Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-синонимы»
Тема урока Слова- синонимы
Цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний..
Задачи: создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов; учить детей распознавать синонимы; развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие; формировать основы учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа.
Ход урока
|
П№ |
Этап урока |
Цель |
Учитель |
Ученики |
Примечание |
1 |
Мотивация |
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока: группы слов с близким значением актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
|
Приветствует учеников.
- Сегодня я вас приглашаю на урок – прогулку. Вы готовы? - Какие качества помогут вам открыть ново знание? - Скажите, а как мы обычно работаем на уроке? - А как мы с вами открываем новое знание?
- С чего мы начинаем урок? |
Садятся на места. -Да! С удовольствием будем работать на таком уроке!
-Сначала мы повторяем необходимый для урока материал, затем выполняем пробное действие, затем мы понимаем в чем наша сложность и что мы не знаем, находим выход из затруднения, выполняем самостоятельную работу.
- С повторения нужных знаний.
|
Слайд № 1
Слайд №2
|
2 |
Актуализация |
1) актуализировать понятие речь, предложение, слово, многозначные слова, однозначные слова; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию |
- Из чего состоит наша речь? Предложение? Что такое предложение? Что имеет большая группа слов? Какие бывают слова?
-Молодцы! Какие знания мы с вами повторили?
- что вы будете делать сейчас? |
(Ответы детей) Слово имеет лексическое значение. Лексическое значение – это полный рассказ о слове.
Примеры многозначных и однозначных слов.
- мы будем выполнять пробное действие. |
|
3 |
Пробное действие |
1) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.
|
- Пробное действие вы всегда выполняете индивидуально. Посмотрите, на столе у вас лежат карточки. Вам нужно найти в каждой группе слов лишнее слово. И попробовать доказать: почему оно лишнее. Итак, время пошло. -Ребята, сделайте выводы. В первой группе слов какое слово лишнее? - а во второй ? - В третьей? - вы абсолютно правильно ответили. А как вы определили, что именно эти слова лишние?
- а как тогда называются оставшиеся слова? -ребята кто не знает термин, который означает, что слова пишутся и слышатся по- разному , но обладают одним общим значением? |
Дети слушают задание и выполняют его
Мудрый, драка, отдых
- Они не подходят по смыслу к оставшимся словам. У всех остальных слов похожее, близкое значение. (ответы детей)
- мы пока не знаем.
Поднимают руки. |
Слайд№3 Карточка индивидуальная |
4 |
Фиксация затруднения и построения выхода из затруднения |
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании; организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
|
- какое было ваше задание? - в чем ваше затруднение.
-какую цель вы перед собой поставите? - какая будет тема урока?
- для того, чтобы помочь вам узнать новый термин, я предлагаю вам вернуться к минутке чистописания. Попробуйте составить слово, используя данные слоги. Это задание вы выполняете на чистописание в своей тетради. - - что же за слово у вас получилось? - молодцы! Вы справились! А как нам с вами проверить правильно ли мы назвали наш новый термин? - открыли учебник на стр.43
|
-Найти лишнее слово, и доказать почему оно лишнее. - мы нашли правильно слова, но не знаем, как называются слова с близким значением.
- узнать, как называются слова, значение которых близкое, но пишутся и слышатся они по - разному. - группы слов с близким значением.
Дети собирают слоги и получают слово : «синонимы».
- синоним.
- нужно посмотреть в учебнике.
дети зачитывают определение из учебника на стр . 43 |
|
5 |
Проговаривание во внешней речи |
зафиксировать во внешней речи значение термина «синонимы» и их отличительные особенности.
|
На доске слайды, выпишите слова синонимы к заданным словам
-давайте, проверим, какие группы вы составили? Объясните почему.
-вы правильно подобрали синонимы. - Какой вывод можем сделать? |
После выполнения дети объясняют, почему они выбрали именно эти слова и проговаривают во внешней речи определение синонимов.
Синонимы – это слова, близкие по значению. Они отвечают на один и тот же вопрос. |
Слайд из SMART
|
6 |
Включение в систему знаний и повторение |
1)включить новое знание в систему знаний; 2) тренировать умение подбирать синонимы (работа в группах)
|
1.-У вас в учебнике картинки и четыре слова погасить, потушить, выключить, задуть. Соотнесите картинки и слова. 2. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны синонимы?
Работа в группах Прочитайте тексты всё ли в порядке? Попробуйте заменить повторяющиеся слова на синонимы.
- сделайте вывод: для чего служат синонимы? Совершенно верно! |
Задуть свечу Погасить свет Потушить пожар Выключить утюг.
В текстах повторяются одни и те же слова.
Работают в группах
Читают полученные тексты
Синонимы служат для богатства речи и выразительности. Чтобы не было повторов. |
|
8 |
Рефлексия и подведение итогов |
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить домашнее задание. |
- давайте подведем итог нашего урока. Какая была тема урока? - какую цель мы ставили перед собой? -мы узнали? - давайте оценим себя! Е сли вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, сможете дать безошибочно определение термину «синоним» поставьте себе на полях
Если у вас не было ошибок в самостоятельной работе, но возникают вопросы по теме урока
, поставьте себе
Если у вас были ошибки в самостоятельной работе И возникают вопросы по теме урока , поставьте себе
- сегодня, вы все работали отлично, а за чтовы можете похвалить себя? а своего соседа? а соседа впереди/сзади себя? А учителя? - За активную работу вы получаете отметки…. |
- группа слов с близким значением.
- узнать как называются слова с общим значением, но с различным написанием и звучанием. - да! Это синонимы!
Оценивают себя дети
|
Слайд № 6
|