Тема урока: «Употребление имен существительных в речи»
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени существительном, формировать умение правильно употреблять их в речи.
Задачи:
Образовательная: закрепить умение находить в тексте и использовать в речи имена существительные в переносном значении, расширить представления учащихся о выразительной роли имен существительных в речи; совершенствовать навыки работы над текстом;
Развивающая: обогатить словарный запас учащихся, создать условия для развития устной и письменной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку, поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознавать важность изучаемой темы;
осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности, находить способы решения поставленной цели; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.
Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, создавать собственные тексты, анализировать поэтические произведения.
Предметные:
развивать умение правильно употреблять имена существительные в речи;
повторить изученный материал о художественно-выразительных средствах языка;
совершенствовать умение анализировать тексты художественного стиля.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Используемая технология: информационные и коммуникационные технологии.
Формы работы обучающихся: работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой
Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
II. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- О какой части речи говорится в загадке? (Об имени существительном).
- Какую роль играет имя существительное в нашей речи? (Называет предметы, помогает точно выразить мысль).
- Но не только точность и ясность достигаются употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту. Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Как можно сформулировать тему? (Употребление имен существительных в речи)
- Для чего нужно изучать эту тему? (Ответы учащихся)
- Ребята, сегодняшняя тема очень важна. Мы должны научиться правильно употреблять существительные в речи, должны стараться, чтобы наша речь была богатой, образной и выразительной. Это вам пригодится и в будущем при написании сочинений, изложений и других творческих работ. Поэтому прошу быть очень внимательным и активным на уроке.
III. Проверка домашнего задания, повторение изученного.
Учитель: Сначала проверим домашнюю работу. Вы должны были подобрать сложные имена существительные для словарного диктанта. (Выбранный ученик проводит словарный диктант, второй - выходит к доске и пишет слова за доской. Остальные - у себя в тетрадях. Взаимопроверка, объяснение правила.
Нормы оценок на доске:
«5» - ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
«4» - допущено не более двух ошибок;
«3» - допущено 3-5 ошибок;
«2» - допущено более 5 ошибок.
(Учащиеся открывают виртуальную квест-игру «Приберись в комнате», выполняют 5 заданий по пройденной теме (после выполнения каждого задания узнают цифры кода) набирают полученный код – дверь открывается: задание выполнено). (6 мин)
IV. Актуализация знаний.
Стр.56, упр.137, выразительное чтение отрывка из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», обсуждение, письменное выполнение заданий:
- списать текст;
- установить, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными;
- определить общие морфологические признаки однородных членов предложения.
V. Изучение нового материала.
Учитель: Посмотрите на интерактивную доску: перед вами «облако понятий», изображение из слов, созданное в интерактивном сервисе Words Cloud.
- Что общего между этими словами? Что их связывает? (Синоним, антоним, омоним, сравнение, олицетворение, метафора- это выразительно-изобразительные средства).
- Для чего они нужны? (Они придают речи выразительность и красоту).
- Объясните значение этих понятий.
Ученики:
Работа со словарями:
Синонимы – близкие по значению слова. Большой, крупный, немаленький…
Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой.
Задание 1. К существительному доброта подберите синонимы и антонимы (упр.141). Игра «Кто больше?»
Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова: лук (овощ) – лук (ручное оружие).
Задание 2. Выполните упр. 139, найдите омонимы, объясните их значение.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Олцетворение – художественный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Ветер злится.
Сравнение – художественный прием, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Дорога, как змеиный хвост,…(А.Пушкин)
Метафора – образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов: подошва горы, костер рябины красной.
Задание 3. Выполните упр. 144.
- Спишите предложения, найдите сравнения и метафоры. Сделайте вывод о роли имен существительных в создании метафор и сравнений.
- Объясните лексическое значение слова чертополох.
VI. Закрепление изученного.
Работа с текстом. Комплексный анализ текста по плану.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Закружилась листва золотая». (Включается презентация с изображениями портрета С.Есенина и осенней природы)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
1) Устные ответы на вопросы:
- О чем это стихотворение? (Стихотворение об осени, но в нем рисуется не только осенний пейзаж, но и состояние души человека).
- В каком состоянии находится автор? (Автор восхищается красотой природы, он влюблен в этот вечер, душа его испытывает умиротворение, но в то же время и беспокойство, тоску).
- Что придает стихотворению легкость и красоту? (Автор создает необыкновенные образы, использует красочные обороты, художественно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафору и сравнения).
2) Письменный анализ текста по плану. (Учащиеся заполняют Лист ответа)
1. Тема текста.
2. Основная мысль текста.
3. Незнакомые слова и их значения.
4. Количество имен существительных в тексте.
5. Роль имен существительных в тексте.
6. Художественно – выразительные средства:
А) Сравнение (примеры)
Б) Метафора (примеры)
7. Вывод (мое отношение к стихотворению)
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение – описание на тему «Осенний лист», используя сравнение, метафору и другие художественные приемы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились?
- Справились ли вы с задачей урока?
- Все ли у вас получилось? Какие трудности возникли?
- Довольны ли вы результатом? Какую оценку за урок вы бы себе поставили? Оформите Лист самооценки.
Учитель: Спасибо, мне было интересно с вами работать. До следующего урока.
Лист ответа
Письменный анализ стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая»
Ф.И. ученика______________________________________________________________
Тема текста__________________________________________________________
____________________________________________________________________
Основная мысль текста_________________________________________________
_____________________________________________________________________
Незнакомые слова и их значения_________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Количество имен существительных в тексте_______________________________
Роль имен существительных в тексте_____________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Художественно – выразительные средства:_________________________________
А) Сравнение (примеры)_________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Б) Метафора (примеры)_________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Вывод (мое отношение к стихотворению)__________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуальный лист самооценки
Хорошо ли ты понял(а) тему? Нарисуй человечка на том ступени, на которой ты находишься.
Ф.И. ученика______________________________________________________________
Худякова Светлана Викторовна