Урок биологии на тему «Зависимость защитных свойств от состояния организма» (8–9 классы)

2
0
Материал опубликован 20 October 2017 в группе

 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия

закаливание, здоровый образ жизни, здоровый организм, ослабленный организм.

Изучение нового материала

ЗАВИСИМОСТЬ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ОТ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Возникновение защитной реакции при взаимодействии с болез­нетворными микроорганизмами и ее исход зависят в первую очередь от состояния организма. Забота о том, чтобы организм постоянно мог побеждать неблагоприятные воздействия внешней среды, возбудителей заболеваний, является основой личного здоровья.

Основные факторы, помогающие защитным силам организма - это физкуль­тура и спорт, закаливание, здоровый образ жизни. Физкультура и спорт обеспечивают тренировку: организма, повышение его энергети­ческих возможностей. Закаливание улучшает, регуляцию реакций организма на изменение условий среды. Здоровый образ жизни обеспечивает нормальное функционирование всех тканей и органов, раз­витие всех уровней защитных механизмов.

 

Здоровый организм-это, во-первых, сильная иммунологическая система.

Во-вторых — это спо­собность нервной системы быстро воспринимать разнообразные раз­дражения, «принимать решения» и немедленно «принимать меры» обеспечивать отрицательную или положительную реакцию организ­ма на них, осуществлять единство, согласованность действий всех защитных реакций организма.

В-третьих, нормальная деятельность системы энергетического обеспечения организма, так как защитные реакции — очень энергоемкий процесс, обеспечивающий повышен­ное образование макрофагов и биологически активных веществ. В этом случае организм способен перераспределить свои энергетичес­кие ресурсы, переключая часть их на системы, непосредственно участвуют его ресурсы организма. Чтобы они расходовались более экономно, во время болезни рекомен­дуется постельный режим, и тем не менее человек ослабевает. Пере­болевшего человека легко узнать по внешнему виду. Это результат ограничения энергетических ресурсов всех систем жизнеобеспечения организма (кроме систем защиты). Организм сильный закаленный, имеющий нормально функционирующую систему энергетического обес­печения, легче справляется с болезнью, с меньшими энергетическими потерями тканей и органов, не связанных с защитой организма. Ос­лабленный организм не только чаще заболевает, но и дольше болеет. Ему трудно справиться с болезнью из-за слабого функционирования систем энергетического обеспечения. Иногда организм оказывается не в состоянии регулировать действия защитных реакций и погибает из-за поражения функций систем, обеспечивающих жизнеспособность. Но какой бы легкой ни была болезнь, она наносит ущерб организму. Поэтому; чтобы сохранить здоровье, нужно не лечить болезни, а их предотвращать.

 

 

Сохранения здоровья начинается в детстве с приобретения навыков личной гигиены и физзарядки. Знание того как действуют защитные силы организма, должно помочь предотвратить и избежать таких условий, которые могут привести к ослаблению орга- низма и к болезни. Ослабляют здоровье, а следовательно, снижают жизнедеятельность энергетических систем организма, эффективность иммунных реакций следующие факторы: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, вредные привычки. К ним относят: курение, употребление алкого­ля, применение наркотических средств, вдыхание паров сильно пах­нущих возбуждающих веществ. Не-менее-вредно применение лекар­ственных препаратов без назначения врача. Все эти факторы наносят непоправимый вред организму. Отказ от вредных привычек, веде­ние нормального образа жизни, занятия спортом, профилакти­ческие медицинские мероприятия помогут защитным системам организма в их борьбе с вредным, воздействием неблагоприятных внешних факторов и болезнетворных микроорганизмов. Это требует определенных усилий, но наградой за них является здоровье — одна из высших ценностей человека и общества.

 

Подумайте и ответьте. 1. Какие факторы помогают защитным силам ор­ганизма? 2. Что обеспечивает нормальное функционирование всех тканей и органов тела человека? 3. За счет чего повышаются энергетические возможности и реакция организма на факторы окружающей среды? 4. Почему ослаб­ленный организм чаще заболевает и тяжелее переносит болезнь?

Объясните значение терминов: закаливание, здоровый образ жизни, здоровый организм, ослабленный организм.

Вопросы для самоконтроля.

1. Чем характеризуется первый уровень за­щиты организма от поражения неблагоприятными факторами внешней среды? 2. Охарактеризуйте второй уровень защиты организма. 3. Что такое воспали­тельный процесс? 4. Какие факторы способствуют развитию и укреплению иммунитета? 5. В чём заключаются преимущества, сильного, закаленного организма перед ослабленным? 6. Что такое иммунодефицит? Чем опасно для организма; недостаточное функционирование иммунной системы? 7. Какое зна­мение для организма имеют занятия спортом, закаливание, здоровый образ жизни? .8. Что такое здоровый образ жизни? 9. Какую роль играет система энергетического обеспечения организма? Как ее укрепить?

Уровни защиты организма

Уровни

Роль в защите организма

Механизм защиты

     

Что пожирает вашу жизненную энергию

 

 

 

Три способа сохранения здоровья в любом возрасте, которые должен знать каждый

 

 

 

Техники здоровья. Ответы на вопросы.

 

 

 

Влияние алкоголя на организм человека

 

Ресурсы:

 

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.