12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Михайлова17
Иркутская обл.

Тема урока Слова- синонимы

Цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний..

Задачи: создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов; учить детей распознавать синонимы; развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие; формировать основы учебной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа.

Ход урока

 

 

 

 

П№

Этап урока

Цель

Учитель

Ученики

Примечание

1

Мотивация

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

определение содержательных рамок урока: группы слов с близким значением

актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

 

Приветствует учеников.

 

- Сегодня я вас приглашаю на урок – прогулку. Вы готовы?

- Какие качества помогут вам открыть ново знание?

- Скажите, а как мы обычно работаем на уроке?

- А как мы с вами открываем новое знание?

 

 

- С чего мы начинаем урок?

Садятся на места.

-Да! С удовольствием будем работать на таком уроке!

 

 

 

-Сначала мы повторяем необходимый для урока материал, затем выполняем пробное действие, затем мы понимаем в чем наша сложность и что мы не знаем, находим выход из затруднения, выполняем самостоятельную работу.

 

- С повторения нужных знаний.

 

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Актуализация

1) актуализировать понятие речь, предложение, слово, многозначные слова, однозначные слова;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию

- Из чего состоит наша речь? Предложение? Что такое предложение? Что имеет большая группа слов?

Какие бывают слова?

 

 

-Молодцы! Какие знания мы с вами повторили?

 

- что вы будете делать сейчас?

(Ответы детей)

Слово имеет лексическое значение. Лексическое значение – это полный рассказ о слове.

 

 

Примеры многозначных и однозначных слов.

 

 

 

 

- мы будем выполнять пробное действие.

 

 

3

Пробное действие

1) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.

 

- Пробное действие вы всегда выполняете индивидуально. Посмотрите, на столе у вас лежат карточки. Вам нужно найти в каждой группе слов лишнее слово. И попробовать доказать: почему оно лишнее. Итак, время пошло.

-Ребята, сделайте выводы. В первой группе слов какое слово лишнее?

- а во второй ?

- В третьей?

- вы абсолютно правильно ответили. А как вы определили, что именно эти слова лишние?

 

- а как тогда называются оставшиеся слова?

-ребята кто не знает термин, который означает, что слова пишутся и слышатся по- разному , но обладают одним общим значением?

Дети слушают задание и выполняют его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мудрый, драка, отдых

 

 

 

- Они не подходят по смыслу к оставшимся словам. У всех остальных слов похожее, близкое значение.

(ответы детей)

 

- мы пока не знаем.

 

 

Поднимают руки.

Слайд№3

Карточка индивидуальная

4

Фиксация затруднения и построения выхода из затруднения

организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании;

организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.

 

- какое было ваше задание?

- в чем ваше затруднение.

 

 

-какую цель вы перед собой поставите?

- какая будет тема урока?

 

- для того, чтобы помочь вам узнать новый термин, я предлагаю вам вернуться к минутке чистописания. Попробуйте составить слово, используя данные слоги. Это задание вы выполняете на чистописание в своей тетради.

- - что же за слово у вас получилось?

- молодцы! Вы справились! А как нам с вами проверить правильно ли мы назвали наш новый термин?

- открыли учебник на стр.43

 

-Найти лишнее слово, и доказать почему оно лишнее.

- мы нашли правильно слова, но не знаем, как называются слова с близким значением.

 

- узнать, как называются слова, значение которых близкое, но пишутся и слышатся они по - разному.

- группы слов с близким значением.

 

Дети собирают слоги и получают слово : «синонимы».

 

 

- синоним.

 

- нужно посмотреть в учебнике.

 

 

 

дети зачитывают определение из учебника на стр . 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Проговаривание во внешней речи

зафиксировать во внешней речи значение термина «синонимы» и их отличительные особенности.

 

На доске слайды, выпишите слова синонимы к заданным словам

 

-давайте, проверим, какие группы вы составили? Объясните почему.

 

-вы правильно подобрали синонимы.

- Какой вывод можем сделать?

 

 

 

 

После выполнения дети объясняют, почему они выбрали именно эти слова и проговаривают во внешней речи определение синонимов.

 

Синонимы – это слова, близкие по значению. Они отвечают на один и тот же вопрос.

Слайд из SMART

 

 

 

 

6

Включение в систему знаний и повторение

1)включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение подбирать синонимы (работа в группах)

 

1.-У вас в учебнике картинки и четыре слова погасить, потушить, выключить, задуть.

Соотнесите картинки и слова.

2. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны синонимы?

 

Работа в группах

Прочитайте тексты всё ли в порядке?

Попробуйте заменить повторяющиеся слова на синонимы.

 

- сделайте вывод: для чего служат синонимы? Совершенно верно!

Задуть свечу

Погасить свет

Потушить пожар

Выключить утюг.

 

 

 

 

 

 

В текстах повторяются одни и те же слова.

 

Работают в группах

 

Читают полученные тексты

 

Синонимы служат для богатства речи и выразительности. Чтобы не было повторов.

 

 

 

 

 

8

Рефлексия и подведение итогов

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

- давайте подведем итог нашего урока. Какая была тема урока?

- какую цель мы ставили перед собой?

-мы узнали?

- давайте оценим себя!

Еt1630972460aa.gif сли вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, сможете дать безошибочно определение термину «синоним» поставьте себе на полях

 

Если у вас не было ошибок в самостоятельной работе, но возникают вопросы по теме урока

 

,t1630972460ab.gif поставьте себе

 

Если у вас были ошибки в самостоятельной работе

И возникают вопросы по теме урока , поставьте

t1630972460ac.gif

себе

 

- сегодня, вы все работали отлично, а за чтовы можете похвалить себя? а своего соседа? а соседа впереди/сзади себя? А учителя?

- За активную работу вы получаете отметки….

 

- группа слов с близким значением.

 

- узнать как называются слова с общим значением, но с различным написанием и звучанием.

- да! Это синонимы!

 

 

 

 

 

Оценивают себя дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.