивают с авторским вариантом и объяснить выбор поэта:

Есть в осени первоначальной

короткая, но …                                             пора —

Весь день стоит как бы ….,

И ….                                вечера.

Где …          серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины …           волос

Блестит на …               борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется ….           и ….        лазурь

На ….                             поле.

Следует отметить, что старшеклассники плохо помнят даже хрестоматийные произведения и вдруг «открывают» для себя их заново. Неслучайно С.Я.Маршак сказал, что хороший читатель – это перечитыватель.

Задание носит игровой характер и нравится ученикам. Его можно дать в классе, а на дом – найти оригинал стихотворения и поработать с ним.


Урок 38 «Диалог с текстом»


Согласно концепции учебников Т.М.Пахновой, диалог с текстом – это стремление понять замысел автора, не навязывая ему себя, своего взгляда. Этика филологии учит культуре общения с текстом, с другими людьми, учит самопознанию, приобщает к культуре в широком понимании этого слова. При диалоге с текстом читатель предугадывает конец фразы.

На уроке обратимся к отрывку из статьи Ю.М.Лотмана «Пушкин притягивает, как сама жизнь» (упр.140) и прочитаем его, ведя диалог с филологом :


 Одна из замечательных особенностей Пушкина - способность __________________________________________(находиться с нами в состоянии диалога). Вы можете сказать: как же так? Его книги напечатаны, страницы зафиксированы, буквы сдвинуть с места нельзя. А меж тем система, которую Пушкин создал и запустил в мир, - это динамическая структура, она накапливает смысл, она умнеет, она заставляет нас _________________ (умнеть), она отвечает нам на те вопросы, которых _____________________________________________(Пушкин не мог знать). Эта система - сам поэт.

Гений отличается от других одаренных людей высокой степенью _______________________________________(непредсказуемости). Это свойство гениальности в высшей степени присуще Пушкину. Из-за его ранней гибели, трагических обстоятельств обрыва его творчества, невозможно представить, что бы он мог сделать, если бы ____________________________________________(прошёл по жизни ещё шаг, два, десять)_... Очень интересно, что его друг Баратынский, сам гениальный поэт, после гибели Пушкина получивший доступ к его рукописям, пишет о них своей жене поразительные слова: "Они отличаются - ты не поверишь! - глубиной". И дальше замечательная фраза: "Он только созревал".

Что это значит? Совсем не то, что он был незрел до этого, а то, что пришла вторая, третья - новая зрелость. Это тоже одна из особенностей Пушкина – обретать ________________________________________(новую зрелость). В очень тяжёлую для себя минуту, когда умер А.А.Дельвиг - единственный близкий друг из лицеистов (два других были в Сибири), он пишет П.А.Плетневу: "Но жизнь все ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев: новые созреют нам друзья;... мы будем старые хрычи, жёны наши - старые хрычовки, а детки будут славные; молодые; веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо". Эти строки говорят о том, какой необыкновенной силой _________________________(жизни) обладал сам поэт.

Пушкин притягивает нас, как сама жизнь. Он способен подняться до понимания поэзии болезни, помогая её пережить:

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра - нет.

Под этими строками мог подписаться любой декадент. Но у Пушкина в этих строках притягивает здоровье в интонации. … У Пушкина интонация не болезни, у него сила принятия болезни как формы жизни, принятие жизни и в её трагических проявлениях. Эта как бы сопричастность здоровью - тоже _____________________________________________________________________________________(поразительное свойство Пушкина)


Урок 42 «Культура как совокупность текстов»


Этот урок проводился мною как открытый, к нему есть технологическая карта, презентация, раздаточный материал (ссылка дана ниже). Особенности урока в том, что произведения искусства побуждают учеников обращаться к художественным текстам и искать в них общее в изображении человеческих характеров. А иногда картину трудно понять, не зная художественного произведения. Всё это приобщает учеников к чтению.  

https://урок.рф/library/urok_russkogo_yazika_v_10_klasse_kultura_kak_sovo_120346.html

Подводя итоги своей работы по учебникам Т.М.Пахновой в старших классах ещё раз подчеркну приёмы, которые способны мотивировать учащихся к чтению.


1) Работа с филологическими текстами, «текстами о текстах» помогает увидеть новое в знакомом, побуждает обратиться к творчеству писателя, которому посвящён филологический текст, потому что живо написанный литературоведческий или филологический текст также способен эстетически воздействовать.

2) Работа с произведениями искусства, в первую очередь, - с  живописью, иллюстрациями реализует принцип наглядности, способствует мотивации к чтению, ведь книги для детей должны быть с картинками. Про это не стоит забывать  в подростковом, и в старшем школьном возрасте.

3) Интерес к поэзии следует развивать при помощи специальных приёмов (подбор ассоциаций, восстановление текста, определение авторства и др.) Причём, художественное произведение должно звучать вслух  - только тогда у учеников появится желание читать.

4)  Приём диалога с текстом заставляет внимательно относиться к прочитанному. Только при условии хорошего анализа произведения у учеников возникает устойчивая мотивация к чтению. Мы любим то, что мы понимаем или то, что мы уже хорошо знаем.

5) Проектные, творческие и исследовательские задания к художественным произведениям, безусловно, способствуют развитию читательского интереса, потому что в ребёнке заложено стремление к познанию и творчеству.



Использованная литература


  1. Збарский, И. С. Внеклассная работа по литературе (IV–VIII) : пособие для учителя / И. С. Збарский, В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 1980. – 208 с.
  2. Пахнова Т.М. «Русский   язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2016г.
  3. Пахнова Т.М. «Русский   язык и литература. Русский язык. 11 класс. Базовый уровень»  -  М.: Дрофа, 2018г.


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Никитина Людмила Анатолиевна, 09.11.19 в 16:36 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, за умный и глубокий материал!
Стригачева Татьяна Николаевна, 10.11.19 в 09:15 1 Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Людмила Анатолиевна! Это только небольшая часть из её учебников. Есть у неё и отдельные дидактические пособия. Коллега рассказывала, что даже её муж однажды зачитался её дидактическим пособием - настолько ему понравилась подборка представленных текстов.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 09.11.19 в 17:31 0 Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, большое спасибо за Вашу работу! У Пахновой очень хороший материал по развитию речи, я и раньше пользовалась её пособиями.
Стригачева Татьяна Николаевна, 10.11.19 в 09:21 0 Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Наталья Юрьевна! Пространство культуры - это то, чего так не хватает современным школьникам. Вдвойне приятно, когда на детей учебник тоже производит впечатление и они сами желают погрузиться в это пространство культуры. Но не все, к сожалению. И далеко не каждый педагог согласится работать по УМК Пахновой, ведь там совершенно непривычная система работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.