Урок физики в 7 классе «Измерение физических величин»
Физика. 7 класс. Урок 2
Тема урока «ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ».
Цели урока: формирование способностей учащихся к анализу, планированию деятельности, расширение кругозора.
Оборудование: физические приборы - манометр, секундомер, термометр, гальванометр, микрометр, штагненциркуль, другие измерительные приборы, деревянные бруски для практического задания.
Сопровождение урока – мультимедийная презентация.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка усвоения изученного материала:
Заслушивание кратких сообщений учащихся (расширение знаний) по теме (5 минут)
Проверочное задание: «Закончи фразу…» на слайде – текст, читая который, необходимо вместо многоточия проговорить необходимые термины, определения, фамилии ученых. Слайд 1, 2.
Все, что тебя и меня окружает, мы называем… (материя)
У истоков науки, изучающей природу, стояли ученые … (Аристотель, Архимед)
В окружающем нас мире происходят различные … (изменения или явления)
Чтобы получить новые знания, нужно провести … (опыт)
При проведении эксперимента ученик выполняет специальные … (измерения)
Автор первого учебника по физики в России -… (Ломоносов)
Нас окружают различные физические … (тела)
Комментарии к ответам учащихся, выставление оценок.
Изучение нового материала:
Учитель: При проведении опытов, выполняя лабораторные работы, вы будете иметь дело с физическими параметрами, которые с течением времени могут изменяться или остаются постоянными (температура тела, уровень жидкости в мензурке). Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называют физическими величинами. К ним относятся объем, масса, время, скорость, длина и другие; каждая физическая величина имеет свою единицу измерения. Для измерения физических величин используются измерительные приборы. Слайд 3
Демонстрация измерительных приборов, формулировка проблемы: как измерить физическую величину? Учащимся задаются вопросы:
- Назовите известные вам приборы из тех, что представлены на слайде.
- Что общего в приборах, расположенных на демонстрационном столе?
- Что представляет собой измерительная шкала измерительного прибора?
- С какой точностью можно выполнить измерения ученической линейкой?
Обобщая ответы учащихся, формулируется определение цены деления измерительного прибора: Слайд 4.
Учащиеся составляют алгоритм действий при выполнении измерений физической величины:
Выбрать измерительный прибор, необходимый для измерения данной физ. величины
Оценить характеристики измерительной шкалы прибора: цену деления шкалы; предел измерений; положение точки отсчета.
Выполнить, соблюдая необходимые правила, измерение физической величины.
Практическое задание: (дифференцированное, работа учащихся парами)
I уровень: Определить размеры деревянного бруска с помощью ученической линейки;
II уровень: Вычислить объем деревянного бруска, используя измерительную линейку.
Учитель обращается внимание на различные значения размеров бруска, озвученных учащимися. Дается понятие погрешности измерения, запись результатов измерения величины. Слайд 5
Учитель: Деревянный брусок – прямоугольный параллелепипед. Но как быть, если вам необходимо измерить объем тела неправильной формы? Каким из представленных на слайде приборов вы сможете воспользоваться? Подтвердить верность выбора измерительного прибора вы сможете, выполнив фронтальный эксперимент. Слайд 4.
После выполнения работы тетради сдаются на проверку, проводится обсуждение возникших (если таковые имеются) трудностей.
Учащимся предоставляется возможность выполнить, следуя такому же алгоритму, лабораторную работу дома.
Подводятся итоги урока.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Чтоб измерена была книга, дом, скамейка,
Обязательно нужна будет нам …(линейка)
2. Узкий взяли мы стакан, нанесли деления,
Называется прибор …(мензурка) без сомнения!
3. Зажимаем тело в лапке,
закрепим, не тратя сил,
На любой лабораторной
мы используем …(штатив)
4. Прибор для измерения плотности жидкости – (ареометр)
5. Две сестры качались, правды добивались,
А когда добились, то остановились. (весы)
6. На уроках делу – время
От звонка до перемен,
чтоб его нам зря не тратить,
Смотрим на …(секундомер)
По вертикали – АРХИМЕД.
Домашнее задание: § 4, 5. Упр.1
Творческое задание учащимся (выполняется по желанию ребенка): у вас двухлитровая кастрюля, ведро с водой и чайник, в который необходимо налить 1 литр воды. Как это сделать?
Ответ: Кастрюлю доверху наполнить водой из ведра; держа над чайником, медленно наклонять, переливая воду до тех пор, пока оставшаяся в кастрюле вода не достигнет точки соединения противоположной точке слива воды стенки и дна кастрюли.
Литература:
А.В. Пёрышкин Физика. 7 класс. М. Дрофа, 2015, 223 с.