Урок экологии в старших классах «Обобщение и сис­тематизаций знаний. Тестовый контроль»

4
0
Материал опубликован 9 February 2018 в группе
 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Обобщение и сис­тематизаций знаний

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Радиоэкология»:

радиоэкология; радиофобия; коэффициент концентрирования радионуклидов; скорость выведения радионуклидов; период биологического полувыведения радионуклидов; радиочувстви­тельность; радиорезистентность; полулегальная доза облучения; радиационный фон Земли (естественный и искусственный); радоновая проблема; уровень радиационной опасности; радио­протектор; радиоактивные отходы.

Вопросы и задания

1.Что изучает радиоэкология?

Основные объекты изучения радиоэкологии особей, популя­ций, сообществ.

Основные естественные источники радиационного фона.

Основные искусственные источники радиационного фона.

Каким образом происходит миграция радионуклидов в окру­жающей среде? Для объяснения используйте рисунок.

ТЕСТ №1 «Радиационная экология»

Цель теста: дифференциация учащихся по уровню знаний по главе «Радиационная экология»

Инструкция

Тест выявляет уровень знаний по дисциплине «Радиационная экология».

Все задания с выбором одного правильного ответа. Необходимо обвести кружком букву

перед правильным ответом.

1.Что представляют альфа лучи?

А) поток ядер атомов гелия +

В) поток электронов

С) э/м излучение

2.Что представляют бета лучи?

А) поток ядер атомов гелия

В) поток электронов +

С) э/м излучение

3.Укажите радиоактивный элемент

А) кислород

В) водород

С) уран +

4.Радиация измеряется в

А) км

В) р/ч +

С) а/ч

5.Для обнаружения радиации применяется.

А) Амперметр

В) счетчик Гейгера +

С) Омметр

6.Наиболее сильное радиационное облучение в быту мы получаем от...

А) Микроволновки

В) холодильника

С) газовой плиты +

7.Основной поражающий фактор ядерного взрыва

А) ударная волна +

В) световое излучение

С) поток электронов

8.Что определяет единица Грей

А) Гамма эквивалент

В) Поглощенную дозу +

С) Экспозиционную дозу

9.Что определяет единица Кл/кг

А) Гамма-эквивалент

В) Поглощенную дозу

С) Экспозиционную дозу +

10.Что является единицей радиоактивности

А) Беккерель +

В) Кл/кг

С) Рентген

11.Эквивалентная доза используется для оценки:

А) Биологического эффекта

В) Поглощенной дозы с учетом качества излучения +

С) Экспозиционной дозы

12.Эффективная доза используется для оценки:

А) Меры риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности +

В) Биологического эффекта различных видов ионизирующего излучения

С) Количества ионов одного знака в единице массы воздуха

13.В каких единицах измеряется радиоактивность

А) Бк +

346

В) Р

С) Рад

14.Взаимодействие радиации с атомами вызывает:

А) Радиоактивность

В) Ионизацию +

С) Фоновую радиацию

15.Мощность дозы с увеличением расстояния до объекта:

А) Увеличивается прямо пропорционально квадрату расстояния

В) Уменьшается пропорционально кубу расстояния

С) Уменьшаетс

я пропорционально квадрату расстояния +

16.Пусковым (первичным) этапом лучевого поражения является:

А. Химический этап лучевого воздействия.

В. Биохимический этап лучевого воздействия.

С. Физико-химический этап лучевого воздействия. +

17. Для молекулярных компонентов клетки в живых организмах в первичных радиобиологических процессах в большей степени характерно:

А. Прямое действие ионизирующих излучений.

В. Непрямое и прямое действие ионизирующих излучений. +

С. Непрямое действие ионизирующих излучений.

18.Какие виды излучений в большей степени вызывают двойные разрывы ДНК:

А. Рентгеновское и гамма излучения;

Б. Бета-излучения (электроны, позитроны);

С). Альфа-частицы, протоны, осколки деления, тяжелые ядра, нейтроны.+

19. Критерием радиочувствительности является показатель:

А. ЛД50/30 +

В. ЛД100/30

С. ЛД30/50

20. Биологические системы каких уровней организации более радиорезистентны к действию ИИ:

А. Многоклеточные.

В. Одноклеточные. +

С. Организмы млекопитающих

21. Какие организмы более радиочувствительны к действию ИИ:

А. Насекомые.

В. Млекопитающие. +

С. Растения.

22. К ранним лучевым повреждениям кожного покрова относят:

А. Лучевые ожоги. +

В. Лучевая язва, лучевой рак (саркома кожи).

С. Лучевой дерматит, лучевые ожоги, лучевой фиброз.

23. Ионизирующее излучение не:

А. Вызывает радиационную стерильность.

В. Оказывает видимого влияния на половую потенцию.+

С. Вызывает радиационную стерильность, но влияет на потенцию.

24. Какие виды излучений наиболее опасны для формирования катарактогенной дозы человека.

А. Гамма-излучение.

В. Рентгеновское излучение.

С. Нейтронное излучение. +

25. Наибольшую опасность для организмов представляет собой инкорпорация радиоактивных изотопов с периодами полураспада:

А. Десятки тысяч лет и более.

В. Долей секунд до нескольких минут.

С. От нескольких дней до нескольких лет. +

26. Снижение уровня радиоизотопов в организме происходит по:

А. Биологическим и физическим закономерностям. +

В. Закону радиоактивного распада.

С. Физическим и химическим закономерностям.

27. Для целей нормирования канцерогенного действия радиации принята:

А. Пороговая концепция.

В. Линейная пороговая

С. Линейная беспороговая концепция. +347

28.Радиационный фон:

А. Синоним ЕРФ.

В. Включает в себя ЕРФ и ТИЕРФ

С. Состоит из ЕРФ, ТИЕРФ и ИРФ. +

29.Естественную радиоактивность составляют:

А. Космические лучи и радионуклиды, присутствующие в биосфере в результате деятельности человека.

В. Радионуклиды присутствующие в биосфере в результате деятельности человека и радиоактивные элементы

земной коры.

С. Природные радионуклиды и космические лучи. +

30.Источником первичного космического излучения являются:

А. Солнечная инсоляция.

В. Галактические туманности.

С. Галактические туманности, инсоляция Солнца. +

31.Вторичное космическое излучение возникает в результате:

А. Электронно-фотонных процессов.

В. Электронно-фотонных и электронно-ядерных процессов. +

С. Электронно-ядерных процессов.

32.Космическое излучение на уровне моря в основном состоит из:

А. Нейтронного компонента.

В. Жесткого компонента.

С. Мягкого и жесткого компонента. +

33.Природная радиоактивность обусловлена радиоактивными изотопами естественного происхождения присутствующими в:

А. Литосфере и биосфере момента возникновения Земли.

В. Гидросфере, атмосфере и биосфере момента возникновения Земли.

С. Во всех оболочках Земли момента возникновения Земли. +

34.Природная радиоактивность обусловлена радиоактивными изотопами:

А. Не входящими в состав радиоактивных семейств.

В. Непрерывно, возникающих на Земле.

С. Углерода-14. трития, бериллия 7, калия 40, кальция 48, рубидия 87 и др., семейств урана 238, тория -232, урана -235. +

35.Главным источником поступления во внешнюю среду естественных радиоактивных веществ является:

А. Атмосфера Земли.

В. Горные породы. +

С. Воды морей и океанов.

36.Основную дозу облучения от естественных источников радиации земного происхождения организм получает за счет:

А. Внутреннего поступления с водой и воздухом.

В. Внутреннего поступления водой и пищей.

С. Внутреннего поступления с пищей, водой и воздухом. +

37.ТИЕРФ представляет собой:

А. Излучения от искусственных и естественных источников радиации.

В. Излучения от искусственных источников радиации, претерпевших изменения в результате деятельности

человека.

С. Излучения от естественных источников радиации претерпевших изменения

в результате деятельности

человека. +

38.ИРФ обусловлен:

А. Глобальными загрязнениями биосферы вследствие испытания ядерного оружия и поступающих в

окружающую среду радионуклидов с полезными ископаемыми, извлеченными из недр.

В. Загрязнениями окружающей среды в результате аварий на АЭС, отходами предприятий ядерной

энергетики, источниками, используемыми в научных целях, медицине, народном хозяйстве, вследствие

испытаний ядерного оружия. +

С. Загрязнениями биосферы в результате аварий на АЭС, отходами предприятий ядерной энергетики,

поступлениями в окружающую среду продуктов сгорания органического топлива.

39.Естественная радиоактивность атмосферного воздуха представлена:

А. Аэрозолями калия, урана, радия, радиоактивными изотопами радона, торона, углерода,

трития, находящихся в газообразном состоянии. +

В. Тритием, углеродом 14, стронцием 90, цезием 137, йодом 131.

С. Инертными радиоактивными газами –ксенон, криптон, аргон.349

40. Искусственная радиоактивность атмосферного воздуха м.б. обусловлена:

А. продуктами распада калия, урана, радия

В. Инертными радиоактивными газами -ксенон, криптон, аргон, тритием, углеродом 14, стронцием 90, цезием 137, йодом 131 и др. +

С. Аэрозолями калия, урана, радия, радиоактивными изотопами радона, торона, углерода, трития,находящихся в газообразном состоянии.

41. Наиболее значимыми из природных радионуклидов в воздухе жилых и рабочих помещений являются:

А. Тритий, углерод 14, бериллий 7.

В. Изотопы йода.

С. Радон, торон. +

42. Наибольшая концентрация природных радионуклидов обнаруживается в воздухе зданий построенных из:

А. Дерева.

В. Кирпича.

С. Бетона. +

43. Снижение радиоактивности атмосферы при радиоактивных выбросах происходит главным образом за счет:

А. Осаждения и накопления радионуклидов в почве, донных отложениях

и пищевых цепочках экосистем. +

В. Радиоактивного распада.

С. Переноса воздушными потоками и накопления в тропосфере, стратосфере, ионосфера.

44. Радиоактивность водной среды формируется:

А. Радионуклидами естественного происхождения.

В. Сбросами объектов ядерной энергетики.

С. Радиоактивными продуктами ядерных взрывов, радионуклидами естественного происхождения, выбросами и сбросами объектов ядерной энергетики, естественными радионуклидами. +

45. Естественная радиоактивность подземных вод в основном обусловлена содержанием:

А. Трития, углерода 14, бериллия 7.

В. Калия 40, радия 226, радона 222. +

С. Цезия 137, плутония 238.

46. Наибольшей природной радиоактивностью обладают подземные воды:

А. Первого водоносного горизонта.

В. Подземные воды в осадочных породах.

С. Минеральные воды +

47. Природная радиоактивность вод открытых водоемов обусловлена содержанием в них:

А. Урана 238, радия 226, радона 222, радона 220, калия 40. +

В. Плутония 239, углерода 14, бериллия 7, трития.

С. Сторнция 90, кобальта 60, плутония 238.

48. Степень радиоактивности речной воды повышается:

А. В период выпадения поверхностных осадков.

В. Питания рек за счет подземных вод. +

С. Как за счет поверхностных осадков, так и подземных вод.

49. Накопление радона и торона в водоемах наблюдается:

А. В летний период года.

В. Зимой.+

С. Весной.

50. Радиологическая характеристика вод морей и океанов зависит от:

А. Климатических условий.

В. Гидрологических условий.

С. Солевого состава. +

ТЕСТ №2 ПО РАДИОЭКОЛОГИИ

1. В какой стране была запущена Первая в мире атомная электростанция?

        в США

        в Японии

        во Франции

        в СССР

2. В каких единицах измеряется эффективная доза?

        джоуль

        грей

        зиверт

        ватт

3. Назовите основной источник поступления радона в помещение:

        выделение из почвы и строительных материалов

        козни соседей

        водопроводная вода из артезианских скважин глубиной более 40 м

        проживание рядом с АЭС

4. Максимальной проникающей способностью обладает:

        альфа-излучение

        бета-излучение

        гамма-излучение

        кванты света

5. Какова нормативно установленная предельно допустимая доза от техногенных источников (РФ) за год?

        1 мЗв

        5 мЗв

        20 мЗв

        1 Зв

6. В каком году было открыто явление естественной радиоактивности?

        в 1856

        в 1819

        в 1896

        в 1906

7. Люди, совершающие авиаперелёты, получают повышенную дозу радиации, так как:

        при изготовлении самолётов используется радиоактивный металлолом

        с высотой усиливается действие космического излучения

        с высотой увеличивается концентрация природных радионуклидов

        в напитках, разносимых стюардессами, содержится радий

8. Элементарные частицы, входящие в состав атомного ядра, объединяются под общим названием:

       нейтрон

        нейрон

        нуклон

        нуклид

9. Единица радиоактивности в системе СИ:

        рентген

        беккерель

        резерфорд

        кюри

10. Количественная характеристика поля γ- и рентгеновского излучений, основанная на их ионизирующем действии в воздухе, – это:

        эквивалентная доза

        эффективная доза

        экспозиционная доза

        мощность поглощённой дозы

11. Через два периода полураспада распадётся:

        100% радиоактивных ядер

        25% радиоактивных ядер

        50% радиоактивных ядер

        75% радиоактивных ядер

12. Атомные ядра состоят из:

        электронов и позитронов

        протонов и нейтронов

        нейтрино и антинейтрино

13. Бета-излучение это:

         поток ядер гелия

        жёсткое электромагнитное излучение

        поток электронов электронной оболочки атома

        поток электронов или позитронов ядерного происхождения

14. Сколько электронов в альфа-частице?
 

        4

        2

        0

15. Чем отличаются изотопы?

        числом протонов

        числом нейтронов

        числом электронов

        местом в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

 

Учебные материалы по дисциплине от ведущих преподавателей: Составитель: Максимова О.А.


Презентация Естественная радиоактивность
PPT / 2.74 Мб


Презентация Радиация и жизнь
PPT / 1.72 Мб


Презентация Радонотерапия. Радиация на благо человека
PPTX / 520.34 Кб


Презентация Радиация-проблемы и перспективы
PPT / 2.03 Мб


Презентация Аварии на радиационно- опасных объектах
PPT / 978.5 Кб

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Учебный портал

http://suvt1.rudn.ru/web-local/disc/?id=620&rasd_id=60010&v=270

Ф Радиационная экология

http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21651/02_081_kl-000589.pdf

изические поля как мощный экологический фактор (основы, физической, химической и биохимической экологии)

http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol02.htm

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации