Урок экологии в старших классах «Обобщения и сис­тематизации знаний. Тестовый контроль»

1
0
Материал опубликован 7 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

 

Обобщения и сис­тематизации знаний

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Промышленная экология»:

промышленная экология; коэффициент безотходности; малоотход­ная технология; принципы создания малоотходных, энерго- и ресур­сосберегающих технологий: комплексная переработка сырья, ком­плексное использование энергетических ресурсов, замкнутые цик­лы, внедрение новых технологических процессов получения тради­ционных материалов, внедрение технологических процессов перера­ботки отходов, рациональное размещение промышленных предпри­ятий; территориально-производственные комплексы; загрязнение окружающей среды; загрязнения экосистем: ингредиентное, параметрическое, биоценотическое, стациально-деструктивное; экологи-
ческое нормирование; ПДК; ПДВ; НДС; ПДЭН; экологический резерв системы; методы очистки сточных вод; методы очистки газовых выбросов; закон незаменимости биосферы.

Вопросы и задания

1.Что изучает промышленная экология?

2.Почему сегодня чаще говорят о малоотходных, ресурсо- и энерго­сберегающих технологиях и реже о безотходных технологиях?

3.Назовите основные принципы создания малоотходных технологии.

4.Что называется загрязнением окружающей среды? К какому виду загрязнений относятся: сброс сточных вод в водоемы, шумо­вое загрязнение, браконьерство, мелиоративные работы?

5.Предложите схему очистки сточных вод предприятия, содер­жащих взвешенные частицы, ионы тяжелых металлов, повышен­ные концентрации нитрат-, хлорид- и сульфат-ионов. Приготовьте модельную смесь, имитирующую данную сточную воду, и определите в ней основные компоненты.

Тестовый контроль

1.К какому виду загрязнений (по Г. В. Стадницкому и А. И. Ро­дионову) относятся:

выбросы в атмосферу оксидов азота;

вырубка лесов;

увеличение радиационного фона;

нерегулируемый отлов:

1.ингредиентное 2. параметрическое

3. биоценотическое 4. стациально-деструктивное 5.нет правильного ответа

Поглощение загрязняющего вещества поверхностью твердого вещества называется:

1. адсорбция 2. абсорбция 3. коагуляция

4. флотация 5. окисление

Изменение энергетики природной среды в среднем на ....% выводит систему из состояния равновесия (гомеостаза):

1.10% 2.5% 3.1% 4.25% 5.50%

4. Один из основных методов очистки сточных вод второго этапа:

1.отстаивание 2. Фильтрование 3 .механический способ 4. ионный обмен 5. сепарация

5.Один из принципов создания малоотходных технологий

замкнутые циклы

уменьшение объема выпускаемой продукции

увеличение энергоемкости производства

нет правильного ответа

6.При оборотном водоснабжении вода...

используется для обогрева жилых зданий

используется для технологических нужд после очистки

повторно используется в производстве

повторно используется в производстве после очистки и охлаждения

сливается в специальные отстойники

7.Что лежит в основе расчета величины предельно допустимого стока для промышленного предприятия?

токсичность компонентов, загрязняющих воздух

устойчивость загрязнения местности

концентрация загрязняющих компонентов в исходном сырье

факторы рассеивания загрязнений в водоеме

нет правильного ответа

8. Что лежит в основе расчета величины предельно допустимого выброса для промышленного предприятия?

токсичность компонентов, загрязняющих воду

устойчивость загрязнения местности

концентрации загрязняющих компонентов в исходном сырье

факторы рассеивания загрязнений в воздухе

нет правильного ответа

9.Укажите процесс, наиболее эффективный при очистке мутных сточных вод:

1.выпаривание 2. отстаивание 3.коагуляция 4. электролиз 5. нейтрализация

10. Укажите процесс, наиболее эффективный при очистке газо­вых выбросов, содержащих соединения серы:

1.фильтрация 2. абсорбция 3.крекинг 4. каталитический дожиг 5.циклонирование

11. Максимальное количество выбросов загрязнителя, которое может быть переработано окружающей средой в ходе естествен­ных процессов без каких-либо заметных доступными методами экологических последствий

1.ПДК 2. ПДВ 3. ПДС 4.ПДЭН 5. нет правильного ответа

12. Укажите процесс, наиболее эффективный при утилизации бытовых отходов:

компостирование

сжигание

использование в качестве топлива

эвакуация на специальные свалки

захоронение в котлованах

Промышленная экология - онлайн-лекция БГТУ им. В. Г. Шухова

 

 

 

Промышленная экология

 

 

 

Вводная видеолекция к курсу "Промышленная экология"

 

 

 

Всероссийский конгресс «Промышленная экология регионов»

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации