Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Жизнь растений»
Самсонова Екатерина Борисовна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» г. Курска
УРОК БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» 6 КЛАСС
Цели по содержанию:
Образовательные: учить обучающихся работать индивидуально; уметь применять свои знания на практике, задавать вопросы, работать с иллюстрациями, лабораторным оборудованием;
Развивающая: развивать общеучебные компетенции;
Интеллектуальные: анализ, оценивание, обобщение;
Информационные: умение извлекать информацию из имеющихся средств, применять их на практике; Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку; Воспитательные: воспитывать обучающихся бережное отношение к природе через погружение в игру - путешествие.
Планируемые результаты учебного занятия:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение практической работы). 4. Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
2. Находить отличия в процессах жизнедеятельности растений. 3. Работать с информационными текстами.
4. Сравнивать и выделять способы размножения у растений.
Коммуникативные УУД
1. Владение всеми видами речевой деятельности; практическими навыками работы с лабораторным оборудованием; поиск решений проблемных вопросов; умение работать в группе.
Личностные результаты: мотивировать к обучению и целенаправленной деятельности, позитивному отношению к природе, необходимости её охраны и бережному отношению, готовность к саморазвитию. Задачи: организовать формирование УУД в ходе решения проблемных задач и групповой работы при систематизации знаний о различных процессах жизнедеятельности растения.
Тип урока: обобщение знаний.
Методы и формы обучения: урок с применением системно-деятельного подхода и выполнением лабораторных опытов, эвристических методов, индивидуальных, фронтальных форм обучения.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценивания, технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, элементы здоровьесберегающей технологии.
Этап |
Задачи этапа |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности учащихся |
Формирование УУД |
||
1. Этап мотивации к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку. Я рада видеть ваши добрые и любопытные лица. В такой благоприятной атмосфере начнем наш урок. |
Приветствие учителя. Настраиваются на работу. |
Личностные УУД. Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность |
||
2. Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
В течение многих уроков мы изучали растительный мир нашей планеты, который очень разнообразен. Растения, различные по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в разных условиях, но у них похоже протекают основные процессы жизнедеятельности. Они сложны и многогранны. Как вы думаете, какие основные свойства растений мы сегодня вспомним? Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока? Итак, тема нашего урока: «Жизнь растений». Какова, по вашему мнению, будет цель урока? |
Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы, формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решать. |
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
||
3. Обобщение и систематизация изученного материала. |
Эпиграфом к нашему уроку является высказывание Леонардо да Винчи “Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться” А урок наш не обычный – это урок-путешествие. Сейчас мы на мгновение отправимся в весенний лес. (Просмотр видеофильма 1,5 мин. «Лесной склад»). Продолжаем наше путешествие. Путешествия по всем станциям выполняются в группах. У каждого из вас имеется индивидуальный рабочий лист. Подпишите на нем свою фамилию и имя. Первая станция «Химическая». Вы уже знаете, что живые организмы имеют сходный химический состав. По заданиям, которые вы получили, надо доказать с помощью опытов, какие вещества входят в состав растений и составить общую схему на доске и у себя в тетрадях. I группа. Докажите, что в состав растений входит вода? Сделайте вывод. II группа. В состав растений входят минеральные вещества. Докажите это и сделайте вывод. III группа. С помощью какого опыта можно убедиться, что в растениях содержится крахмал. Сделайте вывод. IV группа. Докажите, что в состав растений входит растительный белок? Сделайте вывод. V группа. Как можно доказать, что в растениях содержатся жиры? Сделайте общий вывод: какие вещества необходимы для нормального роста и развития растений. (ученики дополняют схему на доске по мере доказательств опытами). Следующая станция «Физиологическая» Растение – это живой организм. Как для всякого живого организма растениям присущи определенные свойства. Все процессы жизнедеятельности растений в конце путешествия по станции «физиологическая» отобразите у себя в тетрадях в виде схемы и укажите, по каким законам природы они происходят. I группа. Задача. Растениям необходимы различные минеральные вещества. Откуда и как поступают в организм растения эти вещества? У водорослей – низших растений нет корней. Как они добывают питательные вещества? II группа. Задача. Кроме минерального питания, растениям нужны и органические вещества. Как растения решают эту задачу? Что такое фотосинтез? III группа. Задача. Вы уже знаете, что корни всасывают воду с минеральными солями и что они в листе превращаются в крахмал. Каким же образом вода, минеральные и органические вещества поступают к каждому органу растения? IV группа. Задача. Одновременно с фотосинтезом в растении идёт другой процесс днём и ночью. Докажите это или опровергните. V группа. Задача. Т.Г. Шевченко, будучи сосланным в безводную казахскую степь и лишенным права писать и рисовать, семь лет трудился над тем, чтобы среди безжизненных песков из прутиков вербы возник чарующий зелёный оазис, дарящий людям радость. О каком свойстве организма идёт речь? И почему вы так думаете? Третья станция «Корзина идей» Предложите различные способы решения проблемы с точки зрения законов физики, химии и других наук. I группа. Могут ли бобы разорвать пароход? Никто не поверит. Но, оказывается, могут. Огромный пароход «Харьков» плыл из-за границы в Одессу. Но недалеко от Константинополя наскочил на каменистую мель. В днище образовалась пробоина и в трюм , где находились мешки с бобами начала поступать вода. Что там произошло расскажете вы, а в результате пароход разломился на две части. А что же бобы? II группа. Что имел в виду К.А. Тимирязев когда писал «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зёрна – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений. Решите эту задачу не только с точки зрения биологии, но, и других наук. III группа. Как приятно в жаркий летний день окунуться в прохладу леса или парка. О блаженство! Задумайтесь над этим? (Испарение – физический закон) IV группа. Защитите лист который до конца позапрошлого столетия пользовался легкомысленной славой пышного, но бесплодного наряда. Итак «Ода листу» - домашнее мини-сочинение. V группа. «Растение – это живой организм, который от корня до цветка и наоборот пронизан водопроводными трубами». Что имел в виду К.А. Тимирязев. Выскажите своё мнение. По какому принципу работают эти «водопроводные трубы». Вывод: С какими явлениями природы вы встретились на этой станции? |
Учащиеся с помощью опытов определяют химический состав растений. На доске и в тетради заполняют схему по химическому составу растений. Делают выводы. Решают поставленные задачи с помощью логического мышления и полученных ранее знаний. Выполнение творческих заданий. Анализ необычных ситуаций, выступление с ответами. |
Познавательные УУД.Могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Регулятивные УУД.Принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные УУД. Искать и выделять необходимую информацию. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, умение структурировать знания и строить высказывания, умения сжато выборочно передавать содержание материала. Коммуникативные УУД. Сформировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные УУД. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели. |
|||
Физкультурная минутка |
Показ упражнений и контроль за выполнением команд Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. |
Выполнение физических упражнений |
||||
Четвёртая станция «Репродуктивная» I группа. Закончите схему полового размножения улотрикса. II группа. Закончите схему полового размножения мха? III группа. Пользуясь рисунком, закончите схему полового размножения папоротника. IV группа. Закончите схему полового размножения сосны. V группа. Закончите схему вегетативного размножения цветкового растения. (См. схемы в приложении). Пятая станция «Литературная» На этой станции каждой группе даётся задание в виде стихотворения, где нужно составить небольшой рассказ по вопросам о процессах жизнедеятельности растений. I группа: О свет, возникший в первый день творенья. С небес на это дерево слети Тебе подвластно таинство цветенья, Назначь же срок – когда ему цвести. И вспыхнут нежным пламенем бутоны, И, славя солнце, затрепещут кроны. Рабиндранат Тагор «Голос Лета». Составьте небольшой рассказ по вопросам: В какое время года (месяцы) в основном цветут растения? Что такое цветок и нужен ли он растению? Зачем с точки зрения эволюции? II группа:Цветок всю ночь готовит мёд, Пчелу-сластёну в гости ждёт. Бери, мол, но как другу Мне окажи услугу. Какую услугу цветок просит оказать пчелу? Как называется такой способ опыления? Какие ещё существуют способы опыления? Что происходит в цветке после опыления? К какому способу размножения относится размножение семенами? III группа: В стихотворении поэта Николая Рыленкова есть продолжение предыдущему четверостишью: Вам, как знатокам биологии необходимо: Пыльцу мучнистую эту Перенеси соседу. Пчела несёт её , и вот – Цветок увял и …… - Продолжите стихотворение. О каком способе опыления спрашивает нас поэт? Что происходит после опыления? Как и почему называется оплодотворение у цветковых растений? IV группа:Лес, точно терем, расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пестрою стеной Стоит над солнечной поляной. И. Бунин. О каком явлении в жизни растений идёт речь в этом стихотворении? Почему зелёный лист отрывается с трудом, а до желтого достаточно дотронуться, и он падает? V группа: Басня «Листы и корни». И А. Крылов. В прекрасный летний день,
Мы корни дерева, на коем вы цветете. Кто прав, корни или листья? Кто кого должен благодарить? Почему? Объясните выражение «Листы на дереве с зефирами шептались». |
Самостоятельная работа в группах. Подбирают термины, соответствующие вопросу в схемах. Делают записи в карточках и после урока сдают учителю. Взаимодействие в групповом коллективе. Читают стихотворения, формулируют ответ, применяя полученные знания. |
Познавательные УУД. Уметь выделять необходимую информацию; структурировать знания. Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД. Уметь выявлять необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные УУД. Умение самостоятельно вырабатывать критерии оценивания. |
||||
Выполнение тестового задания (см. приложение) На обратной стороне доски написать ответы по вариантам и сделать самопроверку. |
Учащиеся выполняют тестовую работу. Проводят самооценку. |
Познавательные УУД. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причины явлений и их следствия. Регулятивные УУД. Оценивать степень успешности достижения цели по критериям. |
||||
4. Рефлексия |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Мы вернулись из путешествия, помогите мне продолжить фразу: -Мне было интересно… - Я сегодня понял, что… - Мне было трудно … -Завтра я хочу на уроке узнать … Подводит итоги урока, выставляет оценки, предлагает ребятам оценить урок. Учащиеся на столах оставляют свои индивидуальные рабочие листы, которые собирает учитель. |
Обсуждают в группах участие каждого ученика и оценивают его деятельность. |
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. |
||
5. Домашнее задание. |
Предлагает домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение о многообразии цветковых растений. Поучаствуйте в подготовке проекта «Зелёный уголок», вегетативно размножьте какое-либо комнатное растение, результат принесите в школу через 6 недель. Повторите §45, выполните задание на стр.145. |
Записывают в дневники домашнее задание, задают интересующие их вопросы. |
Регулятивные УУД. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта). |
Приложение
Индивидуальный рабочий лист
1 группа
Станция «Химическая»
Докажите, что в состав растений входит вода? Сделайте вывод.
Станция «Физиологическая»
Задача. Растениям необходимы различные минеральные вещества. Откуда и как поступают в организм растения эти вещества? У водорослей – низших растений нет корней. Как они добывают питательные вещества?
Станция «Корзина идей»
Могут ли бобы разорвать пароход? Никто не поверит. Но, оказывается, могут. Огромный пароход плыл из-за границы домой. Но недалеко от Константинополя наскочил на каменистую мель. В днище образовалась пробоина и в трюм , где находились мешки с бобами начала поступать вода. Что там произошло расскажете вы, а в результате пароход разломился на две части. А что же бобы? Какие условия необходимы для прорастания семян?
Станция «Репродуктивная»
Закончите схему полового размножения улотрикса.
Улотрикс ?
? ? ?
Улотрикс ?
Станция «Литературная»
О свет, возникший в первый день творенья.
С небес на это дерево слети
Тебе подвластно таинство цветенья,
Назначь же срок – когда ему цвести.
И вспыхнут нежным пламенем бутоны,
И, славя солнце, затрепещут кроны.
Рабиндранат Тагор «Голос Лета».
Составьте небольшой рассказ по вопросам:
В какое время года (месяцы) в основном цветут растения? Что такое цветок и нужен ли он растению? Зачем с точки зрения эволюции?
Выполните тест
Вариант 1
1.Вода поднимается от корня по стеблю к листьям благодаря:
А. внесению удобрений Б. корневому давлению
В. фотосинтезу Г. изменению влажности воздуха
2. При дыхании растение выделяет:
А. кислород Б. углекислый газ
В. водород Г. азот
3. Для фотосинтеза растению необходимы вещества:
А. углекислый газ и вода Б. углекислый газ и кислород
В. кислород и вода Г. органические вещества и вода
4. Листовая мозаика – это приспособление листьев к:
А. лучшему освещению Б. лучшему получению минеральных солей
В. размножению Г. ко всему перечисленному
5. Женские половые клетки называются:
А. спермий Б. зигота
В. яйцеклетка Г. сперматозоид
6.Половое размножение происходит с помощью:
А. спор Б. почек
В. семян Г. вегетативных органов
Индивидуальный рабочий лист
группа
Станция «Химическая»
В состав растений входят минеральные вещества. Докажите это и сделайте вывод.
Станция «Физиологическая»
Задача. Кроме минерального питания, растениям нужны и органические вещества. Как растения решают эту задачу? Что такое фотосинтез?
Станция «Корзина идей»
Что имел в виду К.А. Тимирязев когда писал «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зёрна – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений. Решите эту задачу не только с точки зрения биологии, но, и других наук.
Станция «Репродуктивная»
Закончите схему полового размножения мха.
Спора ? ? ?
Зигота? ?
Спора ? ? ?
Станция «Литературная»
Цветок всю ночь готовит мёд,
Пчелу-сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу
Мне окажи услугу.
Какую услугу цветок просит оказать пчелу? Как называется такой способ опыления? Какие ещё существуют способы опыления? Что происходит в цветке после опыления? К какому способу размножения относится размножение семенами?
Выполните тест
Вариант 2
1.Для растений характерно питание:
А. только путем фотосинтеза Б. только минеральное
В. готовыми органическими веществами Г. фотосинтез и минеральное
2. В процессе дыхания растение выделяет в атмосферу:
А. органические вещества Б. кислород
В. углекислый газ Г. минеральные соли
3. Благодаря чему вода передвигается по растению:
А. только испарению Б. только корневому давлению
В. корневому давлению и испарению Г. фотосинтезу
4. Какие условия не влияют на прорастание семян:
А. свет Б. вода
В. тепло Г. воздух
5. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А. спермий Б. гамета
В. зигота Г. яйцеклетка
6. Двойное оплодотворение свойственно:
А. голосеменным Б. цветковым
В. папоротникообразным Г. мохообразным
Индивидуальный рабочий лист
группа
Станция «Химическая»
С помощью какого опыта можно убедиться, что в растениях содержится крахмал. Сделайте вывод.
Станция «Физиологическая»
Задача. Вы уже знаете, что корни всасывают воду с минеральными солями, что они в листе превращаются в крахмал. Каким же образом вода, минеральные и органические вещества добираются до каждого органа растения?
Станция «Корзина идей»
Как приятно в жаркий летний день окунуться в прохладу леса или парка. О блаженство! Задумайтесь над этим?
Станция «Репродуктивная»
Пользуясь рисунком, закончите схему полового размножения папоротника.
?
Спора ? Зигота ? ?
?
Станция «Литературная»
В стихотворении поэта Николая Рыленкова есть продолжение предыдущему четверостишью:
Вам, как знатокам биологии необходимо продолжить стихотворение:
Пыльцу мучнистую эту
Перенеси соседу.
Пчела несёт её, и вот –
Цветок увял и ……
- Продолжите стихотворение. О каком способе опыления спрашивает нас поэт? Что происходит после опыления? Как и почему называется оплодотворение у цветковых растений?
Выполните тест
Вариант 1
1.Вода поднимается от корня по стеблю к листьям благодаря:
А. внесению удобрений Б. корневому давлению
В. фотосинтезу Г. изменению влажности воздуха
2. При дыхании растение выделяет:
А. кислород Б. углекислый газ
В. водород Г. азот
3. Для фотосинтеза растению необходимы вещества:
А. углекислый газ и вода Б. углекислый газ и кислород
В. кислород и вода Г. органические вещества и вода
4. Листовая мозаика – это приспособление листьев к:
А. лучшему освещению Б. лучшему получению минеральных солей
В. размножению Г. ко всему перечисленному
5. Женские половые клетки называются:
А. спермий Б. зигота
В. яйцеклетка Г. сперматозоид
6.Половое размножение происходит с помощью:
А. спор Б. почек
В. семян Г. вегетативных органов
Индивидуальный рабочий лист
4группа
Станция «Химическая»
Докажите, что в состав растений входит растительный белок? Сделайте вывод.
Станция «Физиологическая»
Задача.Одновременно с фотосинтезом в растении идёт и другой процесс днём и ночью. Докажите это или опровергните.
Станция «Корзина идей»
Защитите лист который до конца позапрошлого столетия пользовался легкомысленной славой пышного, но бесплодного наряда. Итак «Ода листу» - домашнее мини-сочинение.
Станция «Репродуктивная»
Закончите схему полового размножения сосны.
Женская шишка ?
? ? ? ? ?
Мужская шишка ?
Станция «Литературная»
Лес, точно терем, расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
И. Бунин
О каком явлении в жизни растений идёт речь в этом стихотворении?
Почему зелёный лист отрывается с трудом, а до желтого достаточно дотронуться, и он падает?
Выполните тест
Вариант 2
1.Для растений характерно питание:
А. только путем фотосинтеза Б. только минеральное
В. готовыми органическими веществами Г. фотосинтез и минеральное
2. В процессе дыхания растение выделяет в атмосферу:
А. органические вещества Б. кислород
В. углекислый газ Г. минеральные соли
3. Благодаря чему вода передвигается по растению:
А. только испарению Б. только корневому давлению
В. корневому давлению и испарению Г. фотосинтезу
4. Какие условия не влияют на прорастание семян:
А. свет Б. вода
В. тепло Г. воздух
5. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А. спермий Б. гамета
В. зигота Г. яйцеклетка
6. Двойное оплодотворение свойственно:
А. голосеменным Б. цветковым
В. папоротникообразным Г. мохообразным
Индивидуальный рабочий лист
группа
Станция «Химическая»
Как можно доказать, что в растениях содержатся жиры?
Сделайте общий вывод: какие вещества необходимы для нормального роста и развития растений.
(ученики дополняют схему на доске по мере доказательств опытами).
Станция «Физиологическая»
Задача. Т.Г. Шевченко, будучи сосланным в безводную казахскую степь и лишенным права писать и рисовать, семь лет трудился над тем, чтобы среди безжизненных песков из прутиков вербы возник чарующий зелёный оазис, дарящий людям радость. О каком свойстве организма идёт речь? И почему вы так думаете?
Станция «Корзина идей»
«Растение – это живой организм, который от корня до цветка и наоборот пронизан водопроводными трубами». Что имел в виду К.А. Тимирязев. Выскажите своё мнение. По какому принципу работают эти «водопроводные трубы».
Станция «Репродуктивная»
Закончите схему вегетативного размножения цветкового растения.
(смородина)взрослое растение ? новое растение
(фиалка) взрослое растение ? новое растение
Станция «Литературная»
Басня «Листы и корни». И А. Крылов.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей……
«Промолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» ……
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,—
Не станет дерева, ни вас».
Кто прав, корни или листья? Кто кого должен благодарить? Почему?
Объясните выражение «Листы на дереве с зефирами шептались»
Выполните тест
Вариант 1
1.Вода поднимается от корня по стеблю к листьям благодаря:
А. внесению удобрений Б. корневому давлению
В. фотосинтезу Г. изменению влажности воздуха
2. При дыхании растение выделяет:
А. кислород Б. углекислый газ
В. водород Г. азот
3. Для фотосинтеза растению необходимы вещества:
А. углекислый газ и вода Б. углекислый газ и кислород
В. кислород и вода Г. органические вещества и вода
4. Листовая мозаика – это приспособление листьев к:
А. лучшему освещению Б. лучшему получению минеральных солей
В. размножению Г. ко всему перечисленному
5. Женские половые клетки называются:
А. спермий Б. зигота
В. яйцеклетка Г. сперматозоид
6.Половое размножение происходит с помощью:
А. спор Б. почек
В. семян Г. вегетативных органов
Литература к уроку:
В.В.Пасечник Учебник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М: Дрофа, 2016 г.
Н.И.Галушкова Биология. Поурочные планы 6 класс, Волгоград, 2013 г.
3. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
4. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
5.http//school-collection.edu/ru/catalog/teacher
6.http//infourok.ru/biologiya.ukoz.ru/
7.http://viki.rdf.ru
Медведева Татьяна Александровна