12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семяшкина Ирина Васильевна73357
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М. Монтень)
Россия, Коми респ., Ижемский район, п.Щельяюр
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
48

Урок «Умножение десятичных дробей»



Умножение десятичных дробей.

 

 

Аудитория: 5 класс

Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна

 Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Предмет: математика

Тип урока

Интегрированный урок

Цель урока

Сформировать навыки умножения десятичных дробей.

Задачи урока

Образовательные:

закрепить умения умножения десятичных дробей.

Развивающие:

сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Повторение пройденного материала

Самостоятельная работа в парах.

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Методы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по изучаемой теме,

использовать полученные знания при решении конкретных практических задач.

Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть.

В начале нашего урока давайте вспомним, что мы изучаем последние несколько тем? (десятичные дроби)

Что мы уже умеем с ними делать? (складывать, вычитать, сравнивать, округлять, умножать)

Хорошо. Целью нашего сегодня урока будет повторить и закрепить умножение десятичных дробей.

Кто готов сейчас нам сказать правило умножения десятичных дробей? (ученики отвечают).

Давайте повторим эти правила на примерах. Задание на доске.


Сегодня урок у нас пройдет необычно. Мы будем говорить не только о математических понятиях. А о чем сейчас узнаем… У Вас на столах листочки. Найдите, о чем ещё мы будем говорить на уроке. (Приложение 1)

 

 

Ребята, для чего нужна Красная книга? Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных.  Для того, чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.

В Республике Коми работа, направленная на сохранение редких видов, ведется с 80-х годов. Первая Красная книга РК была издана в 1998 году. Периодичность издания Красной книги РК один раз в десять лет. Структура второго издания Красной книги РК в целом соответствует структуре Красной книги РФ. В ней использованы те же критерии статуса редкости видов.

0 – вероятно исчезнувшие. То есть это те виды или подвиды, которые ранее находились на территории РК.

– находящиеся под угрозой;

2– сокращаются в численности;

3 – редкие. Виды или подвиды с естественно низкой численностью, распространенные на ограниченной территории.

4 – неопределенные по статусу. Нет достаточных сведений об их состоянии в природе.

5 – восстановленные и восстанавливающиеся.

Первое издание вышло в 1998 году и включало 611 видов растений, грибов и животных (в том числе 240 — сосудистых растений, 154 — мохообразных, 32 — грибов, 78 — лишайников, 53 — беспозвоночных животных, 5 — рыб, 1 — амфибий, 3 — рептилий, 34 — птиц и 11 — млекопитающих).

Второе издание вышло в 2009 году и включает 535 видов растений, грибов и животных (в том числе 236 — сосудистых растений, 71 — мохообразных, 4 — водорослей, 42 — грибов, 82 — лишайников, 54 — беспозвоночных животных, 6 — рыб, 2 — амфибий, 33 — птиц и 5 — млекопитающих).


 

Ну, а теперь давайте путешествовать по страницам Красной книги Республики коми.

Работа в парах по карточкам. (Приложение 2)

 

Найдите значение выражения и вы узнаете какие виды животных и растений включены в Красную книгу Республики Коми.


 

Приложение 3 (презентация)

Европейская норка

 

 

Статус редкости вида в Красной книге – 1.

Предположительно, его местообитание сохранились только в бассейнах рек Вымь и Мезень, а также в низовьях Печоры.

Смертность определяется в основном низкой численностью объектов питания, ухудшение условий обитания (мелиорация, лесозаготовки), массовое браконьерство.

Барсук

 

 

В республике на протяжении длительного времени европей­ский барсук был запрещен к добыче. В целях снижения интен­сивности фактора беспокойства в местах обитания зверя сле­дует создать специализированные заказники, в которых строго регламентировать хозяйственную деятельность и регулировать рекреационную нагрузку. Вести борьбу с браконьерством. Статус редкости вида – 3.

Северный олень (дикий)

 

 

Сейчас общая численность оценивается в 3-3.5 тыс. Основное поголо­вье вида сосредоточено в пределах Тиманского кряжа, Приполярного Урала, в верховьях р. Печора. Главный фактор снижения численности – браконьерство.

Бурый ушан

 

 

Летучая мышь средних размеров. Длина тела и хвоста – 4-5 см, масса тела – 5,5-14 г. Общий тон окраски серовато-палевый или темно-бурый. Брюхо несколько светлее. Главной особенностью внешнего облика ушана являются длинные уши, достигающие в длину 3-4 см. Во время сна уши загнуты и сложены под крыльями, наружу торчат лишь козелки, давая животному рогатый облик. Крылья широкие и относительно короткие.

В настоящее время в Республике Коми известны три места его обитания:  деревня Канава (верхнее течение Вычегды), дер. Пачгино и пос. Якша (верхнее течение Печоры).

Максимальная продолжительность жизни – 13,5 лет.

В Республике Коми редкий вид. В Печоро-Илычском заповед­нике в уловах летучих мышей его доля составляет лишь 3.6%.

Лимитирующие факторы и угрозы – сплошные рубки леса, экстремально холодные зимы.

Принятые и необходимые меры охраны. Охраняется в Печоро-Илычском заповеднике. Сохранение лесных резерватов, создание заказников в местах обитания этого вида. Статус редкости вида – 2.

Бородатая неясыть

 

 

Краткое описание. Крупная сова, уступающая по размерам только филину. Масса тела самцов до 1.1, самок – до 1.9 кг. Окрас дымчато-серый с много­численными темными и светлыми пестринами. Характер­ные отличия – четкие концентрические круги на лицевом диске, желтые глаза и черная «борода» под клювом.

Распространение. В Республике Коми отмечена в бассейне Печоры. Места обитания и биология. Предпочитает гнездиться в хвойных лесах вблизи открытых пространств. Для гнездования используют гнезда хищ­ных птиц. Иногда гнездятся на торцах высоких березо­вых пней с выгнившей сердцевиной. В кладке обычно 5 яиц. Главная добыча бородатой неясыти – мелкие мышевидные зверьки, преимущественно серые и лесные полевки. Изредка ловит птиц (дятлы, рябчик), белок, ля­гушек. В голодные годы не размножается и ведет коче­вой образ жизни, широко перемещаясь в поисках корма на большие расстояния.

Численность на территории Республики Коми. Очень редка.

Факторы и угрозы. Малочисленность вида обусловлена низким уровнем вос­производства и высокой смертностью от различных при­чин (гибель от истощения, от других пернатых хищников, попадание в капканы).

Принятые и необходимые меры охраны. Гнездовые местообитания вида сохраняются в Печоро-Илычском заповеднике и комплексном заказнике «Седьюский». Необходимы повышение эффективности охраны этих территорий, пропаганда охраны вида среди местно населения. Статус редкости вида 2

Белая Сова

 

 

Крупная сова преимущественно чисто-белой окра­ски. У самок темные пестрины есть почти на всем опере­нии, у самцов голова и нижняя часть тела всегда белые, иногда совсем без пестрин. Масса тела – до 3 кг.

Распространение. Область гнездования охватывает тундры Северного по­лушария. В Республике Коми в некоторые годы гнездилась на территории Воркутинского района в подзоне кустарниковых тундр.

Лимитирующие факторы и угрозы. Естественным фактором, ограничивающим гнездовую плотность населения белой совы в тундре, является оби­лие леммингов. Испытывает значительный антропоген­ный пресс промысловой и любительской охоты. Извест­ны многочисленные факты гибели сов в капканах при отлове песцов. Специально отлавливается и отстреливается местными и приезжими охотниками на мясо и изготовления чучел.

Принятые и необходимые меры охраны. Охраняемая охотничьим законодательством птица. Необходимы усиление контроля соблюдения правил охоты и пропаганда охраны вида среди местного населения. Статус редкости вида – 2.

Серый журавль

 

 

Перья туловища серые, концы крыльев черные или черно- бурые. Затылок, горло и низ шеи черно-серые. Бока головы, спинная сторона шеи – белые. Клюв зеленовато-бурый, ноги черные, глаза красные или красно-бурые. Масса тела самок около 4.5-6, самцов – до 7 кг.

Распространение

В Республике Коми обитает в горной части Северного и Приполярного Урала.

Гнездящийся перелетный вид. Населяет болота на водоразде­лах, чаще отмечен в долинах рек и около озер, разреженных лесах, окаймляющих крупные озерно-болотные системы. Гнездовую территорию занимают через 10-15 дней после прилета – во время появления проталин. Брачные танцы наблюдаются сразу после прилета. Гнездо расположено на земле, выстлано маломощной (около 5 см) подстилкой из осоки, сухих веточек березы карликовой. В кладке обычно по 2 яйца. Питаются в основном растительными кормами: корневищами и стеблями осок, а также водно-болотными растениями; реже моллюсками. Ловят лягушек и ящериц, мышей, грызунов. В период уборки картофеля на полях использует в пищу мелкий картофель, червей и др. беспозвоночных животных.

Сапсан

 

 

У самца перья головы черноватые, спины – темно-сизые. «Усы», перья на щеках и позади глаз черные. Низ тела беловатый с каплевидными пятнами, на боках с сизоватым налетом и поперечными темными полосами. Самки имеют более темную окраску. Самочка крупнее чем у самец. Длина тела у сапсанов составляет 40-53 см.

республике Коми гнездится на западных склонах Северного и Приполярного Урала. В верховьях р. Печора встречается в течение всего бесснежного периода.

Из-за редкости птиц данный вопрос слабо изучен. В лесной зоне населяет разрежен­ные сосновые боры и ельники, чередующиеся с болотами; леса и луга в долинах рек в тундре. В Приуралье, горах Урала и в зоне тундры держится в основном на ска­лах, обрывистых берегах рек. Гнездится в основном на земле со слабой подстилкой или вовсе без нее. Кладка из 2 до 5 яиц. Насиживание длится 30-34 дня. Питается, добывая птиц (преимущественно во­робьиных, куликов, крачек, куропаток и уток).

Лимитирующие факторы и угрозы. Естественная динамика численности вида в пределах ареала. Длительные ливневые дожди, размывающие обрывистые бере­га, скальные ниши, уступы приводят к гибели кладок и птенцов. Анализ летнего питания птенцов и взрослых птиц показал, что кормовая база не является лимитирующим фактором в динами­ке численности сапсана. В качестве угрозы следует рассматри­вать браконьерство – отлов и вывоз молодых птиц за пределы Республики Коми на продажу.

Принятые и необходимые меры охраны. Необходимы: ужесточение законодательства для предотвра­щения браконьерского отлова и вывоза сапсана за пределы Ре­спублики Коми, усиление пропаганды охраны вида в СМИ; си­стематические исследования состояния популяций сапсана на подвидовом уровне. Статус редкости вида – 2.

 Сибирский хариус

Обладает невысоким прогонистым телом, покрытым чешуей среднего размера от темно-коричневого до оливково-зеленоватого цвета с желтоватым металлическим оттенком. На теле разбро­саны темные округлые пятна. Окраска плавников пестрая. Рот маленький, притупленный, за­дний край верхней челюсти находится на уровне середины гла­за. Длина тела достигает и даже превышает 50 см, масса-до 1.5-2 кг. В водоемах Республики Коми особи массой свыше 1.5 кг весьма редки.

Распространение.  В Республике населяет некоторые водоемы бассейнов рек Кара и Печора.

Места обитания и биология. Населяет преимущественно мелководные участки горных и полу­торных рек с очень быстрым течением, а также горные озера. В летнее время держится преимущественно на перекатах и порогах рек, осенью концентрируется в ямах и плесах. Совершает местные сезонные миграции. Рацион питания исключительно разнообразен, однако доминируют личинки поденок, ручейников, веснянок и рыба. Высока встречаемость в питании наземных на­секомых, крупных личинок двукрылых.

Лимитирующие факторы и угрозы. Популяции сибирского хариуса в реках Кара и Кожым продолжают сокращаться из-за браконьерского лова. Принятые и необходимые меры охраны. Большинство водоемов, в которых обитает сибирский хариус включено в состав Национального парка «Югыд ва». На всей территории республики проводятся месячники по охране весененерестующих рыб. Назрела необходимость выделения заказников республиканского значения для охраны сибирского хариуса и в верховьях р. Кара. Важным условием сохранения сибирского хариуса и других ценных видов рыб уральских водоемов представляется создание для местного населения экономических альтернатив браконьерства.

Нельма

 

 

Рыба крупная весом  до 20 кг, тело удлиненное щуковидное, сжатое с боков. Окраска на спине от темно-зеленого до светло-коричневого. Чешуя крупная. Рот большой. Нижняя челюсть заметно выступает в перед и загибается вверх. На челюстях мелкие зубы.

Распространение.  В водотоках РК распространена широко. Обитает в реках: Вымь, Мезень, Сысола, Вишера, Печора.

Места обитания и биология. Возраст до 18 лет, длина 108 см, масса – 16,5 кг. Нерестится на перекатах с галечным дном. Питается низшими и высшими ракообразными, беспозвоночными, мелкой рыбой. Хищник.

Лимитирующие факторы и угрозы. Загрязнение рек и водоемов. Браконьерство.

Купальница

 

 

Многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и шнуровидными корнями. Стебель простой голый, высотой 40-60 см. Нижние сте­блевые листья с короткими черешками, верхние – сидячие. Цветки шаровидные, 3-5 см в диаметре, полуот­крытые, желто-оранжевые или желтые.

Распространение. Республике Коми: Полярный Урал. Необхо­димо изучение распространения вида.

Места обитания и биология. Ивняковые травяно-осоковые тундры, горные луга, травяные редколесья. Насекомоопыляемое растение. Размножение семенное. Цветет в июле, плодоносит в ав­густе.

Лимитирующие факторы и угрозы. Узкий ареал, малочисленность популяций, нарушение мес­тообитаний при строительстве, прокладке линейных соору­жений, разработке полезных ископаемых, сбор на букеты, рекреация и туризм.

Принятые и необходимые меры охраны. Необходимы изучение биологии вида, мониторинг популя­ций, организация охраняемых территорий в местах произ­растания, запрет сбора на букеты, введение в культуру как декоративного растения.

Статус редкости вида – 4.


 

Гусиный лук ненецкий

 

 

Травянистое многолетнее растение с двумя луковицами. Стебель высотой 7-15 см, тонкий, гладкий. Соцветие из 1-4 цветков на длинных, почти равных, голых цветоножках. Цветы желтые, снаружи зеленовато- желтые.

Распространение. В Республике Коми известен ряд местонахождений с территории Полярного Урала и Приуралья.

Места обитания и биология. В горах Полярного и Приполярного Урала встречается по берегам ручьев, у выходов ключей, в лиственничных редко­лесьях, вдоль  речных долин, березовых редколесьях. Эфемер, цветет рано весной.

Лимитирующие факторы и угрозы. Эндемичность вида, т.е. растет там где ему нравится.

Принятые и необходимые меры охраны. Охраняется в заповедниках.

Статус редкости  вида – 3.


 

Подведем итоги урока. Вспомните, какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы их? Зачем нам нужны десятичные дроби? Где они в жизни нам встречаются?

У Вас на столах также есть три цветных листочка. Поднимите зелёный, если у Вас всё получилось на уроке и Вам всё понятно. Поднимите жёлтый, если у Вас ещё возникают проблемы с вычислением, но повторение всё исправит. И поднимите красный листочек те, у кого ничего не получается и возникли большие трудности с вычислением.

Спасибо за урок!
приложение 1
DOCX / 351.32 Кб

приложение 2
DOCX / 31.61 Кб

приложение 3
PPTX / 1.36 Мб

 

Используемые ресурсы:

http://unkomi.ru/zelenye-stranicy/krasnaya-kniga/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (18)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.19 в 20:17 8Ответить Пожаловаться
Необычный интегрированный урок!!! Ирина Васильевна, как у Вас получилось здорово совместить математику с фауной и флорой из Красной книги родного края!!! Очень понравился материал!!!
Семяшкина Ирина Васильевна, 21.03.19 в 20:46 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к моей работе, Светлана Анатольевна!
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.19 в 20:49 5Ответить Пожаловаться
Вам Спасибо за отличную работу, Ирина Васильевна!!!
Овчинникова Ольга Николаевна, 21.03.19 в 20:40 6Ответить Пожаловаться
Урок очень интересный! Межпредметные связи математики с природоведением и экологией родного края имеют большое воспитательное значение. Думаю, что ваши ученики будут бережно относиться к природе. Спасибо за материал!
Семяшкина Ирина Васильевна, 21.03.19 в 20:46 5Ответить Пожаловаться
Ольга Николаевна! Очень приятно, что Вы оценили мою работу и идею урока.
Латышева Надежда Леонидовна, 21.03.19 в 22:55 6Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ирина Васильевна! Очень интересно! Вы как всегда вдохновляете нас своим творчеством!
Семяшкина Ирина Васильевна, 22.03.19 в 00:06 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Леонидовна, что так высоко цените мою работу!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 22.03.19 в 04:49 6Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, молодец! Урок беру в копилочку!
Семяшкина Ирина Васильевна, 22.03.19 в 06:28 5Ответить Пожаловаться
Мне очень приятно Ваша высокая оценка моей работы, Наталия Алексеевна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.