Урок физики в 7 классе по теме «Взаимодействие тел, масса»
урок физики по ФГОС СОО на тему: «Взаимодействие тел. Масса».
ФИО учителя: Сидаш Светлана Андреевна
Место работы: МКОУ «Толпинская СОШ» Кореневского района Курской области
Класс: 7
УМК: А.В. Перышкин, «Дрофа»,2013 г.,
В.И.Лукашик "Сборник задач по физике", 2011 г.,
Цель урока: изучить понятие взаимодействие и массы, показать его практическую значимость. Выяснить зависимость скорости тела от массы взаимодействующих тел.
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): установить результат взаимодействия и уметь его объяснить на конкретных примерах;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Воспитывать уважение к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: формирование умения делать выводы, воспринимать информацию поданную в словесной и визуальной формах; выделять основное содержание полученной на уроке информации.
- коммуникативные: в сотрудничестве с учителем и сверстниками организация и планирование деятельности на уроке;
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: метод мозгового штурма, метод новых вариантов, словесные, наглядные, практические.
Используемые технологии: технология деятельностного метода; технология проблемно-диалогового обучения
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран, шары разные по массе.
План урока:
1. Организационный этап (1минута)
2. Актуализации и мотивации знаний (10 минут)
3. Изучение нового материала
а) Первичное усвоение новых знаний (10минут)
б) Первичная проверка новых знаний (10 минут)
в) Первичное закрепление новых знаний (10минут)
4. Итог урока и рефлексия (3 минуты)
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минуты)
Организация урока | ||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. |
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента. 4.Работа с раздаточным материалом. 5.Решение задач. 6. Самооценка и взаимооценка работы на уроке. | Технология сотрудничества. | метод мозгового штурма, метод новых вариантов, словесные, наглядные, практические. | групповая, индивидуальная, коллективная. | Физическое оборудование: Линейка пластмассовая, две демонстрационные тележки, нить, зажигалка. Ресурсы: проектор, презентация, задание «Проверь себя!» |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Вводно-мотивационный этап. | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к уроку | Обеспечивает благоприятный настрой. Зачитывает эпиграф к уроку. | Настраиваются на работу. Объясняют смысл эпиграфа. | Личностные | 1 мин. |
| | | | | | |
2. | Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Проверить знания по д/з, по теме «Инерция». Обеспечить деятельность по определению темы и целей урока. | Предлагает разгадать ребус, назвать тему урока и сформулировать цель
| Пытаются ответить, выполняют тест. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
| | | | | | |
Операционно-содержательный этап | ||||||
3. | Изучение нового материала. 1) Первичное усвоение новых знаний. 2) Первичная проверка понимания 3) Первичное закрепление | Способствовать деятельности обучающихся по объяснению проиллюстрированного эксперимента и формулировке вывода о причине изменения скорости тележек и об их взаимодействии, о зависимости отношения скоростей и отношения масс взаимодействующих тел. Развивать способность самооценки своих способностей. | Опыт 1 Приведите шар в движение.. запишите вывод. Опыт 2. Столкните два шара разной массы и скажите скорость какого изменилась больше. Запишите вывод Учитель дает понятие взаимодействия И понятие массы. Предлагает решить тест на слайде и задачи упр 6 Предлагает задание «Дополни предложение» | Изучение нового материала 1)Отвечают; 2)Проводят эксперимент со взаимодействующими шарами. 3)Отвечают на вопросы и решают задачи. Дети делают вывод: для изменения скорости движения тела необходимо действие второго тела. Второе тело также испытывает действие со стороны первого тела и изменяет свою скорость. Решают тест, задачу. Выполняют задание и делают взаимооценку по слайду с ответами. | Личностные, познавательные, регулятивные | 30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. | ||||||
4. | Рефлексия. (Подведение итогов). | Формировать умение осуществлять самооценку . | Предлагает выбрать предложение. | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
5. | Подача домашнего задания. | Разбор домашнего задания. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Приложение.
Актуализация знаний. (Слайд1)
(Слайд 2)Давайте представим, что мы едим на сказочном автобусе в мир знаний. Покажите, что будет с вами происходить, если автобус резко затормозит? Резко повернет направо, налево? Резко наберет скорость? Это нам причинит неудобства. А, какое явление виновно в этом ? (Инерция). Вспомним с вами, что такое инерция и каковы ее причины?
Мотивационный.
Слайд(3)Мы любим, разгадывать ребусы, и сегодня он нам поможет узнать тему урока. (Взаимодействие)
Слайд(4)Эпиграфом к уроку я взяла слова Томаса Карлейля «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». Какое отношение имеет данное изречение к нашему уроку?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что предстоит узнать на уроке? Отвечают и высказывают предположения. Формулируют тему и ставят цель к уроку.
3.Изучение нового материала.
Работа в группах (Слайд5)
1) Большой металлический шар лежит на столе.
Вопросы.
В каком состоянии находится шар? (В состоянии покоя)
Предложите способы приведения его в движение.
Что необходимо для того, чтобы его скорость изменилась? (Взаимодействие с другим телом) (Слайд6) Вывод. Причина изменения скорости тела – воздействие на него других тел. Рассмотрим несколько примеров
Предполагаемые ответы (Ударяю по шарику линейкой, толкаю и т.д.)
Почему изменилась скорость шарика? (Произошло взаимодействие с другим телом)
3) Столкните шары разной массы, что можно сказать о скоростях взаимодействующих тел? Запишите ответ в тетрадь. (Слайд7)
(Чем меньше масса, тем шар двигается быстрее, т.е. скорость больше) Как зависит масса тела и его скорость? (Обратно пропорционально m1/m2 = v1/v2).
Объясни видео. (Слайд8)
Ученики объясняют и делают вывод.
Решение задач. (Слайд№9-10)
Придет ли в движении парусная лодка под действием потока воздуха исходящего от вентилятора стоящего на ней?
от вентилятора, установленного на ней?
Проверь себя! (Слайд11)
1. Взаимодействием называют действие тел…
2. В результате взаимодействия изменяются…
3. У тела большей массы скорость изменяется…, про него говорят, что оно… инертно.
4. При выстреле из ружья большую скорость получает…, потому что ее масса…
5. Если при взаимодействии друг с другом два тела изменяют свою скорость одинаково, то их массы….
Проверка ответов (слайд 12)
Упражнение №6 (2)
Решение задачи.
m1/m2 = v2/v1; v2 = m1v1 /m2 ; v2 = 40кг 2м/с/80кг = 1м/с
Упражнение №6 (3)
m1/m2 = v2/v1; m1 = m2 v2 /v1; m1 = 700 0,01/1,6= 7/1,6 = 4,4 кг.
Задача. Мы любим читать сказки, но часто нам и невдомек, какую информацию несет тот или иной сюжет. Я думаю, вам всем хорошо известен такой литературный герой Рудольфа Эриха Распе, как Барон Мюнхгаузен. Барон утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его рассказ: «Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. НО конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами". Как вы считаете, возможно, такое и почему?
Отвечают, высказывают предположения.
Ответ. Чтобы изменить свою скорость барон Мюнхгаузен должен взаимодействовать с другим телом, потому что во взаимодействии участвуют не менее двух тел.
Домашнее задание. (Слайд13)
Прочитать параграф №19, 20 подумать над вопросами и найти ответы. Упр.№6 (1), №219 Л.
Рефлексия. (Слайд14)
Я все очень хорошо понял;
Мне было интересно;
Мне все понятно, но материал не всегда интересен;
Я не все понял, но мне было интересно;
Я ничего не понял и на уроке скучал.
Список использованной литературы и источники в интернете:
1.http://class-fizika.ru/reb1.html (ребус)
2.http://pedsovet.su/load/73-1-0-45339
3.Физика. 7кл. А.В Перышкин 2013 -224с
4.Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина 2013 -112с
5.Сборник задач по физике. 7-9кл. В.И.Лукашик, Е.В. Иванова2016-242с