Урок – экскурсия, как фактор повышения мотивации к обучению.

Урок – экскурсия, как фактор повышения мотивации к обучению.
Автор: Спиридонычева Наталья Викторовна, учитель высшей квалификационной категории «Школы искусств» в составе МБОУ «Гимназия 94 имени Л.Н.Мурысина» г. Казани.
В современной системе образования экскурсии довольно часто присутствуют в процессе обучения. Особенно ярко это выражено в начальном и среднем образовании, учителя постоянно организовывают своим учащимся экскурсионные походы в музеи, галереи и т.д. Но зачастую дети относятся к этому лишь как к развлечению, не воспринимая всерьёз такие мероприятия, не думая, что это часть образовательного процесса. Такого же мнения, к сожалению, придерживается и большинство родителей, хотя это абсолютно не верная позиция.
У такого вида урока есть ряд дидактических функций:
Реализация важного принципа наглядности обучения.
Повышение научности образования и укрепление его связи с жизнью и практикой.
Расширение в общеобразовательном процессе кругозора обучающихся.
Проведение своеобразной профориентационной работы с учащимися.
Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение с целью его изучения какого-либо места или объекта. Учебные экскурсии — это такая форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Любой, изучаемый школьный предмет, как в общем так и в дополнительном образовании, можно проиллюстрировать экскурсией в дом-музей знаменитого писателя, ученого или деятеля культуры. Такое знакомство с известными соотечественниками может послужить толчком для более глубокого изучения предмета и в дальнейшем выбора профессии.
По мимо перечисленных раннее функций, экскурсия, как вид деятельности, выполняет коммуникативную функцию. Учащиеся учатся общаться друг с другом, учатся вести себя в обществе.
Это очень важно, так как в современном обществе остро стоит проблема того, что дети, получив в раннем детстве современные технологии, в последствии имею проблемы с реальным общением с ровесниками. Родители очень заняты работой, поэтому дети часто предоставлены сами себе, и именно на учителя ложится обязанность привить базис правил поведения в обществе, культуру общения и уважения к старшим поколениям. Именно во время экскурсий, дети учатся общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями от уведенного, решать вопросы взаимодействия самостоятельно. Так же урок-экскурсия помогает учителю укрепить свой авторитет и личным кругозором повысить мотивацию к знаниям. Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова.
Отдельно следует отметить мотивирующую роль урока-экскурсии в дополнительном художественно-эстетическом образовании. Известно, что высокая мотивация является важным условием раскрытия творческих способностей и успешности образования. Посещение детьми с учителем, с его пояснениями художественной выставки или концерта, где учащиеся знакомятся с яркими примерами художественного, хореографического или музыкального творчества, делает образование более зрелищным и целенаправленным. Последующее обсуждение экскурсии, где каждый ученик высказывает свои впечатления, позволяет повысить в каждом ребёнке чувство уверенности в себе, значимости его суждений, что также ведёт к повышению мотивации к творческой деятельности.
Процесс организации подобного урока, требует больших моральных и физических затрат. Педагог выступает в роли организатора мероприятия, он подбирает тематику экскурсии, место, время и другие важные аспекты. В этот момент очень важна связь родителей и педагога, родители не только оплачивают мероприятие, но и частично организовывают, например, арендуют автобус, потому что на учителе и так лежит большая ответственность, а безопасность учащихся волнует именно их родителей. Организовывая урок - экскурсию педагог берет полную ответственность на себя, и ждёт от родителей заинтересованности и поддержки в подобном начинании. Для педагога важно донести до родителей, что от результатов образования и воспитания зависит каким человеком вырастет их ребёнок, какой у него будет кругозор и интересы, какой личностью он станет. Если педагогу удаётся достичь взаимопонимания с родителями, то они помогают повысить мотивацию к успешному обучению детей.
Важно отметить, что экскурсия зачастую может послужить отдыхом для учеников. Современный учебный процесс очень напряжен и детям просто необходима смена деятельности, для продуктивного отдыха.
Таким образом, урок-экскурсия связывает науку и искусство с повседневной жизнью, реализует ряд дидактических задач и помогает укрепить межгрупповые отношения. Это действительно эффективный вид организации учебного процесса, он позволяет сформировать у учащихся целостную картину об изучаемом материале, подробнее запомнить данные, а также повысить мотивацию и заинтересованность детей. Необходимо использовать этот вид урока, не принижая его достоинств.
Надежда Алексеевна Паршукова
Спиридонычева Н.В.
Надежда Алексеевна Паршукова