Урок математики в 5 классе на тему «Действия с десятичными дробями»
Обобщающий урок по математике в 5 классе
В рамках применения элементов технологии деятельностного
(системно-деятельностного) метода.
«Действия с десятичными дробями»
Цели:
- повторение и обобщение умений и навыков выполнения действий с десятичными дробями,
- развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, - воспитание интереса к математике и ее приложениям, - умение работать коллективно, в парах, индивидуально.
Форма проведения урока:
- традиционная
-фронтальная - работа в парах,
Оборудование урока: карточки с тестовыми заданиями, бланки для самоконтроля,
Структура урока:
Организационный, мотивационно-ориентировочный: разъяснение учебной деятельности учащихся.
Подготовительный: актуализация опорных знаний.
Основной: выполнение специально подобранных заданий.
Контроль за усвоением знаний и умений: тестовая работа по индивидуальным карточкам.
Заключительный: подведение общих итогов.(рефлексия)
I. Организационный момент(1мин.):
II. Актуализация опорных знаний(3мин.):
1. Фронтальный опрос:
1. Какая дробь называется десятичной?
2. Как сложить десятичные дроби?
3. Как вычесть десятичные дроби?
4.Как округлить десятичную дробь?
Каждый правильно ответивший на вопрос ставит 1 балл в таблицу «теория»
2. Устный счет(3 мин.):
1. Подсчитать и отгадать слово «Магницкий»
15,32 – 2,2
17,35 * 10
5,2 * 3
7,2 : 8
7 – 5,2
5,6 : 100
3,7 * 0,2
Самые активные ставят 1 балл в таблицу «устный счет».
Историческая справка(2 мин.):
«Дробь» - от глагола «дробить» ( 8 век). В первых учебниках математики - «ломаные числа». Десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычислений. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль- Каши. Записывал аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математике.
III. Выполнение заданий(13 мин.):
1. Округлите десятичные дроби:
а) до десятых:
6,713≈
16,051≈
9,25≈
б) до сотых:
0,526 ≈
2,408≈
8,555≈
в) до десятков:
413,3≈
664,3≈
273,58≈
г) до сотен:
801,9≈
2405≈
1267,1≈
2. Вычислите произведение: 28 * 34 (952).
Используя полученный результат, запишите значение выражений, не выполняя указанных в них действий.
2,8 * 34 = |
| 95,2 |
3. Задача:
Какое расстояние проедет автомобиль за 3,5 часа, если его скорость 85, 5 км/ч ?
Тот , кто быстро и правильно справился с заданиями, ставит баллы в таблицу «уравнение, примеры, задача»
Физкультминутка (3 мин.):
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в парах и самооценкой (10 мин.)
раздаточный материал: (карточки с заданиями)
1 вариант
1. Вычислите: 550,8: 27-5,3;
А 15,1 В 16,1 С 15,2 D 16
2. Решите уравнение х: 3,5= 1,12;
А 3,29 В 3,92 С 3,12 D 1,23
3. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
А 6,2 В 7,4 С 4,4 D 5,2
2вариант
1.Вычислите: 0,35∙ 30,5-5,35;
А 5,33 В 5,23 С 3,52 D 5,325
2. Решите уравнение: 75х = 172,5;
А 3,2 В 22,3 С 2,3 D 3,22
3. Ученики 5 «А» класса собрали 215,7кг яблок, а 5 «Б» класса - на 23,6 кг больше. Сколько килограмм яблок собрали вместе?
А 455 В 239,3 С 192,1 D 407,8
Ученики решают по вариантам, после обмениваются решенными заданиями и проверяют друг друга с помощью ключей. Проверяющие ставят баллы в таблицу «самостоятельная работа».
VI. Итог урока(2 мин.).
Какие правила, мы с вами сегодня закрепили?
Что вызвало затруднение?
Какие моменты остались непонятны?
VII.Домашнее задание.
№ 1260, №1263.
VIII. Рефлексия(3мин).
А давайте оценим свои знания. Как мы сегодня поработали
Каждый ученик считает количество баллов берет у себя на парте подходящий цветок для своих.
5-10 удовлетворительно – цветок синий.
10-15 хорошо – цветок зеленый.
15-20 отлично – цветок красный.
Подсчитав баллы, выставить оценки.
Действие учителя | Действие ученика |
1 этап: формулировка цели урока; что должен научиться делать ученик на уроке | 1 этап: подготовка ученика к уроку; осмысление того, чему должен научиться ученик на уроке |
2 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. | 2 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует выполнение учащимися заданий, закрепляющих основные правила действия с десятичными дробями | 3 этап: закрепляет умение работать с упражнениями по данной теме урока, применение полученных ЗУН на практике. |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | 4 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий, осуществление взаимоконтроля |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. | 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка, обсуждение в парах |