Урок экологии в старших классах «Обобщение и систематизаций знаний. Тестовый контроль»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Обобщение и систематизаций знаний
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Радиоэкология»:
радиоэкология; радиофобия; коэффициент концентрирования радионуклидов; скорость выведения радионуклидов; период биологического полувыведения радионуклидов; радиочувствительность; радиорезистентность; полулегальная доза облучения; радиационный фон Земли (естественный и искусственный); радоновая проблема; уровень радиационной опасности; радиопротектор; радиоактивные отходы.
Вопросы и задания
1.Что изучает радиоэкология?
Основные объекты изучения радиоэкологии особей, популяций, сообществ.
Основные естественные источники радиационного фона.
Основные искусственные источники радиационного фона.
Каким образом происходит миграция радионуклидов в окружающей среде? Для объяснения используйте рисунок.
ТЕСТ №1 «Радиационная экология»
Цель теста: дифференциация учащихся по уровню знаний по главе «Радиационная экология»
Инструкция
Тест выявляет уровень знаний по дисциплине «Радиационная экология».
Все задания с выбором одного правильного ответа. Необходимо обвести кружком букву
перед правильным ответом.
1.Что представляют альфа лучи?
А) поток ядер атомов гелия +
В) поток электронов
С) э/м излучение
2.Что представляют бета лучи?
А) поток ядер атомов гелия
В) поток электронов +
С) э/м излучение
3.Укажите радиоактивный элемент
А) кислород
В) водород
С) уран +
4.Радиация измеряется в
А) км
В) р/ч +
С) а/ч
5.Для обнаружения радиации применяется.
А) Амперметр
В) счетчик Гейгера +
С) Омметр
6.Наиболее сильное радиационное облучение в быту мы получаем от...
А) Микроволновки
В) холодильника
С) газовой плиты +
7.Основной поражающий фактор ядерного взрыва
А) ударная волна +
В) световое излучение
С) поток электронов
8.Что определяет единица Грей
А) Гамма эквивалент
В) Поглощенную дозу +
С) Экспозиционную дозу
9.Что определяет единица Кл/кг
А) Гамма-эквивалент
В) Поглощенную дозу
С) Экспозиционную дозу +
10.Что является единицей радиоактивности
А) Беккерель +
В) Кл/кг
С) Рентген
11.Эквивалентная доза используется для оценки:
А) Биологического эффекта
В) Поглощенной дозы с учетом качества излучения +
С) Экспозиционной дозы
12.Эффективная доза используется для оценки:
А) Меры риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности +
В) Биологического эффекта различных видов ионизирующего излучения
С) Количества ионов одного знака в единице массы воздуха
13.В каких единицах измеряется радиоактивность
А) Бк +
346
В) Р
С) Рад
14.Взаимодействие радиации с атомами вызывает:
А) Радиоактивность
В) Ионизацию +
С) Фоновую радиацию
15.Мощность дозы с увеличением расстояния до объекта:
А) Увеличивается прямо пропорционально квадрату расстояния
В) Уменьшается пропорционально кубу расстояния
С) Уменьшаетс
я пропорционально квадрату расстояния +
16.Пусковым (первичным) этапом лучевого поражения является:
А. Химический этап лучевого воздействия.
В. Биохимический этап лучевого воздействия.
С. Физико-химический этап лучевого воздействия. +
17. Для молекулярных компонентов клетки в живых организмах в первичных радиобиологических процессах в большей степени характерно:
А. Прямое действие ионизирующих излучений.
В. Непрямое и прямое действие ионизирующих излучений. +
С. Непрямое действие ионизирующих излучений.
18.Какие виды излучений в большей степени вызывают двойные разрывы ДНК:
А. Рентгеновское и гамма излучения;
Б. Бета-излучения (электроны, позитроны);
С). Альфа-частицы, протоны, осколки деления, тяжелые ядра, нейтроны.+
19. Критерием радиочувствительности является показатель:
А. ЛД50/30 +
В. ЛД100/30
С. ЛД30/50
20. Биологические системы каких уровней организации более радиорезистентны к действию ИИ:
А. Многоклеточные.
В. Одноклеточные. +
С. Организмы млекопитающих
21. Какие организмы более радиочувствительны к действию ИИ:
А. Насекомые.
В. Млекопитающие. +
С. Растения.
22. К ранним лучевым повреждениям кожного покрова относят:
А. Лучевые ожоги. +
В. Лучевая язва, лучевой рак (саркома кожи).
С. Лучевой дерматит, лучевые ожоги, лучевой фиброз.
23. Ионизирующее излучение не:
А. Вызывает радиационную стерильность.
В. Оказывает видимого влияния на половую потенцию.+
С. Вызывает радиационную стерильность, но влияет на потенцию.
24. Какие виды излучений наиболее опасны для формирования катарактогенной дозы человека.
А. Гамма-излучение.
В. Рентгеновское излучение.
С. Нейтронное излучение. +
25. Наибольшую опасность для организмов представляет собой инкорпорация радиоактивных изотопов с периодами полураспада:
А. Десятки тысяч лет и более.
В. Долей секунд до нескольких минут.
С. От нескольких дней до нескольких лет. +
26. Снижение уровня радиоизотопов в организме происходит по:
А. Биологическим и физическим закономерностям. +
В. Закону радиоактивного распада.
С. Физическим и химическим закономерностям.
27. Для целей нормирования канцерогенного действия радиации принята:
А. Пороговая концепция.
В. Линейная пороговая
С. Линейная беспороговая концепция. +347
28.Радиационный фон:
А. Синоним ЕРФ.
В. Включает в себя ЕРФ и ТИЕРФ
С. Состоит из ЕРФ, ТИЕРФ и ИРФ. +
29.Естественную радиоактивность составляют:
А. Космические лучи и радионуклиды, присутствующие в биосфере в результате деятельности человека.
В. Радионуклиды присутствующие в биосфере в результате деятельности человека и радиоактивные элементы
земной коры.
С. Природные радионуклиды и космические лучи. +
30.Источником первичного космического излучения являются:
А. Солнечная инсоляция.
В. Галактические туманности.
С. Галактические туманности, инсоляция Солнца. +
31.Вторичное космическое излучение возникает в результате:
А. Электронно-фотонных процессов.
В. Электронно-фотонных и электронно-ядерных процессов. +
С. Электронно-ядерных процессов.
32.Космическое излучение на уровне моря в основном состоит из:
А. Нейтронного компонента.
В. Жесткого компонента.
С. Мягкого и жесткого компонента. +
33.Природная радиоактивность обусловлена радиоактивными изотопами естественного происхождения присутствующими в:
А. Литосфере и биосфере момента возникновения Земли.
В. Гидросфере, атмосфере и биосфере момента возникновения Земли.
С. Во всех оболочках Земли момента возникновения Земли. +
34.Природная радиоактивность обусловлена радиоактивными изотопами:
А. Не входящими в состав радиоактивных семейств.
В. Непрерывно, возникающих на Земле.
С. Углерода-14. трития, бериллия 7, калия 40, кальция 48, рубидия 87 и др., семейств урана 238, тория -232, урана -235. +
35.Главным источником поступления во внешнюю среду естественных радиоактивных веществ является:
А. Атмосфера Земли.
В. Горные породы. +
С. Воды морей и океанов.
36.Основную дозу облучения от естественных источников радиации земного происхождения организм получает за счет:
А. Внутреннего поступления с водой и воздухом.
В. Внутреннего поступления водой и пищей.
С. Внутреннего поступления с пищей, водой и воздухом. +
37.ТИЕРФ представляет собой:
А. Излучения от искусственных и естественных источников радиации.
В. Излучения от искусственных источников радиации, претерпевших изменения в результате деятельности
человека.
С. Излучения от естественных источников радиации претерпевших изменения
в результате деятельности
человека. +
38.ИРФ обусловлен:
А. Глобальными загрязнениями биосферы вследствие испытания ядерного оружия и поступающих в
окружающую среду радионуклидов с полезными ископаемыми, извлеченными из недр.
В. Загрязнениями окружающей среды в результате аварий на АЭС, отходами предприятий ядерной
энергетики, источниками, используемыми в научных целях, медицине, народном хозяйстве, вследствие
испытаний ядерного оружия. +
С. Загрязнениями биосферы в результате аварий на АЭС, отходами предприятий ядерной энергетики,
поступлениями в окружающую среду продуктов сгорания органического топлива.
39.Естественная радиоактивность атмосферного воздуха представлена:
А. Аэрозолями калия, урана, радия, радиоактивными изотопами радона, торона, углерода,
трития, находящихся в газообразном состоянии. +
В. Тритием, углеродом 14, стронцием 90, цезием 137, йодом 131.
С. Инертными радиоактивными газами –ксенон, криптон, аргон.349
40. Искусственная радиоактивность атмосферного воздуха м.б. обусловлена:
А. продуктами распада калия, урана, радия
В. Инертными радиоактивными газами -ксенон, криптон, аргон, тритием, углеродом 14, стронцием 90, цезием 137, йодом 131 и др. +
С. Аэрозолями калия, урана, радия, радиоактивными изотопами радона, торона, углерода, трития,находящихся в газообразном состоянии.
41. Наиболее значимыми из природных радионуклидов в воздухе жилых и рабочих помещений являются:
А. Тритий, углерод 14, бериллий 7.
В. Изотопы йода.
С. Радон, торон. +
42. Наибольшая концентрация природных радионуклидов обнаруживается в воздухе зданий построенных из:
А. Дерева.
В. Кирпича.
С. Бетона. +
43. Снижение радиоактивности атмосферы при радиоактивных выбросах происходит главным образом за счет:
А. Осаждения и накопления радионуклидов в почве, донных отложениях
и пищевых цепочках экосистем. +
В. Радиоактивного распада.
С. Переноса воздушными потоками и накопления в тропосфере, стратосфере, ионосфера.
44. Радиоактивность водной среды формируется:
А. Радионуклидами естественного происхождения.
В. Сбросами объектов ядерной энергетики.
С. Радиоактивными продуктами ядерных взрывов, радионуклидами естественного происхождения, выбросами и сбросами объектов ядерной энергетики, естественными радионуклидами. +
45. Естественная радиоактивность подземных вод в основном обусловлена содержанием:
А. Трития, углерода 14, бериллия 7.
В. Калия 40, радия 226, радона 222. +
С. Цезия 137, плутония 238.
46. Наибольшей природной радиоактивностью обладают подземные воды:
А. Первого водоносного горизонта.
В. Подземные воды в осадочных породах.
С. Минеральные воды +
47. Природная радиоактивность вод открытых водоемов обусловлена содержанием в них:
А. Урана 238, радия 226, радона 222, радона 220, калия 40. +
В. Плутония 239, углерода 14, бериллия 7, трития.
С. Сторнция 90, кобальта 60, плутония 238.
48. Степень радиоактивности речной воды повышается:
А. В период выпадения поверхностных осадков.
В. Питания рек за счет подземных вод. +
С. Как за счет поверхностных осадков, так и подземных вод.
49. Накопление радона и торона в водоемах наблюдается:
А. В летний период года.
В. Зимой.+
С. Весной.
50. Радиологическая характеристика вод морей и океанов зависит от:
А. Климатических условий.
В. Гидрологических условий.
С. Солевого состава. +
ТЕСТ №2 ПО РАДИОЭКОЛОГИИ
1. В какой стране была запущена Первая в мире атомная электростанция?
в США
в Японии
во Франции
в СССР
2. В каких единицах измеряется эффективная доза?
джоуль
грей
зиверт
ватт
3. Назовите основной источник поступления радона в помещение:
выделение из почвы и строительных материалов
козни соседей
водопроводная вода из артезианских скважин глубиной более 40 м
проживание рядом с АЭС
4. Максимальной проникающей способностью обладает:
альфа-излучение
бета-излучение
гамма-излучение
кванты света
5. Какова нормативно установленная предельно допустимая доза от техногенных источников (РФ) за год?
1 мЗв
5 мЗв
20 мЗв
1 Зв
6. В каком году было открыто явление естественной радиоактивности?
в 1856
в 1819
в 1896
в 1906
7. Люди, совершающие авиаперелёты, получают повышенную дозу радиации, так как:
при изготовлении самолётов используется радиоактивный металлолом
с высотой усиливается действие космического излучения
с высотой увеличивается концентрация природных радионуклидов
в напитках, разносимых стюардессами, содержится радий
8. Элементарные частицы, входящие в состав атомного ядра, объединяются под общим названием:
нейтрон
нейрон
нуклон
нуклид
9. Единица радиоактивности в системе СИ:
рентген
беккерель
резерфорд
кюри
10. Количественная характеристика поля γ- и рентгеновского излучений, основанная на их ионизирующем действии в воздухе, – это:
эквивалентная доза
эффективная доза
экспозиционная доза
мощность поглощённой дозы
11. Через два периода полураспада распадётся:
100% радиоактивных ядер
25% радиоактивных ядер
50% радиоактивных ядер
75% радиоактивных ядер
12. Атомные ядра состоят из:
электронов и позитронов
протонов и нейтронов
нейтрино и антинейтрино
13. Бета-излучение это:
поток ядер гелия
жёсткое электромагнитное излучение
поток электронов электронной оболочки атома
поток электронов или позитронов ядерного происхождения
14. Сколько электронов в альфа-частице?
4
2
0
15. Чем отличаются изотопы?
числом протонов
числом нейтронов
числом электронов
местом в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
Учебные материалы по дисциплине от ведущих преподавателей: Составитель: Максимова О.А.
Презентация Естественная радиоактивность
PPT / 2.74 Мб
Презентация Радиация и жизнь
PPT / 1.72 Мб
Презентация Радонотерапия. Радиация на благо человека
PPTX / 520.34 Кб
Презентация Радиация-проблемы и перспективы
PPT / 2.03 Мб
Презентация Аварии на радиационно- опасных объектах
PPT / 978.5 Кб
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Учебный портал
http://suvt1.rudn.ru/web-local/disc/?id=620&rasd_id=60010&v=270
Ф Радиационная экология
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21651/02_081_kl-000589.pdf
изические поля как мощный экологический фактор (основы, физической, химической и биохимической экологии)
http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol02.htm
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций