Урок геометрии в 7 классе «Признаки параллельности двух прямых»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ход урока.
1) Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки обучающихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности к уроку;
- настрой обучающихся на работу.
2) Актуализация знаний обучающихся.1 этап: (до чтения)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Слайд 1: - Посмотрите пожалуйста на экран. - Что вы видите? - А можно ли с улицы Федюнинского сразу попасть на улицу Пермякова? - Что вы можете сказать о расположении улиц Мельникайте и Пермякова? - Есть ли на этом снимке улицы, которые располагаются аналогичным образом? | Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры. | Слайд 1 (Приложение 1) |
- Конечно, я не просто так предложила вашему вниманию этот слайд. Подумайте какие геометрические термины вы только что вспомнили и предположите, чему будет посвящён наш урок? | Предположения детей о теме урока. | |
- Тема нашего урока «Признаки параллельности двух прямых» - записать в тетрадь. - Что по вашему мнению мы будем изучать сегодня на уроке? Краткая запись предположений детей. | Работа в тетрадях (дата, тема урока) Обучающиеся высказывают свои предположения, участвуют в целеполагании. | Банк идей |
3. Изложение нового материала 2 этап: (работа с текстом учебника)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
- Что бы узнать какие из предположений верны обратимся к материалу учебника Геометрия 7-9 класс, Л.С.Атанасян, стр. 52-53, П24-25 . - Ваша задача: внимательно прочитать материал и, опираясь на текст, заполнить таблицу, которая лежит перед вами (Приложение 2), работайте внимательно и аккуратно, что бы в дальнейшем использовать систематизированный вами материал в работе (советуйтесь в парах обсуждайте выбранные вами ответы.) | Работа с текстом учебника, заполнение таблицы. Работа в парах. | У каждого ребенка таблица . (Приложение 2) |
4. Закрепление 3 этап: (работа после чтения)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
- Проверим выполненное вами задание: 1. Как вы записали определение параллельных прямых? (прочитать) 2. Как обозначаются параллельные прямые а и в? (показать на доске) 3. Чертеж на доске (по ходу обсуждения отмечаю углы разными цветами ) - Какая прямая будет являться секущей по отношению к двум другим? (прямая С) - Почему прямую С называют «секущей»? (варианты ответов) - Назовите пары накрест лежащих углов. Как вы думаете почему эти пары углов называются «накрест лежащими»? (варианты ответов) - Назовите пары односторонних углов. Как вы думаете почему эти пары углов называются «односторонними»? (варианты ответов) - Назовите пары сходственных углов. Как вы думаете почему эти пары углов называются «сходственными»? (варианты ответов) - А какие еще углы вы здесь видите? (смежные и вертикальные) - Вы обязательно должны знать эти пары углов, уметь их выделять на чертеже, так как именно с ними связаны три признака параллельности двух прямых. И сейчас мы познакомимся с первым признаком параллельности двух прямых. | Обучающиеся отвечают на вопросы по изученному материалу. Проверяют правильность выполнения заданий. Высказывают свое мнение и предположения. | На доске заранее заготовлен чертеж, такой же как в таблице у учащихся. |
Провожу доказательство 1 признака параллельности двух прямых, оформляю доказательство теоремы на доске опираясь на помощь детей. Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. | Работа в тетрадях, оформление доказательства теоремы. Отвечают на вопросы, предлагают последующие этапы доказательства. | |
4)Физкультминутка. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Слайд 2: (формулировка теоремы) Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. Слайд 3:( канва доказательства) Слайд 4: (формулировка теоремы) Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 °, то прямые параллельны. Слайд 5:( канва доказательства) (Проверка по слайдам 3 и 5) | Работа с материалом учебника, анализ и систематизация материала, оформление доказательства теорем. | Слайд 2 Слайд 3 ( канва доказательства) (Приложение 3) Слайд 4 Слайд 5: ( канва доказательства) (Приложение 4) У всех ребят таблицы, в которых оны должны заполнить пропуски и доказать теоремы. |
5. Подведение итогов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Выставление оценок с краткими комментариями. 1. С чем мы сегодня познакомились? (варианты ответов) 2. Были ли у нас верные гипотезы, перед тем, как мы приступили к изучению материала? (короткое обсуждение и выводы) | Отвечают на вопросы, делают выводы о правильности, выдвинутых в начале урока гипотез. | Банк идей. |
Слайд 6: Д/З. с краткими комментариями | Записывают Д\З | Слайд 6 |
Слайд 7: Рефлексия: ( Вопрос – ответ) | Учащиеся по желанию отвечают на один из вопросов, представленных на слайде. | Слайд 7 |
Приложение 1
Приложение 2
Страница 52-53 учебника.
Внимательно прочитать материал и заполнить таблицу.
1. | Определение параллельных прямых. | |
2. | Обозначение параллельных прямых а и в | |
3 . | Рис. 98 | Если прямаяа_____с и прямая b______ с, тоа_____b. |
4. |
6 6 5 7 8 2 1 3 4 | ____ - секущая по отношению к прямым _____________. |
При пересечении двух прямых секущей образуется _____ углов. | ||
Накрест лежащие углы- __________ и _____________. | ||
Односторонние углы _____________и _____________. | ||
Соответственные углы ____________ , _______________, ____________ и ______________ . |
Приложение 3
Теорема: Если при пересечении двух прямых
с екущей соответственные углы равны,
то прямые параллельны.
Дано: прямыеа иbи их секущаяс,
углы 1 и 2 соответственные, <1 = <2.
Доказать: а // b.
Доказательство:
1) <1 = <2 по _______________,
<1 = < 3, так как эти углы
___________________________,
следовательно , <3 = <2 .
2) Равные углы 3 и 2 _______________________________ , поэтомуа // b.
Теорема доказана.
Приложение 4
Т еорема: Если при пересечении двух прямых
секущей сумма односторонних углов равна 180 °,
то прямые параллельны.
Дано: прямыеа иbи их секущаяс,
углы 1 и 2 односторонние ,<1 +<2= 180°.
Доказать: а // b.
Доказательство:
,<1 +<2= 180° по _____________
<1 + < 3= 180° , так как эти углы
__________________________.
Из этих двух равенств следует, что <2 = < 3.
2) Равные углы 3 и 2
________________________, поэтому а // b.
Теорема доказана.
Акулова Елена Александровна, учитель математики
Общеобразовательный лицей ТИУ города Тюмени