Урок русского языка в 9 классе на тему «Экология языка»

Экология языка – экология нравственности.
“Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…” (Д.С.Лихачёв). Урок-мастерская ценностных ориентаций Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.Л.Успенский
Цели: повторение, закрепление и систематизация знаний о качествах хорошей речи;
практическое применение полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме “Качества хорошей речи” Задачи: образовательные: формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе с текстом; совершенствовать навыки грамотной речи при пересказе и анализе отрывков из художественных произведений; воспитательные: пробудить благоговейное отношение к слову, “к священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу”, говорить, соблюдая чувство меры, не обижая других; показать возможности грамотного, здорового языка; воспитать потребность пользоваться грамотным языком; научить грамотному языку; пропагандировать здоровый язык; развивающие: отработать навыки исследовательского поведения, диалогического мышления, творческого письма; показать уровень своей рефлективной культуры.
. Чудо слова… “Как наше слово отзовётся”…
Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу. Е. Винокуров
-Чудо слова… Давайте попробуем осмыслить, понять и пережить рождение этого чуда!
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… Ф.И. Тютчев
- Давайте поразмышляем над утверждением поэта и посвятим мастерскую тому многоточию, которым поэт завершил свою мысль, приглашая нас в соавторы (!) следующего возможного, воображаемого четверостишия.
Что такое ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА? Экология как наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды, введена в школьную программу, преподается в вузах.“Экология” – от греческого “дом”, “жилище”. Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. Земля – наш общий дом. Человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса…Но ведь дом – это не только крыша и стены. Это не только моря, реки, леса…
«Мы все заодно, уносимые, одной и той же планетой, мы – команда одного корабля...”(Экзюпери)
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим, “запасы нежности”. Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.
“Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” Экзюпери).
«…У каждого человека – свои звёзды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц.
А писатель А. Сент – Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.
Послушайте! Ведь, если звёзды Зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?! В.Маяковский
Слово является стержнем всей человеческой культуры
Особенно остро это ощущается здесь, в России.
Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение. Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности. В.Полторацкий “Слово о словах”
Слова, которые вас затронули…
Поддержали Запомнились Нанесли обиду *
Умница и прелесть И это пройдёт Девочка моя, улыбнись! Всё к лучшему Держись, доченька… Я всегда буду рядом
Честь Мир Мамочка Сердце
Береги честь смолоду Глядя на мир, нельзя не улыбаться Мамочка, я тебя никогда не обижу Зорко одно лишь сердце
Ворона Змея Не моя проблема Что ты лезешь Заткнись Меньше знаешь - крепче спишь
Помни пословицу: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.
Что является основой для хорошей речи? Почему речь, в которой не соблюдаются нормы литературного языка, не может быть хорошей? Почему пять колец на пьедестале сцеплены между собой, а шестое расположено отдельно? Нет ли у вас возражений против этого? Почему кольца “Точность”, “Выразительность”,“Чистота”, опираются на кольца “Богатство” и “Уместность”, а не наоборот?
Богатая речь Сколько слов, обозначающих речь, употребил в2 главе романа “Отцы и дети” И.С Тургенев?
Информация к размышлению:
– 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” включает в себя 120 480 слов;
– в 4-томном “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля собрано около 200 000 слов;
– “Словарь языка А. С. Пушкина” включает 21290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
– словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов;
– словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова “людоедки Эллочки” составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.
Выводы: БОГАТОЙ считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации.
Иными словами, чтобы сделать свою речь богатой, надо постараться овладеть всем богатством языка.
Как художнику трудно писать картину, если в его распоряжении вместо целой палитры есть лишь две-три краски, так любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с двумя главными членами.
Богатство речи – фундамент, на котором строятся все остальные ее качества, кроме, пожалуй, логичности. Логичной может быть и бедная речь.
Точная речь Упражнение № 1. Перед гласными “е, ё, ю, я” после приставок пишется твердый разделительный знак, а после корня – мягкий.
Упражнение № 2. Что уточнял А. С. Пушкин, работая над черновиком?
Черновик: “Зима! Мужик, уж не горюя…” Черновик: “Зима! Крестьянин, торжествуя…” &
Упражнение № 3. Какого типа ошибки – “Ф” или “Р” – отмечают поэты в стихах своих современников?
1. “Как ландыш под серпом убийственным жнеца…” (К.Батюшков). Замечание А.С.Пушкина: “Не под серпом, а под косою: ландыш растет в лугах и в рощах – не на пашнях засеянных”. «Ф»
2. В. Маяковский – заметки на полях сборника “Пролетарские писатели”:
а) Пулемет узоры вышил (Вроде тети: сидит узоры вышивает!)
По-над самой головой… «Р»
б) Как задумчивые черти, (Где видел?)
Пушки выстроились в ряд… «Р»
Упражнение № 4. После смерти В. Высоцкого его песни стали печататься. Иногда редакторы “подправляли” автора в соответствии с собственными взглядами и литературными вкусами. Одна из песен – “Я не люблю” – известна поэтому в двух вариантах:
1.Я не люблю, когда наполовину 2. Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор, Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину, Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор. Предпочитаю выстрелы в упор.
Как вы думаете, какой из вариантов авторский? Какое мировоззрение стоит за каждым из вариантов? К чему привело “уточнение” редактора?
Выводы: ТОЧНОЙ является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно.
Мы часто испытываем потребность уточнить что-либо, т. е. подобрать более удачное слово: “Я был болен… то есть, точнее, мне нездоровилось”.
Причиной неточности может быть: – недостаточное знание того, о чем человек говорит или пишет: “Хлестаков взял авторучку и сел писать другу Тряпичкину” (незнание быта эпохи; в тетради ученика такую ошибку на полях отмечают буквой “Ф” – “фактическая”);
– речевая бедность: “Все долго возмущались, видимо, поступок был не просто “плохой”, а гадкий отвратительный, мерзкий; требуется более высокая степень экспрессии, но пишущий или не знает синонимов слова “плохой”, или не понимает оттенков их значений.
(это уже речевой недочет, и на полях ученической тетради он отмечен буквой “Р”.)
Логичная речь Где нелогична связь слов в предложении (А), а где – связь отдельных высказываний в тексте (Б)?
1. Пушкин писал стихи, повести и прозу. Они всем известны.
2. Соревнования прошли на высоком уровне. Из-за нечеткой работы стартовой судейской бригады была допущена ошибка во втором забеге, что сказалось на результатах. 3. На уроке было интересно. Мы смотрели фильм о развитии городов и культуры Средней Азии. Этот фильм всем понравился. 4. Вниманию автолюбителей! Комбинат принимает заказы на изготовление металлических гаражей. Имеются в продаже надгробные памятники и кладбищенские ограды по доступным ценам. А,Б,А,Б
Логичны ли рассуждения детей?
1. Юля, 3 года. Бабушка рассказывает сказку:
– Кот ушел на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…
– И пылесосить!
2. Женя, 4 года. Купили шапку из кролика:
– Летом она серая, а зимой станет белая?
3. Аля, 3,5 года: – Мам, давай играть! Я – кошка, ты – мышка. Я буду кричать: “Мяу-мяу!”
– А мышке что кричать?
– Караул!
Выводы: ЛОГИЧНОЙ считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.
Речь детей от 2-х до 5 лет по-своему логична, но из-за их малого жизненного опыта они не в состоянии установить правильные связи между событиями и явлениями, и поэтому возникает комический эффект.
Уместная речь Учимся не обижать.
В каком из диалогов ответ продавца неуместен и вследствие этого груб?
1. – У вас есть нитки № 40?
– Весь товар на прилавке.
2. – Нет у вас на складе другой пары таких перчаток – здесь один шов разошелся?
– Нет, весь товар на прилавке.
Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным:
– Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)?
– Вы что – с луны свалились (с самосвала упала, с дуба рухнули…)?
– Читать не умеете?!
– Вам сто (двести, триста…) раз повторять?
– Вы что – вообще?..
Выводы УМЕСТНОЙ называется речь, отвечающая целям и задачам общения.
Различают уместность: – ситуативную (как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах); – стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств (в песне В. Высоцкого “Зачем аборигены съели Кука?” колдун, подбивая соплеменников съесть великого мореплавателя, обещает: “Кто уплетет его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет – вроде Кука!” – и глагол “уплетет” не вызывает здесь никаких возражений; однако, как писал языковед Л. В. Щерба, “если кто в серьезной книге напишет “фагоциты уплетают микробов, это будет глупо и неуместно”);
– личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего (одним и тем же словом “дурак” можно и оскорбить, и осчастливить – смотря кому, как и по какому поводу оно сказано).
Творческая интерпретация (стихотворение Р.Рождественского “Разговор со случайным знакомым) #
-Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
-Смотри, как вкрадчивый туман
прижался к молодой воде…
-Где?
-Он полностью поклялся ей,
он взял в свидетели луну!..
-Ну?!
-Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги…
-Гы!..
-И, ощутив побег реки,
в беспамятстве забьётся ёрш…
-Врёшь!
-Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-Ха!..
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос…
-Брось!..
-Да погоди! Почувствуй ночь,
крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!..
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
прожить и не понять снега?..
-Ага!..
Что такое паспорт? - Документ, удостоверяющий личность.
- Документ прибора, сложной бытовой техники, из которого мы узнаём всё или почти всё об этом приборе.
А что такое языковой паспорт говорящего?
Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.
Что можно определить по речи человека?
- Его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
“Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку” (Д. Свифт).
«Заговори, чтобы я тебя увидел» (древний мудрец).
Языковой паспорт …оратора Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления.
Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, т.е. о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично.
Оратору с благоприятным языковым паспортом доверяют.
Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна.
Выделяют такие коммуникативные качества речи оратора: правильность (владение нормами литературного языка); выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); ясность (обеспечивает адекватное понимание сказанного); точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением);
краткость; уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).
Охарактеризуйте языковой паспорт Незнакомка. А. Моисеева
Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
“Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…”, - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды…Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекс
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала: - Ну, чего вылупился?
Чудо слова… “Как наше слово отзовётся”…
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.
Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал... В.Сухомлинский «Слово о словах
«Да будет же честь и хвала нашему языку, который в самородстве своём почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит…смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…» (Н.М.Карамзин, «Письма русского путешественника»). «Самая большая ценность народа – его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает».
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…его психологической уравновешенности…закомплексованности». «Наша речь – важнейшая часть только нашего поведения…но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности на поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» (Д.Лихачёв).
Лихина Елена Викторовна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Лебедь Оксана Станиславовна