12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедь Оксана Станиславовна1987
Мне 50 лет, с 1993 года работаю в школе, учитель высшей квалификационной категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Экология языка – экология нравственности.
“Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…” (Д.С.Лихачёв). Урок-мастерская ценностных ориентаций Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.Л.Успенский

Цели: повторение, закрепление и систематизация знаний о качествах хорошей речи;
практическое применение полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме “Качества хорошей речи” Задачи: образовательные: формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе с текстом; совершенствовать навыки грамотной речи при пересказе и анализе отрывков из художественных произведений; воспитательные: пробудить благоговейное отношение к слову, “к священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу”, говорить, соблюдая чувство меры, не обижая других; показать возможности грамотного, здорового языка; воспитать потребность пользоваться грамотным языком; научить грамотному языку; пропагандировать здоровый язык; развивающие: отработать навыки исследовательского поведения, диалогического мышления, творческого письма; показать уровень своей рефлективной культуры.

. Чудо слова… “Как наше слово отзовётся”…

Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу. Е. Винокуров

-Чудо слова… Давайте попробуем осмыслить, понять и пережить рождение этого чуда!

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,-

И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… Ф.И. Тютчев

- Давайте поразмышляем над утверждением поэта и посвятим мастерскую тому многоточию, которым поэт завершил свою мысль, приглашая нас в соавторы (!) следующего возможного, воображаемого четверостишия.

Что такое ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА? Экология как наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды, введена в школьную программу, преподается в вузах.“Экология” – от греческого “дом”, “жилище”. Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. Земля – наш общий дом. Человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса…Но ведь дом – это не только крыша и стены. Это не только моря, реки, леса…

«Мы все заодно, уносимые, одной и той же планетой, мы – команда одного корабля...”(Экзюпери)

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим, “запасы нежности”. Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.

“Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” Экзюпери).

«…У каждого человека – свои звёзды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц.

А писатель А. Сент – Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.

Послушайте! Ведь, если звёзды Зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?! В.Маяковский

Слово является стержнем всей человеческой культуры

Особенно остро это ощущается здесь, в России.

Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение. Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.

Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности. В.Полторацкий “Слово о словах”

Слова, которые вас затронули…

Поддержали Запомнились Нанесли обиду *

Умница и прелесть И это пройдёт Девочка моя, улыбнись! Всё к лучшему Держись, доченька… Я всегда буду рядом

Честь Мир Мамочка Сердце

Береги честь смолоду Глядя на мир, нельзя не улыбаться Мамочка, я тебя никогда не обижу Зорко одно лишь сердце

Ворона Змея Не моя проблема Что ты лезешь Заткнись Меньше знаешь - крепче спишь

Помни пословицу: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.

Что является основой для хорошей речи? Почему речь, в которой не соблюдаются нормы литературного языка, не может быть хорошей? Почему пять колец на пьедестале сцеплены между собой, а шестое расположено отдельно? Нет ли у вас возражений против этого? Почему кольца “Точность”, “Выразительность”,“Чистота”, опираются на кольца “Богатство” и “Уместность”, а не наоборот?

Богатая речь Сколько слов, обозначающих речь, употребил в2 главе романа “Отцы и дети” И.С Тургенев?

Информация к размышлению:

– 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” включает в себя 120 480 слов;

– в 4-томном “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля собрано около 200 000 слов;

– “Словарь языка А. С. Пушкина” включает 21290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;

– словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов;

– словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова “людоедки Эллочки” составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.

Выводы: БОГАТОЙ считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации.

Иными словами, чтобы сделать свою речь богатой, надо постараться овладеть всем богатством языка.

Как художнику трудно писать картину, если в его распоряжении вместо целой палитры есть лишь две-три краски, так любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с двумя главными членами.

Богатство речи – фундамент, на котором строятся все остальные ее качества, кроме, пожалуй, логичности. Логичной может быть и бедная речь.

Точная речь Упражнение № 1. Перед гласными “е, ё, ю, я” после приставок пишется твердый разделительный знак, а после корня – мягкий.

Упражнение № 2. Что уточнял А. С. Пушкин, работая над черновиком?

Черновик: “Зима! Мужик, уж не горюя…” Черновик: “Зима! Крестьянин, торжествуя…” &

Упражнение № 3. Какого типа ошибки – “Ф” или “Р” – отмечают поэты в стихах своих современников?

1. “Как ландыш под серпом убийственным жнеца…” (К.Батюшков). Замечание А.С.Пушкина: “Не под серпом, а под косою: ландыш растет в лугах и в рощах – не на пашнях засеянных”. «Ф»

2. В. Маяковский – заметки на полях сборника “Пролетарские писатели”:

а) Пулемет узоры вышил (Вроде тети: сидит узоры вышивает!)

По-над самой головой… «Р»

б) Как задумчивые черти, (Где видел?)

Пушки выстроились в ряд… «Р»

Упражнение № 4. После смерти В. Высоцкого его песни стали печататься. Иногда редакторы “подправляли” автора в соответствии с собственными взглядами и литературными вкусами. Одна из песен – “Я не люблю” – известна поэтому в двух вариантах:

1.Я не люблю, когда наполовину 2. Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор, Или когда прервали разговор,

Я не люблю, когда стреляют в спину, Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор. Предпочитаю выстрелы в упор.

Как вы думаете, какой из вариантов авторский? Какое мировоззрение стоит за каждым из вариантов? К чему привело “уточнение” редактора?

Выводы: ТОЧНОЙ является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно.

Мы часто испытываем потребность уточнить что-либо, т. е. подобрать более удачное слово: “Я был болен… то есть, точнее, мне нездоровилось”.

Причиной неточности может быть: – недостаточное знание того, о чем человек говорит или пишет: “Хлестаков взял авторучку и сел писать другу Тряпичкину” (незнание быта эпохи; в тетради ученика такую ошибку на полях отмечают буквой “Ф” – “фактическая”);

– речевая бедность: “Все долго возмущались, видимо, поступок был не просто “плохой”, а гадкий отвратительный, мерзкий; требуется более высокая степень экспрессии, но пишущий или не знает синонимов слова “плохой”, или не понимает оттенков их значений.

(это уже речевой недочет, и на полях ученической тетради он отмечен буквой “Р”.)

Логичная речь Где нелогична связь слов в предложении (А), а где – связь отдельных высказываний в тексте (Б)?

1. Пушкин писал стихи, повести и прозу. Они всем известны.

2. Соревнования прошли на высоком уровне. Из-за нечеткой работы стартовой судейской бригады была допущена ошибка во втором забеге, что сказалось на результатах. 3. На уроке было интересно. Мы смотрели фильм о развитии городов и культуры Средней Азии. Этот фильм всем понравился. 4. Вниманию автолюбителей! Комбинат принимает заказы на изготовление металлических гаражей. Имеются в продаже надгробные памятники и кладбищенские ограды по доступным ценам. А,Б,А,Б

Логичны ли рассуждения детей?

1. Юля, 3 года. Бабушка рассказывает сказку:

– Кот ушел на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…

– И пылесосить!

2. Женя, 4 года. Купили шапку из кролика:

– Летом она серая, а зимой станет белая?

3. Аля, 3,5 года: – Мам, давай играть! Я – кошка, ты – мышка. Я буду кричать: “Мяу-мяу!”

– А мышке что кричать?

– Караул!

Выводы: ЛОГИЧНОЙ считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.

Речь детей от 2-х до 5 лет по-своему логична, но из-за их малого жизненного опыта они не в состоянии установить правильные связи между событиями и явлениями, и поэтому возникает комический эффект.

Уместная речь Учимся не обижать.

В каком из диалогов ответ продавца неуместен и вследствие этого груб?

1. – У вас есть нитки № 40?

– Весь товар на прилавке.

2. – Нет у вас на складе другой пары таких перчаток – здесь один шов разошелся?

– Нет, весь товар на прилавке.

Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным:

– Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)?

– Вы что – с луны свалились (с самосвала упала, с дуба рухнули…)?

– Читать не умеете?!

– Вам сто (двести, триста…) раз повторять?

– Вы что – вообще?..

Выводы УМЕСТНОЙ называется речь, отвечающая целям и задачам общения.

Различают уместность: – ситуативную (как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах); – стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств (в песне В. Высоцкого “Зачем аборигены съели Кука?” колдун, подбивая соплеменников съесть великого мореплавателя, обещает: “Кто уплетет его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет – вроде Кука!” – и глагол “уплетет” не вызывает здесь никаких возражений; однако, как писал языковед Л. В. Щерба, “если кто в серьезной книге напишет “фагоциты уплетают микробов, это будет глупо и неуместно”);

– личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего (одним и тем же словом “дурак” можно и оскорбить, и осчастливить – смотря кому, как и по какому поводу оно сказано).

Творческая интерпретация (стихотворение Р.Рождественского “Разговор со случайным знакомым) #

-Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

-Смотри, как вкрадчивый туман

прижался к молодой воде…

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

он взял в свидетели луну!..

-Ну?!

-Они сейчас уйдут в песок,

туда, где не видать ни зги…

-Гы!..

-И, ощутив побег реки,

в беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

-Ха!..

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос…

-Брось!..

-Да погоди! Почувствуй ночь,

крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

прожить и не понять снега?..

-Ага!..

Что такое паспорт? - Документ, удостоверяющий личность.

- Документ прибора, сложной бытовой техники, из которого мы узнаём всё или почти всё об этом приборе.

А что такое языковой паспорт говорящего?

Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.

Что можно определить по речи человека?

- Его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.

“Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку” (Д. Свифт).

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (древний мудрец).

Языковой паспорт …оратора Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления.

Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, т.е. о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично.

Оратору с благоприятным языковым паспортом доверяют.

Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна.

Выделяют такие коммуникативные качества речи оратора: правильность (владение нормами литературного языка); выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); ясность (обеспечивает адекватное понимание сказанного); точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением);

краткость; уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).

Охарактеризуйте языковой паспорт Незнакомка. А. Моисеева

Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

“Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…”, - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды…Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекс

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала: - Ну, чего вылупился?

Чудо слова… “Как наше слово отзовётся”…

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.

Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал... В.Сухомлинский «Слово о словах

«Да будет же честь и хвала нашему языку, который в самородстве своём почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит…смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…» (Н.М.Карамзин, «Письма русского путешественника»). «Самая большая ценность народа – его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает».

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…его психологической уравновешенности…закомплексованности». «Наша речь – важнейшая часть только нашего поведения…но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности на поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» (Д.Лихачёв).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Лихина Елена Викторовна, 09.11.19 в 08:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Станиславовна!!! Очень интересно! Я детям всегда говорю, что у нас просто уникальный язык!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 10.11.19 в 22:39 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал, Оксана Станиславовна!
Лебедь Оксана Станиславовна, 11.05.20 в 21:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Викторовна и Наталья Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.