12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вешнякова Ольга Игоревна305
Педагог-библиотекарь, классный руководитель.
Россия, Пермский край, Кунгурский муниципальный округ

Урок «Е.И.Чарушин. Ребятам о зверятах»

Цели:

- расширить представление обучающихся о творчестве писателя;

- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, образное и логическое мышление;

Задачи:

Познакомить учащихся с биографией и творческим наследием Е.И.Чарушина;

Прочитать рассказ «Волчишко»;

Мотивировать обучающихся на создание рукописной книги по мотивам произведений Е.И. Чарушина.

Оборудование: выставка книг Е.И.Чарушина, « Волчишко», компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

Домашние ласкаются, а дикие-кусаются.

Они повсюду и везде: на суше, в небе, и в воде.

Лесные есть, болотные, зовем мы их… животные.

Игра «Животные и их детеныши».

Как называется детеныш у…

Лошадь-жеребенок, корова-теленок, коза-козленок, собака-щенок,

курица-цыпленок, овца-ягненок, воробей-воробушек, гусь-гусенок,

рыба-малек, свинья-поросенок.

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Е.И.Чарушина, который много писал о животных не только книги, но и сам книги иллюстрировал.

4. Биография писателя Е.И.Чарушина. Презентация.

Слайд 1.Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке в семье видного архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. «Ездили мы и днем и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. Волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен» - вспоминал писатель.

Слайд 2. Его мать, Любовь Александровна, была искусным садоводом и огородником. «Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней я ходил в лес, выкапывал разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, выкармливал уток, разводил кроликов. Мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь».

Слайд 3. Писатель рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

Слайд 4. «Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости. В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Слайд.5 Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.

Мальчик любил читать их, забравшись на высокое дерево возле дома.

Однажды отец подарил ему на день рождения книгу Альфреда Брема «Жизнь животных». Это была самая дорогая для Евгения книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь.

Слайд 6. Родительский дом был настоящим домашним зоопарком -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…

Слайд 7. Все мое детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и животных. Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

Слайд 10. После окончания школы, Чарушин был призван в Красную Армию.

Вернувшись, домой, он решил учиться на профессионального художника.

Евгений Чарушин поступил в Петербургскую Академию художеств. Здесь он подружился на всю жизнь с Юрием Васнецовым, известным живописцем.

Слайд 11. Сначала Чарушин работал как художник-иллюстратор.

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ Виталия Бианки «Мурзук» - о маленьком рысенке. Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

Слайд 12. В 1929 году появились две первые книжки – картинки «Вольные птицы» и «Разные звери». А в 1930 году вышла первая книга Чарушина как писателя «Щур».

Слайд 13. В иллюстрациях Е И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Слайд 17. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

Слайд 19. В 1941году Чарушина эвакуировали из Ленинграда в родной Киров (Вятку). После войны в 1945 году художник вернулся в Ленинград и продолжил работу над книгами. Одна из лучших этого времени книга «Про больших и маленьких».

Слайд 20. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

Слайд 21. Последней книгой Е.И. Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.

А в 1965 году незадолго до смерти ему была присуждена Золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Книги Чарушина переведены на множество языков, а его рисунки были на выставках в Великобритании, Франции, Дании, Греции, Болгарии, Китая.

5. Выставка книг писателя.

6. Игра «Найди домик для животных».

У каждого животного, как и у человека, есть свое жилье.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру.

Правило игры: соединить карточки попарно: животное-домик

лиса-нора, муравей – муравейник, пчела-улей, мышь-норка

корова-хлев, курица-курятник, собака-конура

бобер-хатка, птица-гнездо, белка - дупло

скворец-скворечник, медведь-берлога.

7. Аудио рассказ «Волчишко».

8. Беседа о прочитанном рассказе.

- Назовите главных героев рассказа?

- Каким вы представляете волчонка и человека?

- Какими словами автору удалось передать состояние волчонка в чужом доме?

9. Проект «Рукописная книга по произведениям Евгения Чарушина».

10. Рефлексия.

В произведениях Евгений Чарушин рассказывает нам….

Евгений Чарушин был не только писателем, но и …

- Спасибо за урок! Молодцы!































ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИГРА «НАЙДИ ДОМИК»

ЛИСА

НОРА

МУРАВЕЙ

МУРАВЕЙНИК

ПЧЕЛА

УЛЕЙ

МЫШЬ

НОРКА

КОРОВА

ХЛЕВ

КУРИЦА

КУРЯТНИК

СОБАКА

КОНУРА

БОБЕР

ХАТКА

ПТИЦА

ГНЕЗДО

БЕЛКА

ДУПЛО

СКВОРЕЦ

СКВОРЕЧНИК

МЕДВЕДЬ

БЕРЛОГА





Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (2)

Соколова Елена Борисовна, 26.11.21 в 11:06 1Ответить Пожаловаться
Евгений Чарушин - вятский, а не пермский писатель! А Вятка - не Урал! Ведь даже в тексте пишите, что в эвакуацию вернулся в родной Киров (Вятку). Зачем же давать неверную информацию?
Вешнякова Ольга Игоревна, 28.11.21 в 15:39 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Елена Борисовна, спасибо, исправила конспект урока.

Отредактировано 28-11-2021 16:16

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.