Урок истории в 5 классе на тему «Финикийские мореплаватели»
Урок Финикийские мореплаватели
Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Финикии - стране мореплавателей.
Задачи урока:
сформировать представление о месторасположении и природных условиях Финикии; определить главные занятия жителей страны;
выявить достижения финикийцев;
создать условия для формирования умения работать с картой, учебником, историческим источником;
развивать умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты:
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать связь между занятиями жителей Финикии и природно-географическими условиями страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; объяснять значения понятий колония, алфавит, пурпурная краска;
метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; применять методы информационного поиск, определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; определять собственное отношение к финикийскому народу, осмысливать его вклад в развитие цивилизации.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие учителем учащихся, проверка готовности детей к уроку)
II. Мотивационно-целевой этап
Ребят, нам предстоит сегодня с вами совершить очередное путешествие и познакомиться с народом, отношение к которому в прошлом и настоящем не является однозначным.
После встречи и взаимодействия с этим народом одни восторгались этим народом, его культурными достижениями, другие с содроганием вспоминали момент знакомства и проклинали тот день и час, когда появился этот народ на земле.
— Как вы думаете, за что можно было заслужить такую славу — и добрую, и дурную?
Мы направляемся с вами к восточному берегу Средиземного моря
На этом побережье располагалась Финикия (учитель показывает страну на карте).
Тема урока: «Финикийские мореплаватели».
(Показывает презентацию.)
План урока
1. Местоположение и природные условия Финикии. Занятия финикийцев.
2. Финикийские колонии.
3. Древнейший алфавит.
Проблемный вопрос. Почему отношение к финикийцам не может быть однозначным?
III. Изучение нового материала
1. Местоположение и природные условия Финикии. Занятия финикийцев
— Работая с картой, страница 33 учебника и пунктом первым параграфа «Финикийские мореплаватели», вы должны будете дать ответ на вопрос: «Правда ли, что природа Финикии отличалась от природы Египта».
Вы будете работать по следующему алгоритму: утверждение (да-нет), аргументация своей точки зрения, подтвержденная доказательствами.
Проверка выполненного учениками задания
Природа Финикии отличалась от природы Египта
Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря
Средиземноморский климат(зимой шли дожди, летом сухо)
Отсутствие крупных разливающихся рек
Отсутствие долин с плодородными почвами
Нет необходимости в создании искусственного орошения
Нет необходимости в создании единого сильного государства
Ребята, мы познакомились с особенностями природных условий Финикии, далее нам предстоит познакомиться с занятиями финикийского народа.
-Как вы считаете, какие занятия и почему могли получить распространение на финикийской земле? (учащиеся высказывают свои предположения, аргументируя ответы)
• сравнить занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии;
Пригодных для занятия земледелием почв в Финикии было мало, поэтому полеводство развивалось слабо. На финикийских землях было распространено садоводство.
На восточном побережье Средиземного моря было возведено множество селений финикийцев, население которых преимущественно занималось мореплаванием, рыболовством и торговлей.
Крупнейшими городами Финикии были Библ,Тир и Сидон.
Города были обнесены несколькими рядами массивных стен. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Прибывшие в Финикию иностранцы оказывались в лабиринте домов, улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям.
Финикийские города славились торговлей. Финикийцы купцы успешно торговали рыбой, оливковым маслом, кедровым лесом, шедшим на постройку кораблей. Финикия была центром транзитной торговли.
Финикийцы являлись умелыми ремесленниками. За пределами Финикии знали продукты финикийских литейщиков, строителей, ткачей
Купцы везли на продажу шерстяные ткани, стеклянную посуду и другие изделия. В древнем предании рассказывается, что создателями стекла были финикийцы.
Значительную роль в финикийском хозяйстве играло производство стекла..Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились. Стеклом отделывали и стены домов. Археология не в силах дать точные ответы, но приблизительная история стекла вырисовывается через письменные источники. Римский энциклопедист Плиний Старший в своем многотомном труде «Естественная история» законспектировал практически все знания Древнего Рима. В 36-й книге он упоминает и об открытии прозрачного стекла: «В Сирии есть область Финикия, примыкающая к Иудее… В том районе берет начало река Белус… Рассказывают, что на этом месте пришвартовался корабль, груженный натроном. Купцы, готовя трапезу на берегу моря, не нашли под рукой камни для поддержки котлов и использовали несколько кусков натрона, взятых с судна. Подвергнув их действию огня в сочетании с песками морского берега, они увидели прозрачные потоки неизвестной доселе жидкости. Говорят, что именно так и было открыто стекло».
Известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести), а финикийцы действительно одними из первых научились делать прозрачное стекло.
— Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, изобретением глиняной посуды, появлением ткачества. Правы ли ученые? Почему?
Финикийцам был известен секрет изготовления пурпурной краски, высоко ценившейся в странах древности.
Как же обнаружили эту краску?
Пурпур — одна из древнейших известных человечеству красок органического происхождения. Добывали его из морских улиток, раковины которых во множестве находили на финикийском побережье Средиземного моря. Эти морские улитки выделяют слизь для защиты нежного тела от повреждений. На свету слизь улиток из белой становится поочередно желтой, зеленой, синей, темно-красной и, наконец, пурпурной.
Изобретателями диковинной краски были финикийцы. Особой известностью пользовались ярко-красная и темно-фиолетовая пурпурные краски, составлявшие важную статью финикийского экспорта.
Пурпур был очень дорогим товаром, и это естественно: ведь добывался он буквально по каплям. Десятки тысяч улиток давали только 1 грамм драгоценной краски! Неудивительно поэтому, что пурпур был привилегией царей и знати. Римские императоры сделали его знаком императорского достоинства. В Византии важные акты записывали пурпуровой, «царской» краской.
Итак, мы выяснили, что финикийцы были искусными ремесленниками и отважными мореплавателями.
Не смотря на все заслуги финикийцев, в древние времена о них шла дурная слава
Почему в древности отношение к финикийцам было осуждающим?
Откройте, пожалуйста ,учебник на странице 74.-75.Прочитайте 1 и 2 абзацы пункта 2 «Торговля и морские разбойники».
-Почему жители других стран с радостью встречали финикийские корабли? (Ответ учащихся: «Купцы могли привезти льняное полотно,пурпурные ткани,вино,стеклянные бусы, сосуды. »)
Прочитайте 3 абзац пункта 2 «Торговля и морские разбойники».
Какая опасность могла подстерегать иностранных граждан при встрече с морскими торговцами из Финикии?
(Ответ учащихся: «Среди финикийцев было немало хитрых работорговцев. Нередко хитрыми уловками заманенные на финикийские суда в иностранных гаванях детей, взрослых и продавали их на невольничьих рынках Средиземноморья.»)
— Как пункта 2 «Торговля и морские разбойники». характеризует финикийцев?
2. Финикийские колонии
В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения. Мы называем их колониями.
(Работа с понятием, запись в словаре.)
Колония — поселение, основанное переселенцами из других земель.
-Опираясь на запись определения, назовите слово –синоним к понятию «колония».
(Ответ учащихся : «Поселение»)
-Используя определение понятия «колония», назовите основные признаки данного поселения. (Ответы учащихся: « 1).Это поселение, основанное переселенцами .2)Это поселение, основанное финикийцами или выходцами из других стран в иных землях»)
— Работая с картой на с. 75 учебника, определите места основания финикийских колоний.
Проблемный вопрос. Вы познакомились уже со многими странами. Как вы думаете, почему именно финикийцы начали основывать колонии?
3. Древнейший алфавит
Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит!
— Как вы думаете, почему?
— В чем трудности египетского письма?
— Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?
Тогда финикийцы создали новую систему письма.
— Работая в группах по четыре человека с текстом п. 4 § 15, определите достоинства и недостатки финикийского алфавита, преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?
IV. Подведение итогов урока
— С какой страной вы познакомились?
— Что вы узнали о ней, ее жителях и их занятиях?
— Какой страной была Финикия?
— Какую славу — добрую или дурную — имели финикийцы? Ответ аргументируйте.
Домашнее задание
§ 15,выполнить задания рубрики «Подумайте» на странице 77