Урок геометрии в 9 (коррекционном) классе «Подобные треугольники»

5
0
Материал опубликован 20 November 2016

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 

Тема: Подобие треугольников

Учитель: Татарникова Ирина Валентиновна

Образовательное учреждение: ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат»

Должность: учитель

Предмет: геометрия

Класс: 9, коррекционный

Тема и номер урока в теме: «Подобные треугольники», 5 урок

Базовый учебник: Геометрия: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2016.

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Цель урока: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности.

Задачи:

Предметные: обобщение знаний учащихся по теме; проверка умений и навыков учащихся;  учить применять их в практической деятельности, расширить границы и возможности образовательных компетенций обучающихся; развитие навыков самостоятельной работы; умение оценить свою работу и других учащихся; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Метапредметные: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развивать способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: развитие интереса к развитию математического творчества и математических способностей; воспитание аккуратности, самоконтроля, воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов; воспитание доброжелательности, толерантности, объективности; развивать математическое мышление; развитие внимания, логического мышления; аргументированной математической речи; поддержание интереса к предмету; воспитание культуры личности, отношения к геометрии, как к части общечеловеческой культуры, играющей огромную роль в общественном развитии, привитие и воспитание культуры труда.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная работа, самостоятельная.

Методы обучения: математические методы – моделирование, использование математического языка; методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы.

Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно- ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:

- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций межличностного общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание ситуации выбора и успеха;

- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

чёткая организация учебного труда;

антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся к нахождению различных по содержанию способов решения задач, без боязни ошибиться;

смена видов деятельности учащихся;

физкультминутка, выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.

Организация учебной деятельности с учётом информационно-коммуникативных технологий

Использование ИКТ на данном уроке способствует:

- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом;

- повышению интенсификации урока и темпа урока: презентация позволила значительно сократить время на обдумывание решения;

- увеличению объёма выполненной работы.

- ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска «Smart», мультимедийный проектор, презентация.

Программное обеспечение урока: MS Office -2010, ПО к «Smart Board» 9.7.

 Ход урока:

Организационный момент: 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Садитесь, пожалуйста.

 Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности  учащихся: 2 мин

Решите анаграмму и спрогнозируйте тему нашего урока (слайд 1). Тема урока «Подобные треугольники» (слайд 2). Запишите тему урока, число, классная работа в тетради и подпишите листы самооценки.

Девизом нашего урока является высказывание Рене Декарта “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться” (слайд 3).

Попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, руководствуясь темой и опорными словами: 1) Знать ….

2) Уметь ....

3) Повторить …..

Учитель показывает на доске опорные таблицы (обучающиеся сами формулируют цели урока, учитель обобщает).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний: 5 мин

Работа со слайдом:

Назовите соответственные углы треугольников.

Назовите сходственные стороны треугольников.

Дайте определение подобных треугольников (слайд 4).

Работа со слайдами:

Какие из следующих утверждений верны? (слайд 5)

1. Любые два равносторонних треугольника подобны.

2. Если два угла одного треугольника соответственно пропорциональны двум углам

другого треугольника, то такие треугольники подобны.

3. Если два треугольника подобны, то их сходственные стороны пропорциональны.

Ответ: 1 и 3.

Какие из следующих утверждений не верны? (слайд 6)

1. Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

2. Любые два прямоугольных треугольника подобны.

3. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

Ответ: 1 и 2.

Найди ошибку в формулировке: (слайд 7)

Если две стороны одного треугольника равны сходственным сторонам другого треугольника, и углы, прилежащие к этим сторонам равны, то такие треугольники подобны.

(Правильный ответ: Если две стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника, и углы, заключенные между этими сторонами равны, то такие треугольники подобны).

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки

Актуализация знаний учащихся: 2 мин (слайд 8)

На этом слайде вы видите различные треугольники. Найдите среди них пары подобных и объясните, почему они подобны.

Ответ: г – ж, а – д, е – з

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки

 Воспроизведение знаний на новом уровне: 7 мин

Класс делится на две группы. Каждой группе разные варианты теста.

Я предлагаю вам небольшой тест, проверьте каждый сам себя, как хорошо вы изучили эту тему. В тесте 5 вопросов, внимательно прочтите сначала вопрос, затем предложенные ответы и лишь потом подчеркните ответ, который вы считаете правильным

Тест (Приложение1)

Я думаю, каждому интересно правильно ли он дал ответы на вопросы теста, вас ждёт самопроверка. Кураторы групп проверяют на слайде ответы и оценивают работу своей группы ( слайды 9 – 10).

Кураторы оценивают работу каждого члена группы на этом этапе урока, заполняют листы самооценки

Подготовка учащихся к обобщающей деятельности: 5 мин

В геометрии подобными могут быть не только треугольники, но и совершенно произвольные фигуры. На этом слайде (11)  мы видим подобные пятиугольники, фигуры похожие на звёзды, фигуры со стрелками,  параллелограммы.

Как вы думаете, какими свойствами все они обладают? Совершенно верно у них одинаковые формы, но разные размеры.

Решение задач.

Задача 1: Могут ли быть равные треугольники подобными? (Слайд 12)

Сколько подобных треугольников вы видите на этом рисунке?

Сколько равных треугольников на этом рисунке?

Вывод: на этом рисунке 7 подобных треугольников.

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки

Физкультминутка: 2 мин (слайд 13)

Работа над нестандартными заданиями: 10 мин

Я хочу прочитать вам маленькую притчу.

Усталый пришел северный чужеземец в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченном троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.

Кто ты? – спросил верховный жрец?

Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. (Слайд 14)

Жрец надменно продолжал:

Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? – жрецы согнулись от хохота. – Будет хорошо, – насмешливо продолжал жрец, – если ты ошибешься не более, чем на сто локтей.

Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы Великого Египта.

Хорошо, сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство”.

Фалес привёл в удивление жрецов измерив высоту пирамиды без всяких приборов по отбрасываемой ею тени.

Решим и мы эту задачу (слайд 15). Решение выполните в классной тетради. Взаимопроверка.

Оцените свою работу своего товарища на этом этапе урока, заполните листы самооценки

Определение и разъяснение домашнего задания: 2 мин

 (Слайд 16)

Домашнее задание. Сколько же это метров? Это вы узнаете дома, переведя царские вавилонские локти в метры и сантиметры, если 1 локоть = 462 мм. А для любознательных задание: проведите эксперимент, как великий Фалес,  в солнечную погоду вычислите высоту своей школы.

Анализ и содержание  итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу: 6 мин

Фигуры, части которой подобны целому треугольнику, учёные назвали автоподобными. (слайд 17) Чем так интересны автоподобные фигуры? Примером автоподобной фигуры является золотая спираль, геометрическим свойством этой спирали является то, что каждый следующий виток подобен предыдущему. В форме золотой спирали закручиваются раковины многих моллюсков, в виде этой спирали плетут свою паутину пауки и даже (слайд 18) галактика солнечной системы закручивается по золотой спирали. Пропорциональность проявляется везде: в подобном строении дерева и его ветвей, в формах снежинок и кристаллов.

Стекло и хрусталь состоят из мельчайших частиц, кристаллов, автободобных фигур. Поверхность хрустальной вазы состоит из геометрических фигур, которые подобны друг другу.

Геометрия это наука, которая обладает всеми свойствами хрустального стекла, такая же прозрачная в рассуждениях, безупречная в доказательствах, ясная в ответах, гармонично сочетающая в себе прозрачность мысли и красоту человеческого разума.

Геометрия до конца не изученная наука,  и может быть, многие открытия ждут именно вас.

Пришло время подвести итог: ответьте себе на вопросы: (слайд 19)

1. Что вы узнали нового?  Я знаю…

2. Чему научились? Я умею…

3. Что вам показалось особенно трудным? Я смогу…

Заполните листы самооценки, поставьте итоговые оценки.

Комментарии
Комментариев пока нет.