Урок биологии на тему «Промежуточный контроль знаний с использованием дидактических карточек» (10–11 классы)

1
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Методические разработки уроков 10-11класс

Тип урока - обобщения

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

  УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Закрепить знания учащихся о химической ор­ганизации клетки.

Проверить знание содержания и роли химиче­ских элементов и веществ в клетке, неорганиче­ских и органических.

Проверить осознание учащимися роли водород­ных связей в образовании структур молекул бел­ков и нуклеиновых кислот.

Закрепить умения, необходимые для проведе­ния лабораторных работ, при выполнении работы «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Основные положения

Биологическая эволюция представляет собой закономер­ный этап в развитии материи в целом.

Космическими и планетарными предпосылками возник­новения жизни являются размеры планеты, расстояние от Солнца, круговая орбита и постоянство излучения звезды.

Восстановительный характер атмосферы на первобыт­ной Земле расценивают как химическую предпосылку воз­никновения жизни на нашей планете.

Абиогенным путем из компонентов первичной атмосфе­ры Земли под действием энергии грозовых разрядов, мощ­ного жесткого ультрафиолетового излучения Солнца и т. д. могли возникать разнообразные простейшие органические молекулы — мономеры биологических полимеров.

В водных растворах, в более мягких условиях в резуль­тате взаимодействия простых органических молекул обра­зовывались более сложные соединения.

Коацерваты представляют собой многомолекулярные комплексы, окруженные общей водной оболочкой.

Коацерватные капли обладают способностью к избира­тельному поглощению веществ из окружающей среды и про­стейшим реакциям обмена веществ.

В процессе формирования внутренней среды коацерва- тов протекающие в них процессы синтеза обусловили появ­ление мембран и специфических катализаторов белковой природы.

Важнейшим событием добиологической эволюции явля­ется возникновение генетического кода в виде последова­тельности кодонов РНК, а затем и ДНК, которая оказалась способной сохранять информацию о наиболее удачных ком­бинациях аминокислот в белковых молекулах.

Появление первых клеточных форм ознаменовало нача­ло биологической эволюции, начальные этапы которой ха­рактеризовались появлением эукариотических организмов, полового процесса и возникновением первых многоклеточ­ных организмов.

Опорные точки урока

Вводная обобщающая беседа о необходимости познания химической организации клетки для понимания жизнеде­ятельности всех уровней организации жизни на Земле

Проверка знаний учащихся:

1) элементарного (атомного) состава клетки

карточка № 1

вопросы № 1, 2

2) о роли воды, ее содержании в клетке, обусловлен­ность ею физических свойств клетки; вода как раство­ритель, как структурный компонент' молекул органических веществ, участие воды в химических ре­акциях

карточка № 2

вопрос №3

3).особенностей строения и функций углеводов

карточка №3

вопрос №4

4).особенности строения и функций липидов

вопросы № 5, б

5) о разнообразии белковых молекул;

о белках как биополимерах;

о многочисленных функциях белков; о ферментах, их функциях

6). о нуклеиновых кислотах: особенностях строения и роли ДНК и РНК в клетках

Форма проверки может быть разнообразно учащихся с дидактическими карточками, с

вопросы, письменные работы, зачет.

Проверить прочность усвоения следующих понятий:

Химический состав клетки

Буферность клетки

Водородные связи

Амфотерные соединения

Полипептид

Структуры молекулы белка

Денатурация

Фермент, его специфичность

Каталитическая роль фермента

Моно- и полисахариды

Азотистые основания

Комплементарное соединение

Нуклеотиды

Генетический код

Кодон

Карточки и вопросы для проверки знания

Карточка № 1

1.Изучите таблицу, есть ли в ней такие элементы, которых нет в неживой природе, сделайте вывод.

2.Перечислите макро- и микроэлементы, укажите биоэлементы.

Химические элементы, обнаруженные в живой природе, и их приблизительное содержание


 


 

Элемент и символ

 

Содержание

в %

Элементы, содержащиеся в очень малых количествах

Кислород

О

62

Медь

Си

Углерод

С

20

Марганец

Мп

Водород

н

10

Молибден

МО :

Азот

N

3

Кобальт

Со

Кальций

Са

2,5

Бор

В

Фосфор

Р

1,0

Цинк

Zn

Сера

S

0,25

Фтор

Р

Калий

К

0,25

Селен

Хлор

С1

0,2

Хром

Сг

Натрий

 

0,1

   

Магний

Мq

0,07

   

Йод

I

0,01

   

Железо

Ее

0,01

   

99,59

Карточка № 2

Eкажите, какие из этих свойств обес­печивает воде: участие в обмене веществ; выполнение функций транспортной жидкости и универсального рас­творителя

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

Высокая теп­лоемкость, большая теп­лота плавле­ния и парообразо­вания

Дипольный характер мо­лекул, высо­кая диэлектриче­ская прони­цаемость

Способность к смачива­нию ве­ществ с полярными и ионными связями и отталкива­ние с непо­лярными

Каталитиче­ская актив­ность, участие в реакциях гидролиза, гидратации

Карточка № 3

Заполните таблицу. В каких частях клетки можно обнаружить сложные углеводы?

Особенности углеводов


 

Вещества

Состав

Химические

связи

Свойства

Функции

УГЛЕВОДЫ

       

простые

       

сложные

       

 

Карточка № 4

Изучите схему разнообразия аминокислот.

Ответьте на вопросы:

1.Чем отличаются аминокислоты друг от друга?

2.Охарактеризуйте обязательные компоненты ами­нокислот.

3.Укажите те участки аминокислот, между которыми возникает пептидная связь.

4.Чем обусловлено большое разнообразие белков?

Карточка № 5

Изучите, таблицу

Структурная организация белка

  Структура ,

Конфигурация

Химические : связи

Характеристи­ка структуры

Первичная

Цепь амино­кислот

?

Основа бел­ковой моле­кулы

Вторичная

Спираль

Водород­ные, пептид­ные,

углерод-

углеродные

?

Третичная

?

Ковалент­ные, водо­родные, дисульфидные, гидро­фобные

Возникнове­ние индиви­дуальной

Особенности у белка

Четвертич­ная

Агрегаты мо­лекул

Те же, что у третичной

?

Заполните отдельные ячейки таблицы. Ответьте на вопросы

Какие связи существуют в белковой молекуле?

Благодаря каким связям белковая цепочка образу­ет повороты?

Какие связи лежат в основе третичной структуры белка?

Какая структура обеспечивает разнообразие фун­кций белка??

Карточка № 6

Заполните пустующие клетки в таблице

Виды РНК и их характеристика

Название

Содержа­ние в %

от всей РНК

Место располо­жения в клетке

Функции

и-РНК

- 25%

?

Содержит ин­формацию о структуре белка

т-РНК

15%

цитоплазма ри­босомы

?

?

60-80%

ядрышко рибо­сомы

Участвует в синтезе белка. Образует рибо­сомы

Контроль знаний

Какое биологическое значение имеют микроэлементы?

Какие нарушения могут возникнуть в жизнедеятельности клетки; если резко уменьшится : рация калия в крови?

Какова роль воды в жизнедеятельности клетки?

Почему углеводов значительно больше у  растений, чем в составе животных?

Что представляют собой липиды?

Какова роль липидов в клетке?

Каков элементарный состав белков?

Почему аминокислоты могут проявлять ;амфотерные свойства?

Как изменяется структура молекулы белка при воздействии на нее различных факторов: повышенной температуры, кислой среды, щелочной?

Используя свои знания о функциях клетках, докажите справедливость утверждения о том, что основу жизни составляют белки.

Какая функция белков обеспечивает тонус кровеносных сосудов, передвижение пищеводу?

Благодаря какой, функции белки осуществляют процесс избирательного узнавания отдельных веществ и их присоединения к молекулам?

Где расположены молекулы ДНК в клетке и какую роль они играют?

Как осуществляется соединение нуклеотидов молекулы ДНК?

Почему в молекуле ДНК против азотистого основания А в одной цепочке всегда располагается азотистое основание Т, а против Г — Ц цепочке?

Какое значение имеют ковалентные и водородные связи в образовании молекулы ДНК?

Как происходит синтез новых молекул ДНК

Напишите последовательность нуклеотидов ДНК во второй цепи, дополнительной цепи следующего состава: ТААГАЦТТЦАЦЦГГА.

Заполните таблицу

Строение ДНК и РНК

Виды НК

Местонахождение в клетке

НУКЛЕОТИДЫ

Число цепочек

углевод

азотистые основания

фосфорная кислота

ДНК

РНК

         

Биология 10 класс. Химический состав клетки

 
 

 


 

ЕГЭ. Химический состав клетки Макро и микроэлементы Роль химических веществ

 

 

 

ЕГЭ. Строение, свойства и функции органических соединений Понятие о биополимерах

 

 

 


 

ЕГЭ. Гены, генетический код и его свойства. Транскрипция.

 

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.