Урок–обобщения по биологии на тему «Органы растений» (6 класс)
Урок-обобщения по теме «Органы растений»
Учитель: Марцута Е.С.
Предмет: Биология.
Класс: 6
Тип урока: комбинированный урок (урок комплексного применения знаний)
Форма проведения: урок в групповой форме
Цель урока: углубление и комплексное повторение по теме: «Органы растений», выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях, обобщение единичных знаний в систему.
Результаты урока:
Личностные:
1) Сформировать познавательный интерес к изучению биологии;
2)Ориентация в межличностных отношениях, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
3)Овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы.
Метапредметные:
1) Овладение исследовательскими умениями;
2) Анализировать текст, таблицы, рисунки, информацию;
3) Логично и правильно излагать материал;
4) Фиксировать факты или явления, проводить презентацию полученных знаний и опыты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
Регулятивные УУД – это умение: А) самостоятельно определять цели своего обучения Б) самостоятельно планировать пути достижения цели В) осуществлять контроль своей деятельности Г) корректировать свои действия Д) оценивать свою деятельность |
Познавательными включают умения: А) создавать обобщения Б) устанавливать аналогии В) строить логические рассуждения, умозаключения Г) делать выводы |
Коммуникативные УУД формируются за счет организации групповой работы в учебном процессе, в процессе выполнения практических и лабораторных работ. Это умение: А) находить общее решение Б) аргументировать и отстаивать свое мнение В) владение устной и письменной речью |
Предметные:
1) Объяснять роль семян, корней и листьев в природе;
2) Характеризовать функции частей семени, корня, листа.
3) Выявить различные признаки семян у однодольных и двудольных растений;
4) Различать и определять типы корневых систем, части листа на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах
5)Характеризовать жилкование листьев растений.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский
Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки, оценочные фишки (зелёный лист, красный лист).
Действия учителя |
Действия учащихся |
|
Ход урока 1.Приветствие 2.Работа в группах ( 33 минуты ) - Ребята, сегодня у нас необычный урок в групповой форме. На данном уроке каждый из вас почувствует себя журналистом, т.е. исследователем, который, работает с открытыми источниками информации. Я предлагаю Вам сейчас создать страничку биологической газету. - Для этого мы разделились на команды, и у каждой группы будет своя тема. И в конце урока Вы выступите с рассказом о проделанной работе и продемонстрируете получившуюся газету. - Чтобы выбрать и получить тему, над которой Вы будете работать, необходимо отгадать загадки: Лежало на свету, (СЕМЯ) - Молодцы, за правильный ответ команда №1 получает шаблон газеты под названием «семя» Под ногами лежат, (ЛИСТ) - Молодцы, за правильный ответ команда №2 получает шаблон газеты под названием «лист» Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (КОРЕНЬ) - Молодцы, за правильный ответ команда №3 получает шаблон газеты под названием «корень» - Итак, ребята, давайте с Вами вместе сформулируем тему нашего исследования? -Что же мы будем повторять на уроке, какая наша цель? - Но прежде, чем мы приступим к созданию газеты, посмотрите на Ваших столах есть памятка, где написаны правила успешной работы в группе, которые я Вам сейчас напомню:
Для создания газеты, нам потребуется: - готовые шаблоны органов растений; - картинки и фотографии; - клей; - цветные карандаши и ручки. 1 ЭТАП. Создание обложки. Любая публикация, будь это книга или газета, начинается с создания обложки, титульного листа Титульный лист должен содержать: Название; Подпись авторов работы, поэтому - Пусть один человек из группы укажет в табличке на шаблонах, Ваши фамилии и имена и напротив них напишет роль каждого члена команды 2 ЭТАП. Собрать определение Обратите внимание на шаблоне газеты даны слова лист, семя, корень , чтобы дать правильное определение, возьмите в руки желтый конверт под цифрой 1. Здесь даны слова, из которых нужно составить определение и наклеить их в нашу газету напротив слова лист, корень, семя. Ребята, давайте с Вами посмотрим, у кого что получилось. 3 ЭТАП. Подписать рисунок Следующим этапом создания газеты, необходимо подписать рисунок. Для этого берем в руки зеленый конверт №2 и соотносим название частей органов растений с цифрами обозначенными на рисунке. 4 ЭТАП. Заполните схему Приступаем к 4 этапу, в ваших газетах дана схема, но в ней есть пропуски, которые вам необходимо заполнить. Берем в руки голубой конверт под цифрой 3, где даны типы семян, виды корневой системы и жилкования листьев, Вам необходимо соотнести картинки с названиями . 5 ЭТАП. Заполнить таблицу 5 этапом в создании газеты необходимо заполнить таблицу, где каждая группа указывает 4-5 пунктов значения семян, корней и листьев в природе и жизни человека. 6 ЭТАП. Найди пару На заключительном этапе, Вам нужно разложить овощи, листья и семена на 2 тарелки, которые лежат на ваших партах по принципу 1команда «семя»- распределяют семена к однодольным и двудольным растениям 2команда «корень»- распределяют овощи по типу корневых систем 3команда «лист»- распределяют гербарный материал по типу жилкования листьев. 7 ЭТАП. Выступление. Заполнения схемы на доске -Теперь каждой команде необходимо презентовать свою газету. Представитель от каждой группы выходит к доске, заполняет пробелы в схеме, с помощью газеты и выступает с рассказом о проделанной работе. -Остальные внимательно слушают выступление каждой команды, и заполняют индивидуальные карточки, которые у каждого из Вас лежат на столе. Обращаю Ваше внимание, что в карточках Вам необходимо вставить пропущенные слова, заполнить таблицу и дополнить схему примерами. Если у кого то из Вас возникли трудности с заполнением карточек, то поднимите вверх красный листочек и мы с Вами разберем задание, которое вызвало у Вас затруднение. В конце урока, я соберу карточки, которые вы заполнили и поставлю вам оценки. 1м с рассказом о проделанной работе выступит корреспондент 1 коменды -Спасибо за выступление корреспонденту 1 команды «семя» -Спасибо за выступление корреспонденту 2 команды «корень» -Спасибо за выступление корреспонденту 3 команды «лист» Индивидуальные карточки Вы оставляете себе, они будут служить Вам памяткой. Ребята, посмотрите на схему, которая получилась из Ваших газет -Какой процесс изображен на схеме? -Можно ли сказать, что эти органы связаны друг с другом - Может ли растение обходиться без какого либо из органов? Вывод: Все органы взаимосвязаны и образуют целостный единый организм. – В заключении давайте с Вами скажем, какое задание на уроке для Вас было самым интересным… Что стало самым сложным и трудным…… Что Вы теперь можете ….. Если Вы считаете, что урок был скучным, не интересным, то… Карточки, Вы сдаете мне на проверку, не забудьте указать ФИ Дом. задание составить кроссворд по теме органы растения -Всем спасибо за урок, всего доброго. |
Отгадывают загадки Повторить углубить и систематизировать знания об органах растений. Зачитывают определения. Зачитывают значение Прорастание семени. Развитие и рост растения. |
Приложение
Шаблоны органов растений
лист |
семя |
корень |
Карточка по теме «СЕМЯ,КОРЕНЬ»
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
КОРЕНЬ – это ………….. подземный орган растения, основной функцией которого является ………….…... воды и минеральных веществ из ………...….
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
СТЕРЖНЕВАЯ МОЧКАВАТАЯ
ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение корней в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
СЕМЯ – это ……………... орган, основной функцией которого является…………………….и……………………. растений.
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
СЕМЯ
Растения с 1ой семядолей Растения с 2мя семядолями
ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение семени в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
Карточка по теме «ЛИСТ,КОРЕНЬ»
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
КОРЕНЬ – это ………….. подземный орган растения, основной функцией которого является ………….…... воды и минеральных веществ из ………...….
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА
СТЕРЖНЕВАЯ МОЧКАВАТАЯ
ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение корней в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
ЛИСТ – это ………………. орган растения, основной функцией которого является………………
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
А) ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ
Параллельное Дуговое Сетчатое
ПРИМЕР: ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение листьев в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
Карточка по теме «ЛИСТ, СЕМЯ»
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
А) СЕМЯ – это ……………... орган, основной функцией которого является …………………….и……………………. растений.
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
СЕМЯ
Растения с 1ой семядолей Растения с 2мя семядолями
ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение семени в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
ЛИСТ – это ………………. орган растения, основной функцией которого является………………
2. ДОПОЛНИТЕ СХЕМЫ ПРИМЕРАМИ
ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ
Параллельное Дуговое Сетчатое
ПРИМЕР: ПРИМЕР: ПРИМЕР:
3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Значение листьев в природе и жизни человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
Пахомова Татьяна Петровна