Урок по обществознанию «Будь Смелым» (6 класс)

Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 Тутаевского муниципального района
«Методическая разработка урока в условиях школы»
урок по обществознанию
«Будь Смелым»
(6 класс)
Автор:
Шаев Дмитрий Сергеевич,
учитель истории и обществознания МОУ СШ № 3
Тутаевского муниципального района
Тутаев, 2020 г.
Конспект урока в 6 классе.
Тема урока: Будь смелым
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы:
Основные - учебник. Обществознание. Учебник для 6 класса - Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф, презентация (PPT) «Будь Смелым»,Дополнительные – Видеоролик (мультфильм Лунтик, исторический фильм о героизме),
Цель: Познакомить учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.
Задачи:
Обучающие:
Раскрыть понятие страха, дать определение страха;
Показать, как страх отображается на теле человека и как влияет на его поведение;
Выявить наиболее типичные страхи у подростков;
Научить преодолевать страх.
Развивающие:
Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
Развивать творческие способности, логическую речь;
Развивать умения работать с учебной литературой.
Воспитательные:
Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, воспитывать уважение друг к другу, толерантность.
Планируемые результаты:
Предметные:
применять изученный понятийный аппарат;
объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;
Метапредметные:
Коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;
Регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;
Личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Методы и приемы:
Проблемное изложение;
Частично-поисковый:
Наглядный;
Словесный.
Ход урока:
Организационный момент
Ориентационно-мотивационный этап.
Изучение нового материала
Подведение итогов
Закрепление:
Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку. Проверю ваше внимание.
Сейчас я вам покажу изображения со смайликами(эмоджи), мем на внимание ), и мы увидим, внимательны ли вы и готовы к уроку?. (Приложение 1)
Ну надеюсь, что после урока у всех будет такое настроение.
2. Ориентационно-мотивационный этап.
Сейчас я включу вам видеоролик. Ваша задача внимательно его просмотреть и сказать про что мультфильм.
Показ видеоролика(Лунтик и его друзья)
ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА
Учитель:
Ребята скажите же, про что мультфильм?
Какими качествами обладает Лунтик?
Ребята, вы уже, наверное, догадались какая тема урока, давайте ее сформулируем и запишем её в тетрадь.
Тема урока: Будь смелым
3. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке вы должны будете:
- познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;
- выявить причины возникновения страха;
- обсудить практические способы преодоления страха.
1 Что такое страх
Учитель: Сегодня, в современном мире, сложно найти человека, который ничего не боится . Беспокойство, страх каких то событий, или явлений, переживание, это входит в нашу жизнь как и радость, счастье, удивление, злость, гнев. Но, когда человек боится, человек меняется, он не может контролировать себя, свои поступки, свои действия, свои эмоции.
Задание 1 :
Попробуйте выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога. (опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас)
Учитель: Чувство страха испытывают не только люди, но и животные.
Сейчас я вам зачитаю поговорку. Как вы понимаете ее?
«Не будь овцой, так и волк не съест.»
Какое животное, в данной пословице называют трусливым?
Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за вожаком. Иногда, поведение животных, которые сильно напуганы невозможно предугадать, и их действия могу привести к разным последствиям.
Сильный испуг иногда называют животным страхом.
Итак, что представляет собой страх?
Страх –это состояние ожидания какой –либо грозящей опасности (запись в тетрадях)
Учитель: (беседа с классом ) : Ребята, скажите пожалуйста , а как на нас может влиять страх?
Какие ощущения мы можем испытывать?
Какие изменения в организме, могут происходит?
Учитель: Страх, очень сильно влияет на наше здоровье. Из-за сильного страха, у человека могут возникнуть такие симптомы, как головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение. Все переживания влияют на иммунитет, а это может повлечь серьезные проблемы со здоровьем. .
Каждый человек испытывает страх, потому что это врожденная защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.
Учитель: Вернемся к мультфильму. Ребята ответь на вопросы:
Маленькие дети муравьи, были смелыми?
Чего они боялись?
Какая фобия была у детей?
Фобия – это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Фобий насчитывается огромное множество. Кто-то боится темноты, собак, высоты. (Запись в тетрадь)
Учитель : Показывая слайды, пытаются догадаться, что за фобия! Есть совсем необычные фобии
Арифмофобия – люди боятся конкретного числа или нескольких чисел.
Интернетофобия – люди страдают боязнью выхода в интернет, опасаются вирусов и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины.
Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать номофобия – боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира.
Иногда фобия принимает характер болезни.
2 Смелость города берет
Учитель: Ребята на столах у вас лежит распечатанные картинки (мемы). Посмотрите на их, и ответь мне на вопрос. Что эти картинки объединяет? О чем же мы будем говорить сейчас с вами. (Приложение 2)
Учитель: Правильно ребята о смелости.
- Как вы думаете, ребята, смелость – это врожденное качество?
Учитель: Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.
Задание: Подберите синонимы к слову «смелость» и начертите кластер-схему в тетради.
Какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы назвать себя смелым?
Примерный ответ учеников:
(мужество, отвага, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность храбрость,.)
храбрость жизнестойкость
Смелость
цельность настойчивость
Задание :
Назовите профессии связанные с риском, для которых смелость необходимое качество.
Учитель: Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать? Хорошо героям сказок. Даже в самых страшных сказках им на помощь приходят волшебники.
Вообще наш страх можно победить, все зависит, от человека, и от его внутреннего настроя. Многие люди, совершая смелые поступки, не осознают этого. А ведь они сами себя заставили, побороли свой страх .
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, и прочитайте легенду, а затем мы с вами побеседуем.
Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу»
-Почему горец не боится ходить над пропастью?
4. Подведение итогов
Один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Бывает так, что опасность грозит твоей семье, твоим друзьям, твоим близким, твоему городу, и твоей стране. И в такие времена,, каждый мужчина, проявляет свою храбрость. Вспомним ВОВ. В годы ВОВ героизм был массовым.
Сейчас ребята мы посмотрим небольшой видеоролик (Про танкистов). А затем ответь мне на вопрос.
О чем видео?
Какие чувство вызывает данное видео?
Какой героизм показан в видеоролике?
Важна ли помнить тех, кто когда то отдавал жизнь за вас?
5. Закрепление,
Учитель:
Задание: А сейчас, я проверю, как вы поняли сегодняшний материал. На столах у вас есть современный гаджет распечатанный телефон. Или Интерактивный словарик. Запишите в иконки(как приложение) термины, которые мы изучили и кратко их опишите. (Приложение 4)
6. Рефлексия.
На столе у вас лежат маска(приложение 3). Нарисуйте свое лицо, ваши эмоции, от урока, улыбку и веселые глаза и как то раскрасить если вам понравилось, если не все понятно, не заинтересовал урок то не улыбающегося человека без ярких красок и рисунков, а если вы совсем не поняли материал, не понравилось, грустное лицо и разукрасить в черный цвет.
7. Домашнее задание
Записи в тетради. И нарисовать свой мем на тему «Фобии в современном мире»
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.