Урок «Читаем, анализируем, интерпретируем», 6 класс
Пояснительная записка к презентации
Тема: Читаем, анализируем, интерпретируем (по сказке С.Гошева «Дедушкина сказка» в рамках модуля ЧАСИ «Текстовая грамотность».)
Цель: воспитать Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Задачи:
– сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами нравственности,
– донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка,
– привить интерес к чтению произведений классической литературы.
– сформировать читательскую компетентность, т.е. научить творчески подходить к нестандартной ситуации и уметь ориентироваться в различных видах информации.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Познавательные:
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Коммуникативные:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
умение вести диалог.
Обордование: мультимедийная система.
презентация к уроку,
бумага А-5,
карандаши.
Ход урока.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Учащиеся заходят в библиотеку и сразу вытаскивают разноцветные листочки: зелёные, синие, жёлтые, красные, голубые.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель: Позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: заинтересовать учащихся, включить в предтекстовое осмысление , подвести к определению задачи урока.
Учитель: А) I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Где мы проводим сегодня урок? (в библиотеке)
2. Чем мы будем сегодня звниматься в библиотеке? (Читать, искать информацию, делиться полученной информацией)
4. Как всегда с какой формой вырвжения мыслей мы будем работать? (с текстами)
3. Спасибо. Значит, мы продолжаем работать с текстом, для чего? (чтобы научиться тексты анализировать. Быть вдумчивым читателем.)
4. Итак, мы сегодня продолжаем работать с текстом, чтобы учиться обрабатывать полученную информацию, т.е учимся анализировать, интерпретировать текст и беседовать по тексту.
III. Инсценировка. Б) II этап. Работа над текстом во время чтения.
Макшанов И. -дедушка
Латыш М. - внук. (Инсценировка начала сказки и конец сказки), затем чтение текста подготовленными учениками- Алёшкина А., Шкелёва К., Лисица Д., Афанасьева С.
После прочтения текста.
Учитель.
Понравилась вам сказка? Что понравилось особенно?
Какие духовно-нравственные ценности здесь проповедуются?
Кто воплощает в себе эти ценности?
Очему Георгий Победоносец стал образом воинской чести и славы?
Какие вопросы у вас появились после прочтения сказки? Ребята, на столах у Вас лежат овальные альбомные листы и фломастеры, давайте апишем эти вопрлсы, чтобы они появились на «Дереве вопросов».
( Кто автор?
Георгий Победоносец- это историческая личность?
Как изображался Геогий Победоносец?
Как имя Георгия Победоносца связано с Россией?
Есть ли ордена имени этого Святого?
Что связывает Георгия Победоносца и Георгиевскую ленточку?)
Появляется «Дерево вопросов». На него вешаем эти вопросы. Задавая вопросы, ребята по группам на них и отвечают.
Учитель. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести, его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб РФ. Кто же этот мужественный воин, где жил?
IV Работа в группах. В) III этап. Работа с текстом после чтения
Учитель. Группа должна подготовить ответы на вопросы, вами же и поставленные. ПОМНИТЕ, материал должен быть интересный. Вы должны успеть оформить результаты своих изысканий на формате А-5, затем рассказать нам. Времени немного. 5 минут на поиски и оформление. 1 мин на сообщение. УДАЧИ.
Отчёт групп.
1 группа. Зелёные •Георгий Победоносец- это историческая личность?
ПРИЛОЖЕИЕ1.
Учитель. Почему Георгий принял мученическую смерть, ведь его любил император?
(Потому что начались гонения на христиан, а он был христианином и не мог промолчать, когда другие страдали.)
2 группа. Синие •Как изображался Георгий Победоносец?
Приложение 2.
3 группа. Жёлтые •Как имя Георгия Победоносца связано с Россией?
Приложение 3.
4 группа. Красные •Есть ли ордена имени этого Святого?
Приложение 4.
5 группа. Голубые •Что связывает Георгия Победоносца и Георгиевскую ленточку?
Приложение 5.
V. Презентация учащимися, полученных ими знаний и новой информации, расширяющей текст.
VI. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Учитель. Мы прочитали сказку, и сколько ещё нового нам захотелось узнать.
Ребята, так Георгий Победоносец -это историческая личность?
Почему его называют Победоносцем? (Георгия называют не Победитель, а Победоносец, так как он несёт победу тому, кто к ней стремится.)
Кому покровительствует святой Георгий? (Святой Георгий Победоносец – покровитель русского воинства, скотоводства, земледелия. С греческого само имя Георгий переводится как «земледелец».)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Итак, мы узнали, что Святой Георгий Победоносец среди святых занимает одно из первых мест. Он наиболее почитаем у многих народов, которые относятся к нему с особым благоговением. Память о нем окружена самыми разнообразными сказаниями и легендами.
На гербе страны изображен Георгий Победоносец, убивающий змея. Из предания мы узнали, что святой Георгий укротил змия не оружием, а силой молитвы. К святому Георгию обращались воины, князья и простые землепашцы с просьбой заступиться за них. Святой Георгий исцелял людей и помогал им.
Святой Георгий Победоносец – покровитель русского воинства, скотоводства, земледелия. С греческого само имя Георгий переводится как «земледелец».
Спасибо за урок
Георгий Победоносец- это историческая личность?
Георгий Победоносец жил в Риме в III веке. Он происходил из знатного каппадокийского рода. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще ребенком. Юношей он поступил на военную службу, его храбрость и мужество были замечены императором Диоклитианом, и в 20 лет Георгий был принят в стражу императора со званием комита - одного из старших военачальников. Георгий открыто считал себя христианином. Во время гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный чин и стал исповедником христианства. На вопрос императора, каковы же будут бела твои, Георгий ответил: «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, воскрешать умерших». Георгий творил многочисленные чудеса - исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников, за что был подвергнут изощренным пыткам и был казнён в Никомедии около 303 года.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Он вошел в историю Церкви как Победоносец. Георгия называют не Победитель, а Победоносец, так как он несёт победу тому, кто к ней стремится. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.
Легенда.
О спасении мореплавателей у побережья Крыма.
Греческий корабль с ценным грузом попал в страшную бурю в Черном море у берегов Крыма. Несчастные моряки обратились к Георгию Победоносцу с просьбой спасти их, и святой не замедлил прийти к ним на помощь. Он внезапно появился на камне и остановил корабль, буря стихла. На камне мореплаватели обнаружили икону святого Георгия. Впоследствии греки образовали в 801 году на этом месте пещерный монастырь.
ПРИЛОЖЕНИЕ.2
Как изображался Георгий Победоносец?
Легенда о Георгии была особенно популярна на Западе в эпоху крестовых походов. Он считался образцовым рыцарем, победителем язычников (змей — символ язычества), заступником Прекрасной Дамы. Крест святого Георгия — красный на белом поле. Он считается покровителем Англии.
Красный плащ Георгия — это традиционный атрибут мученика, пролившего свою кровь. Но красный плащ развевается, как алое знамя, трепещет, как огненное пламя, — он наглядно выражает «пламенную страсть» героя, и по контрасту к плащу белый конь выглядит как символ душевной чистоты. Вместе с тем своим силуэтом всадник сливается со знаменем, и оттого фигура его кажется как бы окрыленной. Красному знамени соответствует внизу красный язык змия.
Украшенный человеческой маской щит Георгия похож на солнечный диск.. Белоснежный силуэт коня воспринимается как ослепительно светлое цветовое пятно. В иконографии Георгия древнерусские памятники занимают особое место. В русских Георгиях нет такой безудержной удали, смелости и задора, как в средневековых рыцарях, но в них нет и следов себялюбия, свойственных искателям приключений. В русских изображениях Георгия сильнее подчеркивается, что он вступает в бой во имя исполнения своего долга. Мы чувствуем, что в этой борьбе восторжествует герой. Мы видим очень простую, но прекрасную идею уверенности, что светлое, человеческое, справедливое победит темные, враждебные человеку силы зла.
ПРИЛОЖЕНИЕ.3
Как имя Георгия Победоносца связано с Россией?
На Руси с приходом христианства Георгий стал одним из самых почитаемых святых. Само имя «Георгий» переводится с греческого как «земледелец». Днем прославления подвигов святого Георгия стало 26 ноября, дата, известная как Юрьев день. (Юрий – славянский вариант греческого имени Георгий).
На Руси важным праздником являлся – День Егория Вешнего – 6 мая. Этому торжеству имя дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель святой Руси.
Сила плодородия заключалась в Егории Храбром, потому что он почитался еще и как покровитель невест. Считалось, что у Егория есть особые ключи, которыми отмыкается «земля сырусенька». Роса этого дня считалась лекарством от всех болезней:
Юрий, вставай рано - отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
На буйное жито –
По юрьевой, егорьевой, росе катались, чтобы и сам человек, и все вокруг росло, процветало. Егорьева роса считалась лекарственной от семи недугов, поэтому и говорили: «Будь здоров, как егорьева роса».
В этот день пели былины и духовные стихи о Егории. Верили, святой услышит, отзовется и своим вещим словом расколдует Русскую землю, оживит ее и превратит ее из дремучей и темной в светлую, святорусскую.
Хозяйки вместе с детьми пекли обрядовое печенье – оберег, волшебную выпечку в виде лошадок и коровок.
Егорий Вешний представлялся в народе в образе всадника, оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. Белый конь – знак доброй силы - топчет Змея, копье Егория пронзает его хищную пасть.
Сидящий верхом на коне и поражающий змия он запечатлен в центре герба Российского государства. Особое почитание Георгия Победоносца на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1030 г. после победы над финно-угорскими племенами, он устроил Юрьев храм под Новгородом, а в 1036 г. после победы над печенегами основал в Киеве монастырь св. Георгия. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы.
Георгий Победоносец - небесный покровитель воинства, идеальный воин, который олицетворяет весну, цветение, силу роста.
В русских духовных стихах, тех, которые столетиями пели паломники и странники Русской земли, дана сказочная версия жизни и подвига Георгия – Егория. В них он назван сыном царицы Софии Премудрой, царствующей на самой на Святой Руси. Злым царем Демьянищем на 20 лет он был заточен «во глубок погреб», а затем, чудесным образом, выйдя из-под земли, пошел по ней, побуждая ее и природно, и духовно, создавая на Руси порядок.
На монетах Русского государства тоже печатался Георгий Победоносец. Известно, что и название копейка произошло от того, что воин с копьем на Руси звался «копейщиком». И в наше время на копеечных монетах чеканится Святой Георгий Победоносец.
ПРИЛОЖЕНИЕ.4
Есть ли ордена имени этого Святого?
Георгий Победоносец стал символом-эмблемой Москвы и всей Московской Руси, а Екатерина Великая ввела орден Святого Георгия, который преобразовался в прошлом веке в Георгиевский крест.
Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи офицеров, нижних чинов и воинских подразделений.
Учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя.
Имел четыре степени отличия. 26 ноября 1769 года считается праздничным Днём Георгиевских кавалеров.
Знак отличия Военного ордена был учреждён 13 (25) февраля 1807 года указом императора Александра I, как награда нижних воинских чинов за «неустрашимую храбрость». Знак носился на ленте тех же цветов, что и орден Св. Георгия.
С 1913 года закреплено официальное название Георгиевский крест. За крест солдат или унтер-офицер получал жалование на треть больше обычного. Прибавочное жалование сохранялось пожизненно после увольнения в отставку. Были и льготы, например, запрещалось применение телесного наказания к лицам, имеющим знак отличия ордена и др. Первую степень имели 25 человек, в том числе императрица Екатерина П, П.А.Румянцев, А.В.Суворов. В 1915 году посмертно Георгиевским орденом была награждена сестра милосердия Р.М.Иванова. Это был единственный случай, кроме Екатерины П награждения женщины.
Все 4 степени Георгиевского ордена имели М.И.Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, И.И.Дибич, И.Ф.Паскевич. Георгиевским кавалером был непобедимый генералиссимус А.В.Суворов.
Многие советские военачальники были Георгиевскими кавалерами. Всеобщей любовью и почитанием пользуется у русских людей Г.К.Жуков.
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424—I «О государственных наградах Российской Федерации» было решено: восстановить российский военный орден Святого Георгия и знак «Георгиевский Крест».
26 ноября – день прославления подвигов Святого Георгия. Этот день известен как Юрьев день. А 9 декабря – новый праздник новой России – день Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.
Другие награды имени Св. Георгия: Это Георгиевское Золотое оружие за храбрость, медаль. Георгиевский штандарт, «Георгиевская ленточка».
ПРИЛОЖЕИЕ 5.
Что связывает Георгия Победоносца и Георгиевскую ленточку
В геральдике чёрный цвет – цвет земли. В Георгиевской ленте чёрные полосы отобразили главную функцию Святого Георгия – защиту Русской земли и труда земледельцев. Столь мирный смысл окраски ленты военного ордена напоминал о том, что высшая воинская доблесть заключается в охране покоя родной земли.
Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали свою собственную жизнь. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден - орден Славы. Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия. Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.
Всего за годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2631 — I степени. Полных кавалеров ордена Славы, по уточнённым данным, насчитывается 2656 человек, среди них — четыре женщины.
«Гео́ргиевская ле́нточка» — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года. С тех пор акция стала традиционной и проводится ежегодно с 24 апреля по 12 мая. В 2008 году Георгиевские ленточки распространялись в более чем 30 странах. За четыре года проведения акции было распространено более 45 миллионов ленточек по всему миру.