Урок биологии на тему «Промежуточный контроль знаний с использованием дидактических карточек» (10–11 классы)
Методические разработки уроков 10-11класс
Тип урока - обобщения
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Закрепить знания учащихся о химической организации клетки.
Проверить знание содержания и роли химических элементов и веществ в клетке, неорганических и органических.
Проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот.
Закрепить умения, необходимые для проведения лабораторных работ, при выполнении работы «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Биологическая эволюция представляет собой закономерный этап в развитии материи в целом.
Космическими и планетарными предпосылками возникновения жизни являются размеры планеты, расстояние от Солнца, круговая орбита и постоянство излучения звезды.
Восстановительный характер атмосферы на первобытной Земле расценивают как химическую предпосылку возникновения жизни на нашей планете.
Абиогенным путем из компонентов первичной атмосферы Земли под действием энергии грозовых разрядов, мощного жесткого ультрафиолетового излучения Солнца и т. д. могли возникать разнообразные простейшие органические молекулы — мономеры биологических полимеров.
В водных растворах, в более мягких условиях в результате взаимодействия простых органических молекул образовывались более сложные соединения.
Коацерваты представляют собой многомолекулярные комплексы, окруженные общей водной оболочкой.
Коацерватные капли обладают способностью к избирательному поглощению веществ из окружающей среды и простейшим реакциям обмена веществ.
В процессе формирования внутренней среды коацерва- тов протекающие в них процессы синтеза обусловили появление мембран и специфических катализаторов белковой природы.
Важнейшим событием добиологической эволюции является возникновение генетического кода в виде последовательности кодонов РНК, а затем и ДНК, которая оказалась способной сохранять информацию о наиболее удачных комбинациях аминокислот в белковых молекулах.
Появление первых клеточных форм ознаменовало начало биологической эволюции, начальные этапы которой характеризовались появлением эукариотических организмов, полового процесса и возникновением первых многоклеточных организмов.
Опорные точки урока
Вводная обобщающая беседа о необходимости познания химической организации клетки для понимания жизнедеятельности всех уровней организации жизни на Земле
Проверка знаний учащихся:
1) элементарного (атомного) состава клетки
карточка № 1
вопросы № 1, 2
2) о роли воды, ее содержании в клетке, обусловленность ею физических свойств клетки; вода как растворитель, как структурный компонент' молекул органических веществ, участие воды в химических реакциях
карточка № 2
вопрос №3
3).особенностей строения и функций углеводов
карточка №3
вопрос №4
4).особенности строения и функций липидов
вопросы № 5, б
5) о разнообразии белковых молекул;
о белках как биополимерах;
о многочисленных функциях белков; о ферментах, их функциях
6). о нуклеиновых кислотах: особенностях строения и роли ДНК и РНК в клетках
Форма проверки может быть разнообразно учащихся с дидактическими карточками, с
вопросы, письменные работы, зачет.
Проверить прочность усвоения следующих понятий:
Химический состав клетки
Буферность клетки
Водородные связи
Амфотерные соединения
Полипептид
Структуры молекулы белка
Денатурация
Фермент, его специфичность
Каталитическая роль фермента
Моно- и полисахариды
Азотистые основания
Комплементарное соединение
Нуклеотиды
Генетический код
Кодон
Карточки и вопросы для проверки знания
Карточка № 1
1.Изучите таблицу, есть ли в ней такие элементы, которых нет в неживой природе, сделайте вывод.
2.Перечислите макро- и микроэлементы, укажите биоэлементы.
Химические элементы, обнаруженные в живой природе, и их приблизительное содержание
Элемент и символ |
Содержание в % |
Элементы, содержащиеся в очень малых количествах |
||
Кислород |
О |
62 |
Медь |
Си |
Углерод |
С |
20 |
Марганец |
Мп |
Водород |
н |
10 |
Молибден |
МО : |
Азот |
N |
3 |
Кобальт |
Со |
Кальций |
Са |
2,5 |
Бор |
В |
Фосфор |
Р |
1,0 |
Цинк |
Zn |
Сера |
S |
0,25 |
Фтор |
Р |
Калий |
К |
0,25 |
Селен |
Sе |
Хлор |
С1 |
0,2 |
Хром |
Сг |
Натрий |
0,1 |
|||
Магний |
Мq |
0,07 |
||
Йод |
I |
0,01 |
||
Железо |
Ее |
0,01 |
99,59
Карточка № 2
Eкажите, какие из этих свойств обеспечивает воде: участие в обмене веществ; выполнение функций транспортной жидкости и универсального растворителя
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
Высокая теплоемкость, большая теплота плавления и парообразования
Дипольный характер молекул, высокая диэлектрическая проницаемость
Способность к смачиванию веществ с полярными и ионными связями и отталкивание с неполярными
Каталитическая активность, участие в реакциях гидролиза, гидратации
Карточка № 3
Заполните таблицу. В каких частях клетки можно обнаружить сложные углеводы?
Особенности углеводов
Вещества |
Состав |
Химические связи |
Свойства |
Функции |
УГЛЕВОДЫ |
||||
простые |
||||
сложные |
Карточка № 4
Изучите схему разнообразия аминокислот.
Ответьте на вопросы:
1.Чем отличаются аминокислоты друг от друга?
2.Охарактеризуйте обязательные компоненты аминокислот.
3.Укажите те участки аминокислот, между которыми возникает пептидная связь.
4.Чем обусловлено большое разнообразие белков?
Карточка № 5
Изучите, таблицу
Структурная организация белка
Структура , |
Конфигурация |
Химические : связи |
Характеристика структуры |
Первичная |
Цепь аминокислот |
? |
Основа белковой молекулы |
Вторичная |
Спираль |
Водородные, пептидные, углерод- углеродные |
? |
Третичная |
? |
Ковалентные, водородные, дисульфидные, гидрофобные |
Возникновение индивидуальной Особенности у белка |
Четвертичная |
Агрегаты молекул |
Те же, что у третичной |
? |
Заполните отдельные ячейки таблицы. Ответьте на вопросы
Какие связи существуют в белковой молекуле?
Благодаря каким связям белковая цепочка образует повороты?
Какие связи лежат в основе третичной структуры белка?
Какая структура обеспечивает разнообразие функций белка??
Карточка № 6
Заполните пустующие клетки в таблице
Виды РНК и их характеристика
Название |
Содержание в % от всей РНК |
Место расположения в клетке |
Функции |
и-РНК |
- 25% |
? |
Содержит информацию о структуре белка |
т-РНК |
15% |
цитоплазма рибосомы |
? |
? |
60-80% |
ядрышко рибосомы |
Участвует в синтезе белка. Образует рибосомы |
Контроль знаний
Какое биологическое значение имеют микроэлементы?
Какие нарушения могут возникнуть в жизнедеятельности клетки; если резко уменьшится : рация калия в крови?
Какова роль воды в жизнедеятельности клетки?
Почему углеводов значительно больше у растений, чем в составе животных?
Что представляют собой липиды?
Какова роль липидов в клетке?
Каков элементарный состав белков?
Почему аминокислоты могут проявлять ;амфотерные свойства?
Как изменяется структура молекулы белка при воздействии на нее различных факторов: повышенной температуры, кислой среды, щелочной?
Используя свои знания о функциях клетках, докажите справедливость утверждения о том, что основу жизни составляют белки.
Какая функция белков обеспечивает тонус кровеносных сосудов, передвижение пищеводу?
Благодаря какой, функции белки осуществляют процесс избирательного узнавания отдельных веществ и их присоединения к молекулам?
Где расположены молекулы ДНК в клетке и какую роль они играют?
Как осуществляется соединение нуклеотидов молекулы ДНК?
Почему в молекуле ДНК против азотистого основания А в одной цепочке всегда располагается азотистое основание Т, а против Г — Ц цепочке?
Какое значение имеют ковалентные и водородные связи в образовании молекулы ДНК?
Как происходит синтез новых молекул ДНК
Напишите последовательность нуклеотидов ДНК во второй цепи, дополнительной цепи следующего состава: ТААГАЦТТЦАЦЦГГА.
Заполните таблицу
Строение ДНК и РНК
Виды НК |
Местонахождение в клетке |
НУКЛЕОТИДЫ |
Число цепочек |
|||
углевод |
азотистые основания |
фосфорная кислота |
||||
ДНК РНК |
Биология 10 класс. Химический состав клетки
ЕГЭ. Химический состав клетки Макро и микроэлементы Роль химических веществ
ЕГЭ. Строение, свойства и функции органических соединений Понятие о биополимерах
ЕГЭ. Гены, генетический код и его свойства. Транскрипция.
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций