12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Светлана Ивановна2327
Люблю свою работу
Россия, Коми респ., Усинск
Материал размещён в группе «Занимательный русский язык»

Тема урока: «Употребление имен существительных в речи»

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени существительном, формировать умение правильно употреблять их в речи.

Задачи:

Образовательная: закрепить умение находить в тексте и использовать в речи имена существительные в переносном значении, расширить представления учащихся о выразительной роли имен существительных в речи; совершенствовать навыки работы над текстом;

Развивающая: обогатить словарный запас учащихся, создать условия для развития устной и письменной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения;

Воспитывающая:  прививать интерес к русскому языку, поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознавать важность изучаемой темы;

осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности, находить способы решения поставленной цели; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.

Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, создавать собственные тексты, анализировать поэтические произведения.

Предметные:

развивать умение правильно употреблять имена существительные в речи;

повторить изученный материал о художественно-выразительных средствах языка;

совершенствовать умение анализировать тексты художественного стиля.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Используемая технология: информационные и коммуникационные технологии.

Формы работы обучающихся: работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой

Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

II. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- О какой части речи говорится в загадке? (Об имени существительном).

- Какую роль играет имя существительное в нашей речи? (Называет предметы, помогает точно выразить мысль).

- Но не только точность и ясность достигаются употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту. Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Как можно сформулировать тему? (Употребление имен существительных в речи)

- Для чего нужно изучать эту тему? (Ответы учащихся)

- Ребята, сегодняшняя тема очень важна. Мы должны научиться правильно употреблять существительные в речи, должны стараться, чтобы наша речь была богатой, образной и выразительной. Это вам пригодится и в будущем при написании сочинений, изложений и других творческих работ. Поэтому прошу быть очень внимательным и активным на уроке.


III. Проверка домашнего задания, повторение изученного.

Учитель: Сначала проверим домашнюю работу. Вы должны были подобрать сложные имена существительные для словарного диктанта. (Выбранный ученик проводит словарный диктант, второй - выходит к доске и пишет слова за доской. Остальные - у себя в тетрадях. Взаимопроверка, объяснение правила.

Нормы оценок на доске:

«5» - ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

«4» - допущено не более двух ошибок;

«3» - допущено 3-5 ошибок;

«2» - допущено более 5 ошибок.


2) Повторение изученного Веб-квест «Правописание сложных имен существительных» (игра «Приберись в комнате» https://www.Learnis.ru/217422/).

(Учащиеся открывают виртуальную квест-игру «Приберись в комнате», выполняют 5 заданий по пройденной теме (после выполнения каждого задания узнают цифры кода) набирают полученный код – дверь открывается: задание выполнено). (6 мин)


IV. Актуализация знаний.

Стр.56, упр.137, выразительное чтение отрывка из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», обсуждение, письменное выполнение заданий:

- списать текст;

- установить, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными;

- определить общие морфологические признаки однородных членов предложения.


V. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите на интерактивную доску: перед вами «облако понятий», изображение из слов, созданное в интерактивном сервисе Words Cloud.

- Что общего между этими словами? Что их связывает? (Синоним, антоним, омоним, сравнение, олицетворение, метафора- это выразительно-изобразительные средства).

- Для чего они нужны? (Они придают речи выразительность и красоту).

- Объясните значение этих понятий.


t1636086898aa.pngУченики:

Работа со словарями:

Синонимы – близкие по значению слова. Большой, крупный, немаленький…

Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой.

Задание 1. К существительному доброта подберите синонимы и антонимы (упр.141). Игра «Кто больше?»

Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова: лук (овощ) – лук (ручное оружие).

Задание 2. Выполните упр. 139, найдите омонимы, объясните их значение.


Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Олцетворение – художественный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Ветер злится.

Сравнение – художественный прием, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Дорога, как змеиный хвост,…(А.Пушкин)

Метафора – образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов: подошва горы, костер рябины красной.

Задание 3. Выполните упр. 144.

- Спишите предложения, найдите сравнения и метафоры. Сделайте вывод о роли имен существительных в создании метафор и сравнений.

- Объясните лексическое значение слова чертополох.


VI. Закрепление изученного.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста по плану.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Закружилась листва золотая». (Включается презентация с изображениями портрета С.Есенина и осенней природы)



Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

1) Устные ответы на вопросы:

- О чем это стихотворение? (Стихотворение об осени, но в нем рисуется не только осенний пейзаж, но и состояние души человека).

- В каком состоянии находится автор? (Автор восхищается красотой природы, он влюблен в этот вечер, душа его испытывает умиротворение, но в то же время и беспокойство, тоску).

- Что придает стихотворению легкость и красоту? (Автор создает необыкновенные образы, использует красочные обороты, художественно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафору и сравнения).

2) Письменный анализ текста по плану. (Учащиеся заполняют Лист ответа)

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Незнакомые слова и их значения.

4. Количество имен существительных в тексте.

5. Роль имен существительных в тексте.

6. Художественно – выразительные средства:

А) Сравнение (примеры)

Б) Метафора (примеры)

7. Вывод (мое отношение к стихотворению)


VII. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание на тему «Осенний лист», используя сравнение, метафору и другие художественные приемы.


VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

- Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

- Справились ли вы с задачей урока?

- Все ли у вас получилось? Какие трудности возникли?

- Довольны ли вы результатом? Какую оценку за урок вы бы себе поставили? Оформите Лист самооценки.


Учитель: Спасибо, мне было интересно с вами работать. До следующего урока.




Лист ответа

Письменный анализ стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая»

Ф.И. ученика______________________________________________________________


Тема текста__________________________________________________________

____________________________________________________________________

Основная мысль текста_________________________________________________

_____________________________________________________________________

Незнакомые слова и их значения_________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Количество имен существительных в тексте_______________________________

Роль имен существительных в тексте_____________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Художественно – выразительные средства:_________________________________

А) Сравнение (примеры)_________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б) Метафора (примеры)_________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Вывод (мое отношение к стихотворению)__________________________________

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




















Индивидуальный лист самооценки

Хорошо ли ты понял(а) тему? Нарисуй человечка на том ступени, на которой ты находишься.

Ф.И. ученика______________________________________________________________



t1636086898ab.jpg



Опубликовано в группе «Занимательный русский язык»


Комментарии (1)

Худякова Светлана Викторовна, 24.12.21 в 22:39 0Ответить Пожаловаться
К сожалению этот материал не относится к среднему профессиональному образованию. СПО - это техникумы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.