Урок повторения и обобщения по физике «Путешествие в страну Тепландия» (8 класс)
Открытый урок обобщения, повторения, закрепления.
«Путешествие по стране Тепландия». 8 класс.
Цели урока:
Образовательная: научить ребят смотреть на окружающий мир как на источник фактов, попытаться «оживить» знания, полученные на уроках, т.е. показать необходимость их использования в различных ситуациях; формировать умение работать, соотнося свои возможности с возможностями членов группы, подчиняя свою волю и интеллект общей цели – решению учебных задач; дать почувствовать радость познания, радость небольших открытий.
Развивающая: развивать логическое мышление, познавательного интереса, формирование навыков самостоятельной и экспериментальной работы.
Воспитательная: развивать коммуникативные компетенции учащихся и умения работать в группе, профориентация учащихся.
Тип урока: комплексного применения знаний в форме турнира.
Технология: системного усвоения знаний.
Оформление: плакат-кроссворд, эпиграф, волшебный стол знаний, ключи, сегодня на уроке. Я мыслю, следовательно, я существую. Р. Декарт.
План урока.
Орг. момент. Цели урока. (Учащиеся объединены в группы по 5 человек).
Термины и понятия. Ключевое слово. ( Красный сектор)
Разминка. Перевод в систему СИ. ( Зеленый сектор)
Понимаешь ли ты графики? Тест. ( Желтый сектор)
Ты, я, он, она вместе сила – это да! (проверка на кодоскопе) ( Голубой сектор)
НИИ. Эксперимент. (Объяснение опыта) ( Оранжевый сектор)
Итоги. Рефлексия. Научные вопросы от детей.
Дом задание. Индивидуальное.
Ход урока.
Орг. момент. Цели урока для учителя, ученика.
Термины и понятия. Кроссворд. (Красный сектор)
1 группа.
1 слово. Частицы из которых состоят вещества?
2 слово. Процесс превращения жидкости в газ?
3 слово. Процесс превращения твердого тела в газ?
? Что такое испарение.
?Физический смысл удельной теплоты парообразования r -?
2 группа.
4 слово. Физическая величина, характеризующая быстроту и направление движения?
5 слово. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела?
6 слово. Кинетическая, потенциальная, внутренняя…?
? Какая энергия называется внутренней.
? Физический смысл удельной теплоемкости с-?
3 группа.
7 слово. Единица энергии?
8 слово. Процесс превращения твердого вещества в жидкость?
9 слово. Процесс окисления, сопровождающееся выделением энергии?
? Как перевести кДж в Дж.
? Физический смысл удельной теплоты плавления λ -?
4 группа.
10 слово. Превращение пара в жидкость?
11 слово. Вид теплопередачи?
12 слово. Мельчайшая частица химического элемента?
? Что называется конвекцией.
? Физический смысл удельной теплоты сгорания топлива q- ?
5 группа.
13 слово. Величина, характеризующая инертные свойства тела?
14 слово. Конвекционный поток воздуха в атмосфере?
15 слово. Ученый, в честь которого названа температурная шкала?
? Как перевести градусы по Цельсию в Кельвины?
? Как можно изменить внутреннюю энергию.
Разминка. (Зеленый сектор) Раздаточный материал
1 группа. 2 группа
1. 2000 Дж = кДж 1. 6300 Дж = кДж
2. 3600 Дж = кДж 2. 4200 Дж = кДж
3. 2400 Дж = кДж 3. 6400 Дж = кДж
4. 4600 Дж = кДж 4. 2800 Дж = кДж
5. 6000 Дж = кДж 5. 4300 Дж = кДж
3 группа 4 группа 5 группа
1. 3600 Дж = кДж 1. 4100 Дж = кДж 1. 2200 Дж = кДж
2. 5800 Дж = кДж 2. 2500 Дж = кДж 2. 6700 Дж = кДж
3. 4600 Дж = кДж 3. 5500 Дж = кДж 3. 8500 Дж = кДж
4. 3100 Дж = кДж 4. 4200 Дж = кДж 4. 1200 Дж = кДж
5. 2300 Дж = кДж 5. 3900 Дж = кДж 5. 6900 Дж = кДж
Понимаешь ли ты графики? Тест. (Желтый сектор)
(Раздаточный материал)
1 группа. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Участок БВ графика соответствует процессу плавления вещества.
2) Участок ГД графика соответствует охлаждению вещества в твердом состоянии.
3) В процессе перехода вещества из состояния А в состояние Б внутренняя энергия вещества не изменяется.
4) В состоянии, соответствующем точке Е на графике, вещество находится целиком в жидком состоянии.
5) В процессе перехода вещества из состояния Д в состояние Ж внутренняя энергия вещества уменьшается.
2 группа На рисунке представлен график зависимости температуры t некоторого вещества от полученного количества теплоты Q. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Участок ГД графика соответствует процессу плавления вещества.
2) Температура плавления вещества равна t2.
3) В точке В вещество находится в жидком состоянии.
4) В процессе перехода из состояния А в состояние Б внутренняя энергия вещества увеличивается.
5) Температура кипения вещества равна t1.
Группа 3 На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.
3) Удельная теплоемкость вещества в твердом состоянии равна удельной теплоемкости этого вещества в жидком состоянии.
4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.
5) Температура t2 равна температуре плавления данного вещества.
Группа 4 На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. (Удельная теплоемкость свинца — 130 Дж/(кг·°С).)
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) Внутренняя энергия свинца за первые 5 мин нагревания увеличилась на 13 кДж.
2) В точке Б свинец находится в жидком состоянии.
3) Температура плавления свинца равна 327 °C.
4) При переходе свинца из состояния Б в состояние В внутренняя энергия свинца не изменилась.
5) В точке А на графике свинец находится частично в твердом, частично в жидком состоянии.
Группа 5 На рисунке приведены графики зависимости от времени температуры t двух твердых тел одинаковой массы, изготовленных из разных веществ и отдающих одинаковое количество теплоты в единицу времени. Первоначально вещества находились в жидком состоянии. Длительность промежутка времени равна длительности промежутка времени
Из приведенных ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера.
1) Температура кристаллизации вещества 1 ниже, чем вещества 2.
2) Вещество 2 полностью переходит в твердое состояние в тот момент времени, когда начинается кристаллизация вещества 1.
3) Удельная теплота кристаллизации вещества 1 меньше, чем вещества 2.
4) Удельная теплоемкость вещества 1 в жидком состоянии больше, чем вещества 2.
5) В течение промежутка времени 0-t1 оба вещества находились в твердом состоянии.
Ты, я, он, она, вместе сила – это да! (Голубой сектор) Проверка на кодоскопе. (Решают на пленке).
1 группа
Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой m=200 г. нагретого до температуры t1=46,50С? Температура тела человека t2=36,50С. Удельная теплоемкость воды
с= 4200 Дж/кг 0С.
2 группа
Удельная теплота сгорания пшеничного хлеба q1= 9260000 Дж/кг, а сливочного масла
q2= 32690000 Дж/кг. Какую энергию получит человек, съев бутерброд с маслом. (m1=100 г хлеба и m2=20 г масла)?
3 группа. Отопители – расчетчики.
Какое количество теплоты нужно передать комнате размером V=5·4·3 м, чтобы нагреть в ней воздух от t1=00С до t2=200С? Плотность воздуха ρ = 1,29 кг/м3, удельная теплоемкость воздуха с = 1000 Дж/кг 0С.
4 группа. Печники.
Сколько дров нужно сжечь, чтобы нагреть с помощью камина воздух в комнате размером V=5·4·3 м от t1=00С до t2=200С? Плотность воздуха ρ = 1,29 кг/м3, удельная теплоемкость воздуха с = 1000 Дж/кг 0С, удельная теплота сгорания дров q = 107 Дж/кг.
5 группа.
Атомная электростанция расходует в сутки ядерное топливо массой m=30 г. Вычислите количество теплоты, получаемое в сутки, если удельная теплота сгорания ядерного топлива
q =8·1013Дж/кг.
Вывод: Мы с вами выяснили, чтобы получить энергию, человек должен принимать пищу. Источником энергии часто является тепло – его вырабатывают на мощных тепловых и атомных электростанциях. А работают там люди, которые учатся в СФУ.
Горячие номера. (Сектор оранжевый)
ТБ. Подписи учащихся.
1 группа
«Утюг на службе у человека!»
Почему у утюга нижняя часть, называемая «подошвой», сделана массивной и металлической?
2 группа
«Утюг на службе у человека!»
Как определить: нагрелся утюг или нет?
3 группа
«Утюг на службе у человека!»
Почему ручка у утюга сделана из пластмассы?
4 группа
«Утюг на службе у человека!»
Каким утюгом лучше гладить: теплым или горячим?
5 группа
«Утюг на службе у человека!»
Какие физические явления происходят в ткани при проглаживании утюгом?
Измерьте температуру в черном и белом стакане. Измеренную температуру переведите в Кельвины. В каком стакане вода остыла быстрее и почему?
Итоги урока. Рефлексия.
Д.з. индивидуальное. Спасибо за работу и внимание!